Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕ́ХИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 516-517

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧЕ́ХИ (са­мо­на­зва­ние – че­ши, Češi), 1) на­селение Чехии. 2) Зап.-слав. на­род, осн. на­се­ле­ние Че­хии. Чис­лен­ность 7,3 млн. чел. [из них 522,5 тыс. чел. на­зва­ли се­бя мо­рав­ца­ми, 12,2 тыс. чел. – си­лез­ца­ми (см. так­же Слен­за­не); 2011, пе­ре­пись]. Жи­вут так­же в Гер­ма­нии (53,9 тыс. чел. – Фе­де­раль­ная слу­ж­ба ста­ти­сти­ки, 2015), Сло­ва­кии (30,4 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Хор­ва­тии (9,6 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), а так­же в США (832,8 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись), Ка­на­де (94,8 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись) и др. стра­нах Аме­ри­ки и Ев­ро­пы. Го­во­рят на чеш­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты.

Чешский народный костюм: 1 – блатяци (характерен женский головной убор с налобной повязкой из полосы вышивки и кружев и белым платком); 2 – домажлицкие ходы;3 – ганаки (характерны мужские кожаный пояс... Рис. Е.Н. Федорченко

Сло­жи­лись на ос­но­ве зап.-слав. пле­мён: на се­ве­ре совр. Сред­не­чеш­ско­го края – че­хи (ниж­няя Влта­ва); на се­ве­ро-за­па­де (Ус­тец­кий и Кар­ло­вар­ский края) – ле­му­зы, сед­ли­ча­не, лу­ча­не, гба­ны (р. Ог­рже и юж. от­ро­ги Руд­ных гор), де­ча­не (ок. г. Де­чин); на юго-за­па­де (за­пад Пльзень­ско­го края) – до­маж­ли­чи (вост. от­ро­ги Шу­ма­вы); на юге (вос­ток Пльзень­ско­го, юг Сред­не­чеш­ско­го кра­ёв, Юж­но-Чеш­ский край и за­пад края Вы­со­чи­на) – ду­ле­бы (верх­няя Влта­ва); на се­ве­ре (вос­ток Сред­не­чеш­ско­го края, Кра­ло­ве­гра­дец­кий и Пар­дубиц­кий края) – зли­ча­не (с цен­тром в г. Ли­биц в устье р. Цид­ли­на), хор­ва­ты (вер­хо­вья Ла­бы к югу от Кркно­ше); на вос­то­ке (в Мо­ра­вии, ны­не Оло­мо­уц­кий край, вос­ток края Вы­со­чи­на, Юж­но-Мо­рав­ский и Злин­ский края) – мо­ра­ва­не. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Центр. Ев­ро­пы. Эт­но­гра­фич. груп­пы – хо­ды (по­гра­нич­ные с Гер­ма­ни­ей зем­ли в До­маж­лиц­ком р-не на юго-за­па­де Пльзень­ско­го края), бла­тя­ци (Юж­но-Чеш­ский край), до­уд­ле­бы (Юж. Че­хия), в Мо­ра­вии – га­наки (по р. Га­на, Оло­мо­уц­кий край), мо­рав­ские ва­ла­хи и мо­рав­ские сло­ва­ки (Злин­ский и Юж­но-Мо­рав­ский края), го­ра­ци (вос­ток края Вы­со­чи­на).

Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во (мо­лоч­ный скот, сви­ньи и др.). Ср.-век. кор­ни име­ют гор­но­руд­ное де­ло (в 1300 ко­роль Вац­лав II из­дал ко­декс Jus regale montano­rum; шах­тё­ры до 20 в. со­хра­ня­ли со­слов­ные тра­ди­ции – празд­ни­ки, па­рад­ный кос­тюм, пес­ни и др.), тек­стиль­ное, сте­коль­ное, гон­чар­ное (в Мо­ра­вии – под влия­ни­ем ана­бап­ти­стов – пе­ре­се­лен­цев 16 в. из Ти­ро­ля) про­из-во; ре­мес­лен­ные це­ха из­вест­ны с 13 в.

