Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕЛЬТА́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 279

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Фото Lon Brehmer / flickr.com Цельтали. Вышивальщицы из пуэбло Сибака (муниципалитет Окосинго).

ЦЕЛЬТА́ЛИ (са­мо­на­зва­ния: ба­цил к’оп – «лю­ди под­лин­но­го язы­ка»; лю­мал­бах­тик – «на­род ис­тин­но­го сло­ва»; ви­ник атель – «тру­до­вые лю­ди»), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя на юго-вос­то­ке Мек­си­ки. Чис­лен­ность 474 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в гор­ных до­ли­нах и тро­пич. низ­мен­но­стях шта­та Чья­пас (са­мый мно­го­числ. ин­дей­ский на­род шта­та) к вос­то­ку от цо­ци­лей, в не­ко­то­рых се­ле­ни­ях – сов­ме­ст­но с ни­ми; с 1930-х гг. ты­ся­чи Ц. в по­ис­ках сво­бод­ных зе­мель миг­ри­ро­ва­ли в ла­кан­дон­скую сель­ву на се­ве­ро-вос­ток Чья­па­са. Язык цель­таль цель­таль­ской вет­ви майя язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Го­во­рят так­же по-ис­пан­ски (в осн. муж­чи­ны и млад­шее по­ко­ле­ние). Де­лят­ся на гор­ных (ос­чук) и низ­мен­ных (ба­ча­хон­те­ко) Ц., или на се­вер­ных (пу­эб­ло Ба­ча­хон, Пе­таль­син­го, Око­син­го и др.), цен­траль­ных (пу­эб­ло Кан­кук, Те­не­ха­па, Ос­чук, Пан­тель­хо, Че­наль­хо и др.) и юж­ных (пу­эб­ло Пи­но­ла, Тео­пис­ка, Агуа­ка­те­нан­го, Ама­те­нан­го-дель-Ва­лье и др.) Ц. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

От­де­ли­лись от цо­ци­лей в 11–13 вв. Пе­ред исп. за­вое­ва­ни­ем у Ц. су­ще­ст­во­ва­ли кня­же­ст­ва (круп­ней­шее – Ко­па­н­агуа­ст­ла). Осн. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое, по бе­ре­гам рек – по­лив­ное зем­ле­де­лие. Раз­ви­ты узор­ное тка­че­ст­во на за­спин­ном стан­ке (Пан­тель­хо, Те­не­ха­па, Сан-Ан­д­рес-Лар­райн­сар, Че­наль­хо), вы­шив­ка, рас­пис­ная ке­ра­ми­ка, в т. ч. иг­руш­ки – фи­гу­ры птиц, ягуа­ров и др. жи­вот­ных (Ама­те­нан­го-дель-Ва­лье), пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву (в т. ч. мас­ки). Жен­щи­ны но­сят чёр­ные за­паш­ные юб­ки, бе­лые, вы­ши­тые круп­ны­ми крас­ны­ми цве­та­ми, ту­ни­ко­об­раз­ные ру­ба­хи, бе­лые уи­пи­ли с крас­ной гео­мет­рич. вы­шив­кой; муж­чи­ны – чёр­ные пон­чо, тка­ные поя­са, со­ло­мен­ные шля­пы с раз­но­цвет­ны­ми лен­та­ми. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, сис­те­ма род­ст­ва ти­па «ома­ха». Пу­эб­ло де­лят­ся на 2 или 4 эн­до­гам­ных квар­та­ла (каль­пуль), ка­ж­дый со сво­им свя­тым па­тро­ном и ие­рар­хи­ей долж­но­ст­ных лиц (кар­го­до­ров). По­кло­ня­ют­ся От­цу-солн­цу, Баб­ке-лу­не, хо­зяи­ну гор (Ахау Виц), бо­гу гро­ма, пред­кам (та­тик-ме­тик – «от­цы-ма­те­ри»), ото­жде­ст­в­ляе­мым с хри­сти­ан­ски­ми пат­ро­на­ми се­ле­ний. Осо­бо по­чи­та­ют­ся пе­ще­ры (те ч’ен), где, по по­верь­ям, на­хо­дит­ся вход в пре­ис­под­нюю (К’атин­бак, Ба виц, Не­бес­ная го­ра), и кре­сты, сим­во­ли­зи­рую­щие свя­щен­ную сей­бу, де­ре­во тво­ре­ния (сок те ку­рус). Ве­рят в ду­хов-на­гуа­лей в об­ли­ке жи­вот­ных (лаб). На Но­вый год (в кон­це фев­ра­ля) в Те­не­ха­пе и Ос­чу­ке уст­раи­ва­ют Та­нец бы­ка (Окот Ва­шак), со­про­вож­даю­щий­ся со­жже­ни­ем фи­гу­ры бы­ка. В Ос­чу­ке со­хра­ня­ют­ся па­ро­вые ба­ни (пусх, те­ма­скаль) и свя­зан­ные с ни­ми ри­туа­лы. Прак­ти­ку­ют ша­ма­ны, кол­ду­ны и ле­ка­ри, «чи­таю­щие» по пуль­су. Раз­вит фольк­лор.

В 1994 Ц. при­ня­ли уча­стие в вос­ста­нии са­па­ти­стов (САНО); с тех пор втя­ну­ты в про­ти­во­стоя­ние с ла­ди­но и пра­ви­тель­ст­вом (Нар. фронт за­щи­ты зем­ли).

Лит.: Villa Rojas A. The Tzeltal // Нandbook of Middle American Indians. Austin, 1969. Vol. 7; Breton A. Bachajón: organización so­cio­ter­ri­torial de una comunidad tzeltal. Méx., 1984; Ruz M. H. Copanaguastla en un espejo. Méx., 1992; Guiteras Holmes C. Cancuc: Et­no­grafía de un pueblo tzeltal de los altos de Chiapas, 1944. Tuxtla Gutiérrez, 1992; Gómez Muñoz M. Tzeltales. Méx., 2004.

Вернуться к началу