Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИМШИА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 339

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Истомин
Цимшиан. Покрывало, расшитое раковинами, с изображением орла.Музей Северной Британской Колумбии (Принс-Руперт).

ЦИМШИА́Н (са­мо­на­зва­ние приморских Ц. – Tsimshian, «внутрь р. Ски­на»), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на за­па­де Ка­на­ды (се­ве­ро-за­пад пров. Брит. Ко­лум­бия). Де­лят­ся на при­мор­ских и внутр. Ц. При­мор­ские Ц. вклю­ча­ют: при­бреж­ных [по­бе­ре­жье и при­ле­гаю­щие ост­ро­ва ме­ж­ду бух­той Порт­ленд на се­ве­ре и прол. Ду­глас на юге, ни­зовья р. Ски­на, ре­ки Экс­толл, Джит­на­дуа, озё­ра Ала­стэр и Лейкелс (Ла­кел­се); 0,7 тыс. чел. – 2011, Деп-т по де­лам ин­дей­цев и Сев. тер­ри­то­рий] и юж­ных (по­бе­ре­жье и ост­ро­ва ме­ж­ду прол. Ду­глас на се­ве­ре и Мил­банк на юге; 0,5 тыс. чел.) Ц.; внут­рен­ние – ниш­га, или нис­ка (р. Насс; 1 тыс. чел.), и гитх­сан (вер­хо­вья р. Ски­на; 1,9 тыс. чел.). Ц. ока­за­ли силь­ное влия­ние на ата­па­сков кар­ри­ер; в кон. 19 – нач. 20 вв. ниш­га ас­си­мили­ро­ва­ли це­ца­ут, гитх­сан и др. До 2,3 тыс. Ц. (2010, пе­ре­пись) жи­вут на о. Ан­нетт в ар­хи­пе­ла­ге Алек­сан­д­ра (юг шта­та Аля­ска, США). Го­во­рят на язы­ках при­мор­ский цим­ши­ан (диа­лек­ты при­бреж­ный и юж­ный) и насс-гитх­сан (диа­лек­ты нис­ка, зап. и вост. гитх­сан) цимши­ан­ской се­мьи; пись­мен­но­сти – на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же англ. яз. Про­тес­тан­ты (анг­ли­ка­не, пре­сви­те­риа­не, ме­то­ди­сты и др.).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Сев.-Зап. по­бе­ре­жья Сев. Аме­ри­ки. Тра­диц. за­ня­тия – ры­бо­лов­ст­во (ры­ба-све­ча, ло­сось, пал­тус), су­хо­пут­ная и мор. охо­та, со­би­ра­тель­ст­во (во­до­рос­ли, ик­ра сель­ди, мол­лю­ски, пти­чьи яй­ца и др.). Устье р. Насс в пе­ри­од ве­сен­не­го про­мыс­ла ры­бы-све­чи бы­ло круп­ней­шим цен­тром меж­пле­мен­ной тор­гов­ли Ц., хай­да и тлин­ки­тов. Бы­ли раз­ви­ты резь­ба и рос­пись по де­ре­ву, вы­шив­ка, пле­те­ние и др. Име­ли 4 эк­зо­гам­ных то­тем­ных фрат­рии (птех, птек): Во­ро­на, Ор­ла, Вол­ка и Ко­сат­ки, со­став­ляю­щих на уров­не по­се­ле­ний ду­аль­ную ор­га­ни­за­цию; ка­ж­дая фрат­рия име­ла па­ру то­те­мов, со­став­ляв­ших ос­но­ву ро­до­вой и ин­ди­ви­ду­аль­ной эмб­ле­ма­ти­ки. Осн. со­ци­аль­ная еди­ни­ца – мат­ри­ли­ней­ный род, ино­гда сов­па­дав­ший с до­мо­хо­зяй­ст­вом (валп, вилп – букв.: дом); по­се­ле­ние вклю­ча­ло неск. вал­пов. Со­ци­аль­ный ста­тус оп­ре­де­лял­ся ран­гом, от­ра­жён­ным в име­ни-ти­ту­ле, на­след­ст­вен­ном или при­об­ре­тае­мом на по­тла­че. Де­ли­лись на знать (смки­кет – «на­стоя­щие лю­ди»), об­ла­да­те­лей низ­ко­ран­го­вых имён (ли­ка­ки­кет – «дру­гие лю­ди»), «без­род­ных» (ви­ха­ай­ин) и ра­бов (плен­ни­ков и их по­том­ков); для зна­ти ха­рак­тер­ны эн­до­га­мия и бра­ки со зна­тью со­сед­них на­ро­дов. Бы­ли пред­поч­ти­тель­ны кросс­ку­зен­ные бра­ки с авун­ку­ло­каль­ным по­се­ле­ни­ем. Име­ли 4 тай­ных об-ва, за­им­ст­во­ван­ных у сев. ва­ка­шей.

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми с кон. 18 в. В 1831 Ком­па­ния Гуд­зо­но­ва зал. ос­но­ва­ла в устье р. Насс Форт-Симп­сон (ны­не Лакс-Ква­ла­амс), у ко­то­ро­го со­сре­до­то­чи­лось до 4 тыс. Ц. По­сле 1850-х гг. для Ц. бы­ли вы­де­ле­ны ре­зер­ва­ции, сре­ди них дей­ст­во­ва­ли про­тес­тант­ские мис­сио­не­ры. В 1887 часть Ц. из Мет­ла­кат­лы ос­но­ва­ла но­вое по­се­ле­ние Мет­ла­кат­ла на о. Ан­нетт. Совр. Ц. со­хра­ня­ют тра­диц. про­мы­сел ры­бы-све­чи, со­ци­аль­ную струк­ту­ру и сис­те­му зем­ле­вла­де­ния, име­на-ти­ту­лы, прак­ти­ку по­тла­ча и во­дру­же­ния то­тем­ных стол­бов.

Лит.: Halpin M. M., Seguin M. Tsimshian Peoples: Southern Tsimshian, Coast Tsimshian, Nishga, and Gitksan // Handbook of North Ame­rican Indians. Wash., 1990. Vol. 7: Northwest Coast; Inglis G. B. a. o. Tsimshian of British Columbia Since 1900 // Ibid.; Dunn J. A., Booth A. Tsimshian of Metlakatla, Alaska // Ibid.

Вернуться к началу