Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧО́КВЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. С. Львова, В. А. Попов
Деревянная резьба чокве: 1 – статуэтка; 2 – маска мвана пво; 3 – маска чихонго; 4 – церемониальное кресло. 1 – Музей Кимбелла. Форт-Уорт (Техас, США);2, 3 – галерея Хамилл (Бостон); 4 – Музей искусств...

ЧО́КВЕ (са­мо­на­зва­ния – Bachokwe, Bajokwe, Badjok), на­род груп­пы бан­ту в Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ке. Жи­вут на се­ве­ро-вос­то­ке Ан­го­лы (гл. обр. про­вин­ции Сев. Лун­да и Юж. Лун­да; 1,4 млн. чел. – 2017, оцен­ка), на юго-за­па­де Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го (гл. обр. вос­ток пров. Кван­го, юг пров. Ка­саи и за­пад пров. Луа­ла­ба; 1,1 млн. чел.), на се­ве­ро-за­па­де Зам­бии (се­вер р-на Ка­бом­по на за­па­де Сев.-Зап. пров.; св. 100 тыс. чел.) и в На­ми­бии (ок. 10 тыс. чел.). Язык чо­к­ве (чо­куе, чи­ок­ве, кио­ко, кок­ве) зо­ны K бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же пор­туг., франц. и англ. язы­ки. В осн. ка­то­ли­ки, есть про­те­стан­ты и при­вер­жен­цы аф­ро­хри­сти­ан­ских куль­тов.

С кон. 16 в. вхо­ди­ли в ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Лун­да. Име­ли во­ж­де­ст­ва. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся руч­ным пе­ре­лож­ным зем­ле­де­ли­ем (про­со, ямс, ара­хис, ма­ни­ок, ку­ку­ру­за) и охо­той. Боль­шую роль иг­рал «вождь ди­чи», воз­глав­ляв­ший круп­ные охо­ты. Тра­ди­ци­он­но за­ни­ма­лись тор­гов­лей с на­ро­да­ми по­бе­ре­жья (кау­чук, воск, сло­но­вая кость; участ­во­ва­ли в ра­бо­тор­гов­ле). Раз­ви­ты куз­не­че­ст­во, гон­чар­ст­во, тка­че­ст­во, пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву (ста­ту­эт­ки, це­ре­мо­ни­аль­ные крес­ла, ку­ри­тель­ные труб­ки, греб­ни, мас­ки и др.). Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­чест­во в го­ро­да и на план­та­ции ара­хи­са. По­се­ле­ния кру­го­вой пла­ни­ров­ки, жи­ли­ще круг­лое, с кры­шей из тра­вы и паль­мо­вых ли­сть­ев. Из­вест­ны ху­тор­ские по­се­ле­ния боль­ше­се­мей­ных об­щин (до 30 чел.). Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют ма­три­ли­ней­ные ро­ды. Брач­ное по­се­ле­ние пат­ри­ло­каль­ное. Пред­поч­ти­тель­ны кросс­ку­зен­ные бра­ки с сим­во­лич. вы­ку­пом. Су­щест­во­ва­ли воз­раст­ные ин­сти­ту­ты, муж­ское (Му­гон­ге) и жен­ское (Уку­ле) тай­ные об­щест­ва. Прак­ти­ко­ва­лись ини­циа­ции маль­чи­ков (му­кан­да). Со­хра­ня­ют­ся культ пред­ков и ду­хов при­ро­ды, вы­сту­пав­ших кол­лек­тив­ны­ми и лич­ны­ми покро­ви­те­ля­ми (нки­си), ве­ра в Твор­ца – пер­во­пред­ка и бо­га гро­ма (Нзам­би, Ка­лун­га), охот­ни­чьи и аг­рар­ные ри­туа­лы, кол­дов­ст­во. Фольк­лор – сказ­ки, пес­ни (од­но­го­лос­ное пе­ние), тан­цы; осн. муз. ин­ст­ру­мент – ма­рим­ба. Бы­ту­ет осо­бая тра­ди­ция сон­на («бе­се­да»): ста­рей­ши­на ил­лю­стри­ру­ет свой рас­сказ де­тям ри­сун­ка­ми на зем­ле (с их по­мо­щью так­же ил­лю­стри­ру­ют по­сло­ви­цы, за­гад­ки, сказ­ки). Ис­кус­ст­во при­над­ле­жит ху­дож. тра­ди­ции бас­сей­на Кон­го, сло­жи­лось в эпо­ху Лун­да; для скульп­ту­ры ха­рак­тер­ны обоб­щаю­щие фор­мы, квад­рат­ные пле­чи, боль­шой вы­пук­лый лоб, мин­да­ле­вид­ные гла­за с тя­жё­лы­ми по­лу­за­кры­ты­ми ве­ка­ми. Раз­ли­ча­ют­ся мас­ки: муж­ские (чи­хон­го), сим­во­ли­зи­рую­щие бо­гат­ст­во, и жен­ские (мва­на пво, букв. – мо­ло­дая де­вуш­ка) – сим­вол пло­до­ро­дия.

Лит.: McCulloch M. The southern Lunda and related peoples (Northern Rhodesia, Belgian Congo, Angola). L., 1951; Vansina J. Intro­duction à l’ethnographie du Congo. Kinshasa, 1966; Jordán M. Chokwe. N. Y., 1998; Chokwe and their Bantu neighbours. Z., 2003; Wastiau B. Chokwe. Mil., 2006; Petridis C. Art and power in the Central African savanna: Luba, Songye, Chokwe, Luluwa. Cleveland, 2008.

Вернуться к началу