Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИПЕВА́ЙАН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 594

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Воробьёв
Индеец чипевайан. Фото Э. Кёртиса. Нач. 20 в.

ЧИПЕВА́ЙАН, чи­пе­ви­ан, чи­певь­ян (Chi­pe­wyan, от очип­вай­а­нив, на яз. кри – ост­ро­ко­неч­ные шку­ры, от ха­рак­тер­но­го по­кроя оде­ж­ды с ост­ро­ко­неч­ны­ми по­ла­ми; са­мо­на­зва­ния: те­не, Dene – лю­ди, Denesuline – лю­ди Бес­плод­ных зе­мель, т. е. тун­д­ры; в ран­них ис­точ­ни­ках – North Indians, у фран­ко-ка­над. ав­то­ров – Montagnier, Montagnard – гор­цы), на­род груп­пы сев. ата­па­сков в Ка­на­де. Жи­вут в осн. в ре­зер­ва­ци­ях на юге Сев.-Зап. тер­ри­то­рий (устье р. Йел­лоу­найф и юж. по­бе­ре­жье зал. То­ча­туи на се­ве­ре и вос­то­ке Боль­шо­го Не­воль­ничь­е­го оз. и ни­зо­вья р. Не­воль­ни­чья до Фор­та-Смит; 4,6 тыс. чел. – 2016, Деп-т по де­лам ин­дей­цев и Сев. тер­ри­то­рий), се­ве­ро-вос­то­ке пров. Аль­бер­та (ни­зо­вья р. Ата­ба­ска от зап. око­неч­но­сти оз. Ата­ба­ска до Фор­та-Мак-Мар­ри и к вос­то­ку от неё по ре­кам Кри­сти­на, Би­вер, оз. Колд-Лейк и др.; 6,7 тыс. чел.), се­ве­ре про­вин­ций Сас­ка­че­ван (вост. око­неч­ность оз. Ата­ба­ска, озё­ра Блэк-Лейк, Вул­ла­стон и озё­ра в ис­то­ках р. Чер­чилл; 11,7 тыс. чел.) и Ма­ни­то­ба (оз. Бро­ше, сев. по­бе­ре­жье оз. Оле­нье и оз. Та­дул; 3 тыс. чел.). 11,2 тыс. чел. (из них 8 тыс. чел. в Сас­ка­че­ва­не – 2011, пе­ре­пись) го­во­рят на яз. чи­пе­вай­ан сев. ареа­ла ата­ба­ск­ских язы­ков, пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки и канадского слогового письма. Рас­про­стра­нён так­же англ. яз. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки и ме­то­ди­сты, со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ния.

