Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧОНТА́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 622-623

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Чонтали штата Табаско. Ритуальная маска. Мексиканский культурный институт (Вашингтон).

ЧОНТА́ЛИ (от чон­тал­ли; на яз. нау­атль – чу­жой, ино­зе­мец), 1) ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя на юго-вос­то­ке Мек­си­ки (са­мо­на­зва­ния: йо­ко уи­ни­коб – на­стоя­щие лю­ди; йо­ко т’ааноб – [люди] на­стоя­ще­го язы­ка). Жи­вут в Чон­таль­пе – тро­пич. ле­сах и са­ван­нах на при­бреж­ной рав­ни­не в цен­тре и на вос­то­ке шта­та Та­ба­ско (осн. на­се­ле­ние му­ни­ци­па­ли­те­та На­ка­ху­ка). Чис­лен­ность 27,7 тыс. чел. (2015, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. чоль­ской вет­ви майя язы­ков. Ка­то­ли­ки.

Пред­ки Ч. бы­ли рас­се­ле­ны от оз. Ме­коа­кан на за­па­де до ни­зовь­ев Усу­ма­син­ты, Гри­халь­вы и Кан­де­ля­рии и пор­та Чам­по­тон на вос­то­ке; воз­мож­но, бы­ли соз­да­те­ля­ми Ко­маль­каль­ко – са­мо­го зап. го­су­дар­ст­ва клас­сич. ци­ви­ли­за­ции майя (6–9 вв.). Кон­тро­ли­ро­ва­ли мор. тор­гов­лю вдоль по­бе­ре­жья Та­ба­ско, Кам­пе­че и Юка­та­на до устья р. Улуа в Зап. Гон­ду­ра­се. В по­стклас­сич. пе­ри­од име­ли го­су­дар­ст­ва: По­тон­чан (Пу­тун­чан) – с цен­тром в дель­те Усу­ма­син­ты и Гри­халь­вы; Ака­лан («Ме­сто ло­док») – со сто­ли­цей Ицам­ка­нак, реч­ным пор­том на р. Кан­де­ля­рия (ны­не – руи­ны Эль-Тиг­ре), где по­след­ний пра­ви­тель (ха­лач-ви­ник – «на­стоя­щий че­ло­век», «вла­ды­ка») Паш­бо­ло­на­ча в 1525 при­ни­мал Э. Кор­те­са и где по при­ка­зу Кор­те­са был обез­глав­лен по­след­ний тла­тоа­ни Те­ноч­тит­ла­на Куа­у­те­мок; Ча­кан-Пу­тун («Стра­на са­ван­ны») – к вос­то­ку от Ла­гу­ны-Тер­ми­нос; Чак­те­маль («Ус­по­кое­ние [бо­га до­ж­дя] Чаа­ка»), на бе­ре­гах зал. Че­ту­маль, его по­след­ний ха­лач-ви­ник На­чан Кан при­нял по­тер­пев­ших кру­ше­ние Г. Гер­ре­ро и Х. де Аги­ла­ра, и др. Ч. ве­ли по­сто­ян­ные вой­ны с на­уа, впер­вые вторг­ши­ми­ся в Чон­таль­пу в 10 в. во гла­ве с пра­ви­те­лем толь­те­ков То­пиль­ци­ном. В 12–13 вв. сю­да при­шли чи­чи­ме­ки. Из кня­жеств Ши­ка­лан­го, Ау­а­луль­ко, Уи­ман­го, Си­ма­тан и др. со сме­шан­ным на­уа-ми­хе-Ч. на­се­ле­ни­ем на Ч. рас­про­стра­ня­лось влия­ние куль­ту­ры на­уа. В сер. 16 в. на­счи­ты­ва­ли св. 300 тыс. чел. В пе­ри­од Кон­ки­сты име­но­ва­лись пу­тун («[лю­ди этой] стра­ны»).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – зем­ле­де­лие и ры­бо­лов­ст­во. Раз­ви­то из­го­тов­ле­ние долб­лё­ных ло­док, пле­те­ние шляп из паль­мо­вых ли­сть­ев, ци­но­вок (пе­та­те) из во­ло­кон кань­и­та (ги­гант­ской сы­ти Cyperus giganteus), из­го­тов­ле­ние ор­на­мен­ти­ров. ка­ле­ба­сов. По­кло­ня­ют­ся бо­гам зем­ли (Йум Ка), озёр и рек (Йум Па), ле­са (Йум Тее), мильп и др., со­вер­ша­ют па­лом­ни­че­ст­ва к Гос­по­ди­ну Ти­лы (см. в ст. Чо­ли).

