Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧУ́ХИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 661-662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Чухи. Уипиль из Сан-Матео-Истатан.

ЧУ́ХИ (чух, чу­хе; са­мо­на­зва­ние кет чон­хаб, кет чон­хаб к’оба – лю­ди Чон­хаб, т. е. Ис­та­та­на, или Иш­та­та­на), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя в Ме­зо­аме­ри­ке. Жи­вут в го­рах Сьер­ра-де-лос-Ку­чу­ма­та­нес на се­ве­ро-за­па­де Гва­те­ма­лы (му­ни­ци­па­ли­те­ты Сан-Ма­тео-Ис­та­тан, Сан-Се­ба­сть­ян-Коа­тан, Нен­тон и Ба­риль­яс на се­ве­ро-за­па­де деп-та Уэу­эте­нан­го; 64 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись) и в озёр­ной зо­не Мон­те­бе­льо на юго-вос­то­ке Мек­си­ки (об­щи­на Цис­као, му­ни­ци­па­литет Ла-Три­ни­та­рия, на вос­то­ке шта­та Чья­пас; 3 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись). Св. 70% го­во­рят на яз. чух кан­хо­баль­ской вет­ви майя язы­ков (диа­лек­ты иш­та­тан, или ма­теа­но, и коа­тан, или коа­та­не­ко); пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Боль­шин­ст­во вла­де­ют исп. яз., ок. 20% зна­ют один из язы­ков сво­их со­се­дей – ха­каль­те­ков, кан­хо­ба­лей, ака­те­ков, ма­ме. Ок. 45% ка­то­ли­ки, ок. 6% про­тес­тан­ты (в осн. в Сан-Ма­тео-Ис­та­та­не и Нен­то­не); ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. куль­тов (кос­тум­бре – «обы­чай»).

По лин­гвис­тич. дан­ным, Ч. жи­вут на пра­ро­ди­не майя. Язык Ч. от­де­лил­ся от об­ще­го пред­ка вет­ви в 3–6 вв. На их тер­ри­то­рии на­хо­дят­ся св. 20 цен­тров ци­ви­ли­за­ции майя клас­сич. и по­стклас­сич. пе­рио­дов. Сан-Ма­тео-Ис­та­тан по­стро­ен на руи­нах го­ро­да 7–9 вв. ря­дом с раз­ра­бот­ка­ми чёр­ной со­ли – осн. экс­порт­но­го то­ва­ра; пе­ред од­ной из 4 шахт – хра­мо­вый ком­плекс на плат­фор­ме. В 15 в. кня­жест­ва Ч. по­па­ли под власть ки­че, в нач. 16 в. в сою­зе с сев. ма­ме ос­во­бо­ди­лись от неё. В 1524 за­воё­ва­ны П. де Аль­ва­ра­до; в 1529 вме­сте с кан­хо­ба­ля­ми и ха­каль­те­ка­ми бы­ли от­да­ны в эн­ко­мьен­ду его ком­па­ньо­ну Г. де Ова­лье. В 1549 в Сан-Ма­тео-Ис­та­та­не ос­но­ва­на до­ми­ни­кан­ская ре­дук­ция, но Ч. об­ра­ще­ны в хри­сти­ан­ст­во лишь по­сле окон­чат. за­вое­ва­ния Ис­та­та­на в 1686. Не­од­но­крат­но вос­ста­ва­ли, в т. ч. с кон. 19 в. про­ти­ви­лись распро­да­же сво­их зе­мель. В 1980-е гг. уча­ст­во­ва­ли в пар­ти­зан­ской вой­не про­тив во­ен. хун­ты. Из-за не­хват­ки зем­ли мн. Ч. эмиг­ри­ро­ва­ли, в т. ч. ок. 25% – в США (в осн. в Лос-Анд­же­лес).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. Осн. за­ня­тия – до­бы­ча и тор­гов­ля со­лью, под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, ов­це­вод­ст­во. Чу­хи Нен­то­на ра­бо­та­ют на ко­фей­ных план­та­ци­ях. Раз­ви­ты тка­че­ст­во и пле­те­ние на про­да­жу из во­ло­кон ага­вы (сум­ки, за­плеч­ные меш­ки). Муж­чи­ны но­сят шта­ны и шер­стя­ную ту­ни­ко­об­раз­ную оде­ж­ду (ло­пиль), жен­щи­ны – за­паш­ную юб­ку и длин­ный вы­ши­тый уи­пиль (осн. мо­тив – кон­цен­трич. ок­руж­но­сти, звез­до­об­раз­ные узо­ры) из хлоп­ка (нип). Го­ло­ву по­вя­зы­ва­ют раз­но­цвет­ны­ми шар­фа­ми. Се­мья рас­ши­рен­ная, брак пат­ри­ло­каль­ный. Прак­ти­ку­ет­ся умы­ка­ние. Пер­вый маль­чик но­сит имя де­да по от­цов­ской ли­нии, пер­вая де­воч­ка – баб­ки по ма­те­рин­ской, вто­рой маль­чик – от­ца ма­те­ри, вто­рая де­воч­ка – ма­те­ри от­ца. Близ­не­цы счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми. Ка­ж­дый го­род име­ет ри­ту­аль­но­го ли­де­ра (ичам ал­кал – «воз­но­ся­щий мо­лит­вы»), в т. ч. на­зна­чаю­ще­го да­ты по­ле­вых и об­ществ. ра­бот. По­сле­до­ва­те­ли кос­тум­бре в ра­бо­те и ри­туа­лах сле­ду­ют 260-днев­но­му май­ян­ско­му ка­лен­да­рю; со­блю­да­ют об­ря­ды Но­во­го го­да, из­гна­ния зло­го ду­ха, очи­ще­ния в па­ро­вой ба­не (иках), по­се­ва и сбо­ра уро­жая. В Сан-Ма­тео-Ис­та­та­не куль­тур­ный ге­рой Меб’а (Си­ро­та), ас­со­ции­ру­ет­ся с Хри­стом, его мать Меб’а’ (Лу­на) – с Де­вой Ма­ри­ей, Солн­це – с Бо­гом-От­цом. Прак­ти­ку­ют кол­ду­ны и пред­ска­зате­ли (ах’чум, ишах’чум), га­даю­щие по се­ме­нам эрит­ри­ны (чум). Ле­ка­ри ис­поль­зу­ют тра­вы и же­ва­тель­ный та­бак с из­ве­стью (к’уц). Пред­ки по­чи­та­ют­ся как ду­хи пе­щер, гор, озёр и т. п.

Лит.: Tejada Bouscayrol M. Historia social del norte de Huehuetenango. Huehuetenango, 2002; Aguirre F. L. La ciudadanía del pueblo chuj en México: una dialéctica negativa de identidades // Alteridades. 2008. Vol. 18. № 35; Lovell W. G. Conquest and survival in colonial Guatemala: A historical geography of the Cuchumatan Highlands, 1500–1821. 4th ed. Montreal, 2015.

Вернуться к началу