Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧУХТА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 663

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Чухта у народов Дагестана: 1 – аварка из села Ругуджа (полотнище, сшитое в верхней части углом и обмотанное повязкой нодокъу с серебряными подвесками на концах); 2 – багулалка из села Кванада (чепец с... Институт истории, археологии и этнографии ДАГНЦ РАН

ЧУХТА́ (авар. чух­та, чух­то; ан­дий­ское чут­ху; дар­гин­ское чуткъа, чук; лез­гин­ское шут­ку; ку­мык­ское и азерб. чут­ку; цез­ское къаз и др.), жен­ский го­лов­ной убор у на­ро­дов Кав­ка­за. Шил­ся из глад­ких (чёр­но­го или яр­ких цве­тов) или пё­ст­рых тка­ней (сит­ца, са­ти­на, шта­пе­ля, бя­зи, шёл­ка, шер­сти), у мо­ло­дых – из пар­чи, зо­лот­но­го шёл­ка и др. Плот­но ох­ва­ты­вал го­ло­ву и сви­сал по спи­не в ви­де на­кос­ни­ка, дос­ти­гая та­лии или по­до­ла пла­тья; ниж­няя часть час­то де­ла­лась из на­ряд­ной тка­ни (таф­та, шёлк, бар­хат), ук­ра­ша­лась ба­хро­мой и т. п. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­на меш­ко­об­раз­ная Ч. – по­лот­ни­ще (90–130×70–80 см), сши­тое вдоль, на­де­тое од­ним кон­цом на го­ло­ву; пер­во­на­чаль­но бы­ла из­вест­на в рав­нин­ных и пред­гор­ных рай­онах Да­ге­ста­на, в хан­ских ре­зи­ден­ци­ях (Ку­мух, Хун­зах и др.), за­тем про­ник­ла в на­гор­ные об­лас­ти. Для дар­гин­цев, кай­таг­цев и ку­ба­чин­цев ха­рак­тер­на Ч. в ви­де пря­мо­уголь­но­го по­лот­ни­ща, ино­гда при­сбо­рен­ная в лоб­ной час­ти, с на­ряд­ной на­шив­кой или вы­шив­кой би­се­ром, ко­рал­лом, жем­чу­гом; для ру­туль­цев – в ви­де тре­уголь­ной на­кид­ки, за­стёг­ну­той под под­бо­род­ком на пу­го­ви­цу (ба­шургъ­ан); для це­зов – пла­ще­об­раз­ная Ч.; на­лоб­ная часть Ч. у бот­лих­цев и ан­дий­цев име­ла вид ша­поч­ки слож­ной фор­мы (у бот­лих­цев – с ро­го­вид­ны­ми вы­сту­па­ми), под­би­той шер­стью; у час­ти авар­цев сши­ва­лась уг­лом и об­ма­ты­ва­лась свер­ху по­вяз­кой (но­докъу); в Юж. Да­ге­ста­не (у лез­ги­нов, агу­лов, ру­туль­цев, та­ба­са­ра­нов) Ч. пред­став­ля­ла со­бой че­пец, час­то рас­ши­тый се­реб­ря­ны­ми бляш­ка­ми, с при­ши­тым на­кос­ни­ком-меш­ком; у ба­гу­ла­лов, тин­да­лов, хвар­шин, час­ти авар­цев и дар­гин­цев – че­пец (ино­гда в ви­де ост­ро­уголь­но­го кол­па­ка) с длин­ным по­лот­ни­щем и т. п.

Лит.: Бу­ла­то­ва А. Г., Гад­жие­ва С. Ш., Сер­гее­ва Г. А. Оде­ж­да на­ро­дов Да­ге­ста­на. Пу­щи­но, 2001; Му­сае­ва М. К. Тра­ди­ци­он­ная ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов За­пад­но­го Да­ге­ста­на: па­но­рам­ный об­зор. Ма­хач­ка­ла, 2003.

Вернуться к началу