Пре­об­ла­да­ют усадь­бы за­кры­то­го ти­па с глу­хи­ми во­ро­та­ми. Жи­ли­ще сруб­ное [на се­ве­ро-за­па­де и се­ве­ро-вос­то­ке фрон­тон (щит) вы­кла­ды­ва­ет­ся ор­на­мен­том из до­сок], за­клад­ной (сло­уп­ко­ва) или рам­ной (гра­ж­де­на, фах­верк) тех­ни­ки или ка­мен­ное с валь­мо­вой или по­лу­валь­мо­вой со­ло­мен­ной, с 19 в. с че­ре­пич­ной кры­шей. На юге сте­ны бе­лят­ся и кра­сят­ся в жёл­тый или го­лу­бой цве­та, щит ук­ра­ша­ет­ся леп­ным ор­на­мен­том. Дом де­лит­ся на се­ни (синь) с «чёр­ной кух­ней» (чер­на ку­хи­не) в цен­тре и из­бу (йиз­ба, свет­ни­це) и кла­до­вую (ко­мо­ра) по бо­кам, рас­по­ло­же­ние пе­чи, как у по­ля­ков и сло­ва­ков. У хо­дов пе­ред до­мом ста­вит­ся гли­но­бит­ный ам­бар (сруб). У га­на­ков жи­ли­ще гли­но­бит­ное, пе­ред вхо­дом – при­строй­ка с ам­ба­ром (жудр).

Тра­диц. кос­тюм (крой) у жен­щин вклю­ча­ет ру­ба­ху (ко­ши­ле) с пыш­ны­ми ру­ка­ва­ми, ино­гда – с ши­ро­ким гоф­риров. кру­жев­ным во­рот­ни­ком, юб­ку в сбор­ку на не­сколь­ких ниж­них юб­ках (5–6, в Пльзень­ском крае – до 24), пе­ред­ник, кор­саж (шне­ро­вач­ка, жи­ву­тек), шаль, крас­ные или бе­лые чул­ки, на го­ло­ве – крах­ма­ле­ный че­пец у за­муж­них жен­щин и вы­ши­тую по­вяз­ку (ви­нек) у де­ву­шек; муж­чи­ны но­си­ли ру­ба­ху со шта­на­ми до ко­лен (кал­го­ти) и гет­ра­ми, га­на­ки – с ши­ро­ки­ми ко­жа­ны­ми поя­са­ми с ме­тал­лич. бляш­ка­ми. Верх­няя оде­ж­да – ка­зай­ка, ка­бат, у жен­щин – ка­бай­ка, мен­тик, шпенср (с ши­ро­ки­ми от­во­ро­та­ми). В Вост. Мо­ра­вии и Си­ле­зии со­хра­ня­лись ар­ха­ич­ные фор­мы кос­тю­ма: у жен­щин – уз­кая ру­ба­ха на лям­ках (ру­бач) из гру­бо­го хол­ста с ко­рот­кой коф­той с пыш­ны­ми ру­ка­ва­ми (ру­кав­че) и пре­стил­кой из двух гоф­ри­ров. фар­ту­ков (пе­ред­ний – фер­то­ушек, зад­ний – шо­реч, фер­тох, ка­зан­ка); у муж­чин: зи­мой – уз­кие длин­ные, рас­ши­тые шну­рами (но­га­ви­це), ле­том – по­лот­ня­ные ши­ро­кие и ко­рот­кие (га­те) шта­ны, верх­няя су­кон­ная на­кид­ка (в Мо­рав­ской Ва­ла­хии и Си­ле­зии – гу­ня, в Мо­рав­ской Сло­ва­кии – га­ле­на из вор­си­сто­го сук­на); обувь – по­сто­лы (крпце) с шер­стя­ны­ми ва­ля­ны­ми чул­ка­ми (ко­пит­ца).

Для тра­диц. кух­ни ха­рак­тер­ны муч­ные блю­да (кнед­ли­ки, бли­ны, ле­пёш­ки), блю­да из ка­пус­ты, сви­ни­на, в го­рах – ове­чий сыр (брын­за), зна­ме­нит мяг­кий оло­мо­уц­кий сыр; осн. на­пи­ток – пи­во. На Ро­ж­де­ст­во го­то­вят го­ро­хо­вый или гриб­ной суп, ка­шу с гри­ба­ми (ку­ба), осо­бый хлеб (ва­ноч­ка), на Пас­ху – ка­ра­вай (ма­за­нец), кра­сят пас­халь­ные яй­ца. Со­хра­ня­ют­ся ко­ля­до­ва­ние на Свят­ки, мо­ло­дёж­ные об­ход­ные об­ря­ды на Мас­ле­ни­цу (Мя­со­пуст), «об­ли­ван­ные дни» по­сле Пас­хи, об­ря­ды май­ско­го де­ре­ва. Фоль­клор – сказ­ки, пре­да­ния, ис­то­рич., сол­дат­ские, ли­рич., об­ря­до­вые пес­ни, бал­ла­ды, в Мо­ра­вии – збой­ниц­кие (т. е. о раз­бой­ни­ках) пес­ни.

Вернуться к началу