На­се­ля­ли тер­ри­то­рии от ле­со­тун­д­ры ме­ж­ду зап. по­бе­режь­ем Гуд­зо­но­ва зал. и Боль­шим Не­воль­ничь­им оз. до гра­ни­цы тай­ги и ле­со­сте­пи. Круп­ней­шие под­раз­де­ле­ния: эт­тхен-хел­те­лин-те­не («едо­ки ка­ри­бу») – бас­сей­ны рек Чер­чилл и Сил в ле­со­тун­д­ре к за­па­ду от Гуд­зо­но­ва за­ли­ва; ттхи­ла­не-хо­ти­не («лю­ди ма­куш­ки ле­дя­но­го ве­ли­ка­на») – вер­хо­вья р. Чер­чилл; ккре­стай­ле-кке-от­ти­не («лю­ди, жи­ву­щие сре­ди дро­жа­щих осин») – по оз. Ата­ба­ска и р. Не­воль­ни­чья; к Ч. близ­ки так­же по язы­ку та­цан-от­ти­не («жёл­тые но­жи», йел­лоу­найф), жив­шие в бас­сей­не р. Коп­пер­майн и к се­ве­ро-вос­то­ку от Боль­шо­го Не­воль­ничь­е­го оз. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Суб­арк­ти­ки. За­ни­ма­лись в осн. про­мыс­лом ка­ри­бу, со­вер­шая се­зон­ные ми­гра­ции ме­ж­ду тун­д­рой и тай­гой (осо­бен­но «едо­ки ка­ри­бу»). Осн. спо­со­ба­ми охо­ты бы­ли мас­со­вый за­бой жи­вот­ных ко­пья­ми на пе­ре­пра­вах стад че­рез ре­ки и озё­ра и за­гон в из­го­ро­ди, снаб­жён­ные пет­ля­ми. В тай­ге на за­па­де и юго-за­па­де до­бы­ва­ли так­же ло­ся и лес­но­го ка­ри­бу, ле­том в тунд­ре – мус­кус­но­го бы­ка. Про­мыш­ля­ли озёр­ную и реч­ную ры­бу. Бы­ли зна­ко­мы с об­ра­бот­кой ме­ди (осо­бен­но раз­ви­та у «жёл­тых но­жей»). С по­яв­ле­ни­ем ев­ро­пей­цев и вне­дре­ни­ем ме­хо­тор­гов­ли боль­шое зна­че­ние при­об­рёл про­мы­сел пуш­ни­ны. Ле­том пе­ре­дви­га­лись на бе­ре­стя­ных лод­ках, зи­мой – на сту­пат. лы­жах (в от­ли­чие от ал­гон­ки­нов, име­ли в т. ч. лы­жи т. н. за­ост­рён­но­го ти­па – с ра­мой из двух пла­нок) и то­бог­га­не. Ло­каль­ная груп­па (об­щи­на) со­стоя­ла из од­ной или не­сколь­ких рас­ши­рен­ных се­мей (до 20–30 чел.). Во­ж­дей с фик­си­ро­ван­ным ста­ту­сом не су­ще­ст­во­ва­ло. Ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о ма­гич. си­ле (ин­ко­зе), по­лу­чае­мой от ду­хов жи­вот­ных по­сред­ст­вом снов и ви­де­ний; прак­ти­ко­ва­ли ша­ма­ны (пред­ска­за­те­ли-сно­вид­цы), об­ла­дав­шие осо­бен­но силь­ной ин­ко­зе.

Ч. пер­вы­ми из ата­па­сков всту­пи­ли в кон­такт с ев­ро­пей­ца­ми – по­сле ос­но­ва­ния в 1684 Гуд­зо­но­ва за­ли­ва ком­па­ни­ей 1670 (ГЗК) на зем­лях кри тор­гово­го по­ста Йорк. Бы­ли от­тес­не­ны на се­ве­ро-за­пад кри, по­лу­чив­ши­ми от анг­ли­чан ог­не­стрель­ное ору­жие рань­ше, чем Ч. По­сле ос­но­ва­ния в 1717 в устье р. Чер­чилл Фор­та-Чер­чилл (в 1719–1782 – Форт Прин­ца Уэль­ско­го) ус­та­но­ви­ли не­по­средств. кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми и ста­ли по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду ГЗК и йел­ло­унайф, ата­па­ска­ми дог­риб и слэй­ви. До воз­ве­де­ния во внутр. райо­нах тор­го­вых по­стов кон­ку­ри­рую­щей с ГЗК Сев.-Зап. ком­па­ни­ей (Форт-Чи­пе­вай­ан на оз. Ата­бас­ка в 1789 и др.) име­ли столк­но­ве­ния с зап. груп­па­ми ин­дей­цев, в 18 – нач. 19 вв. – с эс­ки­мо­са­ми. С 1780-х гг. до сер. 20 в. стра­да­ли от эпи­де­мий ос­пы. С 1840-х гг. сре­ди Ч. дей­ст­вовали ка­то­лич. мис­сио­не­ры (наи­бо­лее из­вес­тен Э. Пти­то) с гл. мис­си­ей в Иль-а-ла-Кросс. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Ка­на­де со­зда­ют­ся ре­зер­ва­ции Ч. Совр. об­щи­ны Ч. об­ла­да­ют са­мо­управ­ле­ни­ем и ши­ро­ки­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми пра­ва­ми, объ­е­ди­не­ны в пле­мен­ные со­ве­ты.

Лит.: VanStone J. W. The changing culture of the Snowdrift Chipewyan. Ottawa, 1965; Jarvenpa R. Spatial and ecological factors in the annual economic cycle of the English River band of Chipewyan // Arctic Anthropology. 1976. Vol. 13. № 1; Smith J. G. E. Chipe­wyan // Handbook of North American Indians. Wash., 1981. Vol. 6: Subarctic.

Вернуться к началу