2) Ч. Оа­ха­ки (са­мо­на­зва­ния – шихуа­ла ша­нук, хуа­ла шха­нук), ин­дей­ский на­род на юго-вос­то­ке Мек­си­ки (юг шта­та Оа­ха­ка). Жи­вут в го­рах Юж. Сьер­ра-Мад­ре (Сьер­ра) и на по­бе­ре­жье (Кос­та). Чис­лен­ность 5,1 тыс. чел. (2015, пе­ре­пись). Го­во­рят на ниж­не­чон­таль­ском (уаме­луль­ском) и гор­но­чон­таль­ском язы­ках те­ки­ст­ла­тек­ской се­мьи. Ка­то­ли­ки.

Со­глас­но ин­дей­ским ко­дек­сам 16–17 вв. (из Сан-Ло­рен­со-Хи­ло­те­пе­ки­льо, Тек­си­ст­ла­на-Те­ку­ан­те­пе­ка, Ас­та­ты и др.), Ч. во 2-й пол. 14 в. ос­но­ва­ли госу­дар­ст­во при пра­ви­те­ле Фа­не Кан­ци­ни/Лан­че­ньи («Три Ко­либ­ри»), вое­вав­шем с са­по­те­ка­ми. В сер. 15 в. при Абах­си Тла­пи­ке ста­ли дан­ни­ка­ми пра­ви­те­ля са­по­те­ков Саа­чи­лы II. Кня­же­ст­ва Ч. на Кос­те (Уа­ме­лу­ла, Ас­та­та, Ма­сат­лан и Те­ки­си­стан) под­чи­ня­лись са­по­тек­ско­му гос-ву Теу­ан­те­пек; Ч. Сьер­ры (кня­же­ст­ва Ме­каль­те­пек, Эка­те­пек, Тла­па­каль­те­пе­ке и др.) сра­жа­лись про­тив са­по­те­ков и в нач. 16 в. за­клю­чи­ли про­тив них со­юз с ац­те­ка­ми. В 1524–25 ис­пан­цы за­вое­ва­ли Ч. Кос­ты; в го­рах со­про­тив­ле­ние про­дол­жа­лось до 1560-х гг.; вос­ста­ния (осо­бен­но по­сле за­пре­та до­бы­чи со­ли на со­лон­ча­ках Теу­ан­те­пе­ка) про­дол­жа­лись до кон. 20 в.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. Раз­ви­ты тка­че­ст­во и ок­ра­ска тка­ней (у Ч. Сьер­ры – ко­ше­ни­лью, у Ч. Кос­ты – крас­кой из мор. мол­лю­ска Murex). Ч. Сьер­ры об­ме­ни­ва­ют мес­каль (на­пи­ток из ага­вы), пле­тё­н­ные из­де­лия из во­ло­кон ишт­ле на соль, фрук­ты и до­маш­них жи­вот­ных Кос­ты.

Лит.: Scholes F. V., Roys R. L. The Maya Chontal Indians of Acalan-Tixchel: A contribution to the history and ethnography of the Yucatan Peninsula. Norman, 1968; Villa Rojas A. Maya Lowlands: The Chontal, Chol, and Kekchi // Hand­book of Middle American Indians. Austin, 1969. Vol. 7; Incháustegui C. Chontales de Centla: El impacto del proceso de moderni­zación. Villahermosa, 1985; Brown D. F. The Chontal Maya of Tabasco // Native peoples of the Gulf Coast of Mexico / Ed. by A. R. Sand­strom, E. H. García – Valencía. Tucson, 2005; Flores Lopez J. M. Chontales de Tabasco. México, 2006.

Лит.: Carrasco P. Pagans rituals and beliefs among the Chontal Indians of Oaxaca, Méxi­co // Anthropological Records. 1960. Vol. 20. № 3; Bartolomé M., Barabas A. Historia chontal. Oaxaca, 1992; Vázquez Dávila M. A. Los chontales de los Altos de Oaxaca // Etno­grafía contemporánea de los pueblos indígenas de México. Méx., 1995; Oseguera A. Chon­tales de Oaxa­ca. Méx., 2004.

Вернуться к началу