Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦОЦИ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 365-366

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Цоцильские женщины. Сан-Лоренсо-Синакантан, Центральный Чьяпас. Фото Oliver Laumann / flickr.com

ЦОЦИ́ЛИ, со­циль, цоц­лем, ке­ле­не, ке­рен (са­мо­на­зва­ния: cк’оп соц’леб – «лю­ди ле­ту­чей мы­ши», по то­те­му; бац’и к’оп – «лю­ди на­стоя­ще­го сло­ва/язы­ка»; бац иви­ни­ке­тик – «на­стоя­щие лю­ди»), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя на юго-вос­то­ке Мек­си­ки. Жи­вут к за­па­ду и юго-за­па­ду от цель­та­лей в гор­ных до­ли­нах и пред­горь­ях в центр. и cев. об­лас­тях шта­та Чья­пас. Чис­лен­ность 429 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. цо­циль цель­таль­ской вет­ви майя язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Свы­ше по­ло­ви­ны вла­де­ют так­же исп. язы­ком. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

По дан­ным лин­гвис­ти­ки и ар­хео­ло­гии, пред­ки на­ро­дов цель­таль­ской груп­пы рас­се­ли­лись в Чья­па­се в 10–12 вв., тог­да же Ц. от­де­ли­лись от цель­та­лей. В нач. 16 в. со­пер­ни­чав­шие ме­ж­ду со­бой кня­же­ст­ва Ц. – Ци­на­кан­тан, Пон­те­виц, Уи­тиу­пан – пла­ти­ли дань ац­те­кам. В 1522 пра­ви­тель Ци­на­кан­та­на Кус­ка­ку­атль за­клю­чил со­юз с исп. кон­кис­та­до­ра­ми; его вой­ска уча­ст­во­ва­ли в по­ко­ре­нии Ча­му­лы, Уи­ст­ла­на (1524–1528) и др. цен­тров Ц. и цель­та­лей. Ц. бы­ли кре­ще­ны и раз­де­ле­ны по эн­комь­ен­дам. Вос­ста­ния 1528, 1712 и 1868 бы­ли жес­то­ко по­дав­ле­ны.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие; с 18 в. раз­во­дят овец. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во (гл. центр – в Ча­му­ле: фи­гур­ные ку­риль­ницы, со­су­ды для на­пит­ка из ку­ку­ру­зы с крас­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том), тка­че­ст­во, пле­те­ние, вы­дел­ка ко­жи, из­го­тов­ле­ние муз. ин­ст­ру­мен­тов. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные ло­ка­ли­зов. ли­ни­д­жи (сна), рас­ши­рен­ная се­мья, по­ли­ги­ния, со­ро­рат, от­ра­бот­ка и вы­куп за не­вес­ту. Пу­эб­ло под­раз­де­ля­ют­ся на 4 квар­та­ла, в не­дав­нем прош­лом эн­до­гам­ных. Ха­рак­тер­на ие­рар­хия вы­бор­ных ли­де­ров об­щи­ны. Рас­про­стра­не­ны до­ис­пан­ский пан­те­он во гла­ве с бо­гом до­ж­дя, мол­нии, гор и лес­ных жи­вот­ных Йах­вал Ба­ла­ми­лом, ми­фо­ло­гия, фольк­лор, ри­ту­аль­ный ка­лен­дарь, ша­ма­низм, культ пред­ков (то­тил­меи­ле­тик), свя­зан­ный с куль­том гор, кре­стов, пе­щер, ко­лод­цев, жерт­во­при­но­ше­ния в ро­до­вых свя­ти­ли­щах, культ «го­во­ря­щих свя­тых» (ма­лень­ких ин­ди­ви­ду­аль­ных ора­ку­лов), вера в нагуалей в образе животных (вайхел), об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя, при­но­ше­ния да­ров обо­же­ст­в­лён­ным пред­кам ли­нид­жей. Ка­то­лич. празд­ни­ки и но­во­год­ние це­ре­мо­нии со­про­во­ж­да­ют­ся кос­тю­ми­ров. ше­ст­вия­ми, тан­ца­ми в мас­ках (тан­цы Обезь­я­ны, Ягуа­ра, Оле­ня), тан­ца­ми на уг­лях, жерт­во­при­но­ше­ни­ем бы­ка. Гл. це­ре­мо­нии – в День Кре­ста в мае пе­ред се­вом и в ок­тяб­ре по­сле сбо­ра уро­жая.

Участ­во­ва­ли в дви­же­нии са­па­ти­стов, под­дер­жи­ва­ют и др. оп­по­зи­ци­он­ные пра­ви­тель­ст­ву груп­пы.

Лит.: Guiteras-Holmes C. Perils of the soul. N. Y., 1961; Cancian F. Economics and prestige in a Maya community: The religious cargo system in Zinacantán. Stanford, 1965; Vogt E. Z. Zinacantán: A Maya community in the highlands of Chiapas. Camb., 1969; idem. Tortillas for the gods: A symbolic analysis of Zinacanteco rituals. Norman, 1993; Gossen G. Chamulas in the world of the sun. Time and space in a Maya oral tradition. Camb., 1974; Laughlin R. M. Of cabbages and kings: Tales from Zinacantán. Wash., 1977; Bricker V. R. The Indian Christ, the Indian king: The histo­ri­cal substrate of Maya myth and ritual. Aus­tin, 1981.

Вернуться к началу