Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИНАНТЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 591

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Чинантекские уипили.

ЧИНАНТЕ́КИ (от чи­на­митл; на яз. на­уа «ок­ру­жён­ное [сте­ной из тро­ст­ни­ка], ук­ре­п­лён­ное ме­сто»; по др. вер­сии – от име­ни пра­ви­те­ля Чиа­на, или Киа­на­на; са­мо­на­зва­ние тса ху хми – «лю­ди древ­не­го сло­ва»), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. ото-ман­ге на юго-вос­то­ке Мек­си­ки. Жи­вут в ис­то­рич. обл. Чи­нант­ла на низ­мен­но­сти в вер­ховь­ях р. Па­па­лоа­пан и по р. Тус­те­пек (Ниж­няя Чи­нант­ла) и в гор­ных до­ли­нах Кань­я­ды и Сьер­ры-Нор­те ме­ж­ду ре­ка­ми Уси­ла и Ла­на (се­вер шта­та Оа­ха­ка и юго-вос­ток шта­та Ве­рак­рус). Чис­лен­ность 131,4 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Язы­ки об­ра­зу­ют ветвь ото­ман­гей­ских язы­ков (охит­лан­ский, уси­лан­ский, па­лант­лан­ский, ва­лье-на­сио­наль­ский, тла­коа­цин­те­пек­ский, со­чиа­панский, те­пе­то­тут­лан­ский, кио­те­пек­ский, ко­маль­те­пек­ский, те­пи­на­пан­ский, ла­лан­ский и др.); пись­мен­ность на лат. ос­но­ве. Боль­шин­ст­во Ч. вла­де­ют так­же исп. яз. В осн. ка­то­ли­ки; уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло про­тес­тан­тов.

Пред­ки, ве­ро­ят­но, жи­ли к за­па­ду от до­ли­ны Теу­а­кан на юге Пу­эб­лы, рас­се­ли­лись на се­ве­ре Оа­ха­ки в 7–10 вв. н. э. В 15 в. име­ли боль­шие по­се­ле­ния и го­ро­да (чис­лен­ность до 1 тыс. чел. и бо­лее). Ок. 1100 вождь Чи­ан ос­но­вал в Чи­нант­ле го­су­дар­ст­во (по­сле смер­ти был обо­же­ст­в­лён). В 13 в. оно рас­па­лось на два го­су­дар­ст­ва – в Ниж­ней Чи­нант­ле и в го­рах (с цен­тром в Йо­лох, ны­не Сан-Пед­ро-Йо­лох на се­ве­ре ди­ст­рик­та Ист­лан). В 15 в. часть Ч. ос­но­ва­ла но­вое кня­же­ст­во в Уси­ле. С сер. 15 в. Ч. пла­ти­ли дань обос­но­вав­шим­ся в Тусте­пе­ке ац­те­кам. В 1523 ис­пан­цы с по­мо­щью Ч. за­хва­ти­ли Тусте­пек. В 1530 Ч. Уси­лы вос­ста­ли про­тив ис­пан­цев.

Тра­диц. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое, с 19 в. так­же па­шен­ное зем­ле­делие; на про­да­жу вы­ра­щи­ва­ют ко­фе, ба­на­ны, та­бак, ка­као, ба­на­ны, хло­пок, со­би­ра­ют ко­ше­ниль. Тра­диц. жен­ская оде­ж­да – тём­ная за­паш­ная юб­ка и бе­лый уи­пиль с по­лос­ка­ми крас­ной вы­шив­ки, с 20 в. – узор­ный или вы­ши­тый уи­пиль или пла­тье (с гео­мет­рич., зоо­морф­ным и рас­тит. ор­на­мен­том). Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­ная с чер­та­ми ли­ней­но­го ти­па. Со­хра­ня­ют­ся рас­ши­рен­ные се­мьи, прак­ти­ку­ют­ся ми­но­рат, ку­мов­ст­во (ком­пад­раз­го), до сер. 20 в. су­ще­ст­во­ва­ла по­ли­ги­ния. В не­ко­то­рых об­щи­нах со­хра­ня­ют­ся сле­ды де­ле­ния на эк­зо­гам­ные квар­та­лы, ка­ж­дый со сво­ей гражд.-ре­лиг. ор­га­ни­за­ци­ей (ран­го­вая сис­те­ма кар­го). Ч. по­чи­та­ют ду­хов при­ро­ды (От­ца-Мать ку­ку­ру­зы, Хо­зяи­на го­ры, Вла­ды­ку зве­рей, Солн­це, Лу­ну и пр.). Быту­ет до­ис­пан­ский фольк­лор (ми­фы о пер­вых лю­дях-обезь­я­нах, от ко­то­рых про­изош­ли ин­дей­цы, и др.). Зна­ха­ри и кол­ду­ны, спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся на про­ри­ца­нии и га­да­нии, при­ни­ма­ют гал­лю­ци­но­ге­ны (гри­бы пси­ло­ци­бе и се­ме­на вьюн­ка Turbina corymbosa). На Кар­на­вал уст­раи­ва­ют тан­це­валь­ные пред­став­ле­ния в мас­ках, на Но­вый год – це­ре­мо­нию вве­де­ния в долж­но­сти но­вых кар­го­до­ров.

Строи­тель­ст­во ГЭС на ре­ках бас­сей­на Па­па­лоа­па­на в 1950–70-х гг. при­ве­ло к за­то­п­ле­нию пло­до­род­ных зе­мель, пе­ре­се­ле­нию Ч., их об­ни­ща­нию и ут­ра­те тра­диц. куль­ту­ры.

Лит.: Bevan B. The Chinantec: Report on the central and south-eastern Chinantec region. Méx., 1938; Weitlaner R. J., Cline H. F. The Chinantec // Handbook of Middle American Indians. Austin, 1969. Vol. 7/8.

Вернуться к началу