Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦАХУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 253-254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ф. А. Гаджалова
Цахуры. Изготовление верёвки из козьей шерсти.

ЦАХУ́РЫ (са­мо­на­зва­ния – йых­бы, цах­бы), один из лез­гин­ских на­ро­дов. Жи­вут в Рос­сии (12,8 тыс. чел.; 2010, пе­ре­пись) – в вы­со­ко­гор­ных рай­онах в вер­ховь­ях р. Са­мур на юге Да­ге­ста­на (10 тыс. чел., в т. ч. в Ру­туль­ском р-не 5,3 тыс. чел. – 23%) и на юж. скло­нах Глав­но­го Кав­каз­ско­го хреб­та на се­ве­ре Азер­бай­джа­на [12,3 тыс. чел., в т. ч. в За­ка­таль­ском (За­га­таль­ском) р-не – 11,2 тыс. чел., в Ках­ском (Гах­ском) р-не – 1 тыс. чел.; 2009, пе­ре­пись]. Го­во­рят на ца­хур­ском язы­ке; поч­ти все сво­бод­но вла­де­ют азерб. яз., око­ло чет­вер­ти – рус. яз., рас­про­стра­не­ны так­же ру­туль­ский и лез­гин­ский язы­ки. Ве­рую­щие – мусуль­ма­не-сун­ни­ты.

Упо­ми­на­ют­ся в арм. и груз. ис­точ­ни­ках с 7 в. Вхо­ди­ли в со­став Кавк. Ал­ба­нии; по­сле её рас­па­да име­ли по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние с цен­тром в совр. с. Ца­хур (Цу­ке­тия); у за­кав­каз­ских Ц. име­лись так­же воль­ные об­ще­ст­ва, со­став­ляв­шие вме­сте с авар­ски­ми Джа­ро-Бе­ло­кан­ский со­юз. В 10–11 вв. сре­ди Ц. рас­про­стра­ня­ет­ся ис­лам. В 18 в. центр Ц. пе­ре­не­сён в с. Ели­су в За­кав­ка­зье (Ели­суй­ское сул­тан­ст­во), в 1803 во­шед­шее в со­став Рос­сии и уп­разд­нён­ное в 1844 в хо­де Кав­каз­ской вой­ны (в 1852 15 ца­хур­ских се­ле­ний бы­ли пол­но­стью раз­ру­ше­ны цар­ской ар­ми­ей). Се­ле­ния управ­ля­лись стар­ши­на­ми (кав­ха) и об­щи­ми муж­ски­ми со­б­ра­ния­ми (джа­ма­ат), по наи­бо­лее важ­ным во­про­сам со­зы­ва­лось со­б­ра­ние пред­ста­ви­те­лей се­ле­ний (иж­лас).

В За­кав­ка­зье за­ни­ма­лись па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем и за­го­тов­кой кор­мов, ле­том вы­па­са­ли скот на гор­ных па­ст­би­щах Да­ге­ста­на. Жи­ли­ще со­сто­ит из гл. по­ме­ще­ния (де­га) с уг­луб­лён­ным в пол оча­гом (лах­ха) и ку­нац­кой (утаг). Ха­рак­тер­на осо­бая си­сте­ма пе­ре­кры­тия де­ги; стол­бы, бал­ки две­ри, ла­ри по­кры­ва­ют­ся резь­бой. Хлеб­ные пе­чи для вы­печ­ки квас­но­го (тан­дур) и пре­сно­го (хъар) хле­ба по­ме­ща­ют­ся в лет­ней кух­не (се­ку). Муж­ской кос­тюм вклю­ча­ет беш­мет (ал­ха­лыг) и чер­кес­ку (чакъ­ай), жен­ский – ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху (гурт), шта­ны (ба­да), ши­ро­кую юб­ку (ба­даб, тай­ба­лагъ), пе­ред­ник (май­зар), рас­паш­ное пла­тье (ка­ти­би) и каф­тан­чик (ал­ха­лыг), на го­ло­ве – меш­ко­об­раз­ную чух­ту, пла­ток или на­ряд­ный че­пец (дуг­ма­че). Из празд­ни­ков вы­де­ля­ют­ся Но­уруз (Юхь­ва­нин йыгь), празд­ни­ки пер­вой бо­роз­ды (Вей­ца ач­чес), воз­вра­ще­ния пас­ту­хов с гор­ных па­ст­бищ, лет­ний празд­ник (Сей­ран) и др.

Лит.: Ис­лам­ма­го­ме­дов А. И. Ца­ху­ры // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Му­са­ев Г. М.-С. Ца­ху­ры. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­чес­кое ис­сле­до­ва­ние. XVIII–XIX вв. Ма­хач­ка­ла, 2009.

Вернуться к началу