Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАВА́НТЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 670-671

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Индеец шаванте, подготавливающий волокна для плетения. Индейская территория Пиментел-Барбоза (Мату-Гросу), 2011. Фото А.А. Матусовского

ШАВА́НТЕ, аку­эн, ак­вен, кри­ска, пус­си­ти, та­па­куа (са­мо­на­зва­ния A’wẽ – лю­ди, A’uwẽ Uptabi – на­стоя­щие лю­ди), ин­дей­ский на­род груп­пы центр. же в Юж. Бра­зи­лии. Жи­вут на 12 ин­дей­ских тер­ри­то­ри­ях в вер­ховь­ях р. Шин­гу на вос­то­ке шта­та Ма­ту-Гро­су и се­ве­ро-за­па­де шта­та Го­яс. Чис­лен­ность 18,4 тыс. чел. (2014, дан­ные Спец. сек­ре­та­риа­та по здо­ро­вью ин­дей­ских на­ро­дов). Го­во­рят на яз. ша­ван­те центр. груп­пы же язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Св. по­ло­ви­ны го­во­рят так­же по-пор­ту­галь­ски. Ок. 60% хри­стиа­не (в осн. ка­то­ли­ки, св. 7% – про­тес­тан­ты), ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Кон­так­ты с бра­зиль­ца­ми с кон. 18 в., по­сто­ян­ные – с нач. 20 в. В 1830–60-х гг. пе­ре­се­ля­лись из шта­та Го­яс на за­пад в Ма­ту-Гро­су. С 1930-х гг. сре­ди Ш. дей­ст­во­ва­ли хри­сти­ан­ские мис­сио­не­ры. До сер. 1950-х гг. ока­зы­ва­ли воо­руж. со­про­тив­ле­ние браз. ко­ло­ни­стам. С на­ча­лом ре­гу­ляр­ных кон­так­тов в 1950-е гг. зна­чит. часть по­гиб­ла от бо­лез­ней. С сер. 20 в. на­ча­лась ин­те­гра­ция Ш. в браз. об­ще­ст­во. В 1982 пле­мен­ной вождь Ш. Ма­риу Жу­ру­на пер­вым из ин­дей­цев Бра­зи­лии из­бран в Нац. кон­гресс.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев за­суш­ли­вых са­ванн Юж. Аме­ри­ки (сер­ра­до). За­ни­ма­лись се­зон­ным со­би­ра­тель­ст­вом (пло­ды пальм), охо­той (в т. ч. за­гон­ной с по­мо­щью ог­ня), ры­бо­лов­ст­вом и под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ба­тат, ма­ни­ок, ку­ку­ру­за, ты­к­ва, фа­соль, па­пайя). Ору­жие – лук со стре­ла­ми. Тра­диц. жи­ли­ще – по­лу­сфе­рич. хи­жи­на из вет­вей, по­се­ле­ние – по­лу­круг­лой фор­мы с муж­ским до­мом на од­ном из кон­цов за гра­ни­ца­ми де­рев­ни. Оде­ж­да от­сут­ст­во­ва­ла, муж­чи­ны но­си­ли фал­лок­рипт. Прак­ти­ку­ют рас­крас­ку ли­ца и те­ла, муж­чи­ны но­сят уш­ные встав­ки, длин­ные во­ло­сы, вы­стри­жен­ные на вис­ках и лбу, ма­куш­ку вы­бри­ва­ют, на шею по­вя­зы­ва­ют це­ре­мо­ни­аль­ный хлоп­ко­вый шнур. Со­хра­ня­ют­ся пле­те­ние (кор­зи­ны, ци­нов­ки), де­ле­ние на три пат­ри­ли­ней­ных ро­да и две эк­зо­гам­ные фрат­рии (По­ри­за’оно и Ова­ве), ри­ту­аль­ные тан­цы и пес­ни (да-ньо­ре), ини­циа­ции маль­чи­ков, с пе­рио­дом дли­тель­ной (до 5 лет) изо­ля­ции, и де­во­чек, ри­ту­аль­ный бег с брев­ном паль­мы бу­ри­ти (ваие уи­ве­де); бо­га­тая ми­фо­ло­гия (сю­же­ты о по­хо­ж­де­ни­ях куль­тур­ных ге­ро­ев, об­ре­те­нии куль­тур­ных цен­но­стей и др.). В сис­те­ме ве­ро­ва­ний важ­ную роль иг­ра­ют сно­ви­де­ния (по­лу­че­ние но­во­го воз­рас­тно­го име­ни, об­ще­ние с пред­ка­ми).

Уча­ст­ву­ют в дви­же­нии по за­щи­те прав ко­рен­но­го на­се­ле­ния Бра­зи­лии.

Ш. (юж. Ш., офайе-Ш., опайе) на­зы­ва­ют­ся так­же на­род с изо­ли­ров. язы­ком (см. в ст. Мак­ро-же язы­ки), жи­ву­щий по ре­кам Ивинь­ей­ма (Ивинь­е­ма), Ва­ка­рия и Вер­ди в шта­те Ма­ту-Гро­су-ду-Сул (60 чел. – 2006, оцен­ка), и вы­мер­шая груп­па на за­па­де шта­та Сан-Пау­лу (оти-Ш., эу­ша­ван­те; яз. оти, так­же в со­ста­ве макро-же).

Лит.: Maybury-Lewis D. A sociedade Xavante. Rio de J., 1984; Lombardi J. C. O Xavante e a política indigenista no Brasil nos séculos XVII e XIX. Piracicaba, 1985; Giaccaria B., Heide A. Mitologia Xavante: mitos, leyendas, cuentos y sueños. Quito; Roma, 1991.

Вернуться к началу