Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЯН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 377

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров
Фото Judy Gallagher / flickr.com Цян. Сторожевая башня.

ЦЯН (са­мо­на­зва­ние – rma, жмэ, рмэ – «мест­ный», «або­ри­ген»), один из ти­бе­то-бир­ман­ских на­ро­дов в Юго-Зап. Ки­тае (гор­ные рай­оны вер­ховь­ев р. Минь­цзян). Чис­лен­ность 309,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на се­вер­но- и юж­но­цян­ском язы­ках цян­ской груп­пы ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков; с 1980-х гг. пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки соз­да­ния пись­мен­но­сти на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Часть го­во­рит на кит. и ти­бет. язы­ках. Де­лят­ся на се­вер­ных (се­вер пров. Сы­чу­ань: уез­ды Ли­сянь, Вэнь­чу­ань и Мао­сянь Нга­ва-Ти­бет­ско-Цян­ско­го ав­то­ном­но­го окр. и Бэй­чу­ань-Цян­ский ав­то­ном­ный у.) и юж­ных (се­ве­ро-за­пад пров. Сы­чу­ань и Юнь­нань). В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния; ис­пы­та­ли влия­ние ти­бет. буд­диз­ма.

Пред­ки Ц. – древ­ние ця­ны. Близ­ки по куль­ту­ре к ти­бет­цам. Тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие, в т. ч. под­сеч­но-ог­не­вое (яч­мень, про­со, пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, гре­чи­ха, ко­но­п­ля, та­бак), жи­вот­но­вод­ст­во (яки, ло­ша­ди и др.), вы­па­ри­ва­ние со­ли, об­жиг из­вес­ти, охо­та и др. Раз­ви­то ис­кус­ст­во вы­шив­ки (осо­бен­но ков­ров). Жи­ли­ще из ка­мен­ной плит­ки, скреп­лён­ной раст­во­ром, двух-, трёх­этаж­ное (в ниж­нем эта­же дер­жа­ли скот) с пло­ской, ре­же дву­скат­ной кры­шей. По­се­ле­ния име­ют сто­ро­же­вые баш­ни. Счёт род­ст­ва мат­ри­ли­ней­ный. Зна­ме­ни­ты строи­тель­ст­вом гор­ных до­рог, виа­ду­ков, под­вес­ных мос­тов. По­кло­ня­ют­ся ду­хам Не­ба (в под­но­ше­ние ему дваж­ды в день сжи­га­ют ки­па­ри­со­вые вет­ви на кры­ше до­ма), ог­ня, ду­хам пред­ков и куль­тур­ным ге­ро­ям, ба­ра­ну, обе­зья­не, дра­ко­ну. На Но­вый год (осе­нью – 1-й день 10-го ме­ся­ца) со­вер­ша­ют мо­ле­ния в свя­щен­ных ро­щах, из греч­не­вой му­ки го­то­вят пель­ме­ни и фи­гур­ки жи­вот­ных для под­но­ше­ния ду­хам. Це­ре­мо­ния­ми, а так­же вра­че­ва­ни­ем, га­да­ния­ми ру­ко­во­ди­ли ша­ма­ны (ши­би, сюй). Фольк­лор – ми­фы, пре­да­ния, сказ­ки, тан­цы (хо­ро­во­ды, «пляс­ка в дос­пе­хах» и др.) в со­про­вож­де­нии пе­ния и ор­кест­ра (про­доль­ная двой­ная флей­та, тру­ба, вар­ган, ба­ра­ба­ны, гон­ги, бу­бен­цы).

Лит.: Wang Mingke. From the Ch’iang barbarians to the Ch’iang nationality: The making of a new Chinese boundary. Taipei, 1998.

Вернуться к началу