Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЭ́ЛЛОУИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 241-242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Михайлова

ХЭ́ЛЛОУИ́Н (Halloween, от All Hallows’ Eve, All Saints’ Eve – ка­нун Дня Всех Свя­тых), на­зва­ние Дня Всех Свя­тых в анг­лоя­зыч­ных стра­нах.

Дети со «светильниками Джека». Калифорния (США). Фото Phaedra Rhodes / flickr.com

Па­мять всех хри­сти­ан­ских свя­тых тра­ди­ци­он­но от­ме­ча­ет­ся в Церк­ви как один из глав­ных в го­ду по­ми­наль­ных дней (см. в ст. По­мин­ки). На хри­сти­ан­ском Вос­то­ке этот празд­ник (греч. Κυριαϰὴ τῶνΑγίων Πάντων; осо­бо вы­де­ля­ет­ся па­мять му­че­ни­ков) при­хо­дит­ся на 1-е вос­кре­се­нье по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы (не­де­ля Всех Свя­тых), в Зап. Ев­ро­пе с нач. 7 в. – на 1 но­яб­ря, сов­пав с др.-кельт. Но­вым го­дом Са­майн (Са­унь, ирл. и шотл. Samhain, валлий­ское Хол­лан­ти­де, Ка­лан Га­ев, бретон­ское Ка­ла-Гонв – от ка­лен­ды; ср. Ко­ляд­ки), от­ме­чав­шим окон­ча­ние с.-х. се­зо­на и на­ча­ло тём­ной по­ло­ви­ны го­да, ко­гда, как счи­та­лось, рас­кры­ва­лись вхо­ды в вол­шеб­ные хол­мы (си­ды) и вы­хо­дил оби­тав­ший в них «до­б­рый на­ро­дец» (си­ды). По со­об­ще­ни­ям ирл. саг и ан­на­лов, в ка­нун Са­май­на ко­роль Ир­лан­дии уст­раи­вал пир, на ко­то­рый со­би­ра­лась знать и на ко­то­ром один раз в 7 лет, если прав­ле­ние ко­ро­ля при­зна­ва­лось не­пра­вед­ным, его мог­ли без­на­ка­зан­но убить, при­чём ис­пол­ни­те­ли при­го­во­ра обыч­но оде­ва­лись в на­ря­ды, изо­бра­жав­шие умер­ших. Су­ще­ст­ву­ет рас­сказ о че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ни­ях в эту ночь кам­ню, но­ся­ще­му имя Кром Кройх, за­пре­щён­ных св. Пат­ри­ком.

В куль­ту­ре кельт. на­ро­дов Са­майн со­про­во­ж­дал­ся де­вичь­и­ми га­да­ния­ми, по­ми­наль­ны­ми об­ря­да­ми (для умер­ших ос­тав­ля­ли еду и пи­тьё на по­ро­ге до­ма), ше­ст­вия­ми ря­же­ных (см. в ст. Ря­же­ние) с эле­мен­та­ми кар­на­ва­ли­зов. ан­ти­по­ве­де­ния (раз­би­ва­ли ок­на, уго­ня­ли ско­ти­ну, муж­чи­ны оде­ва­лись жен­щи­на­ми и т. п.), за­жи­га­ни­ем ог­ня и при­но­ше­ния­ми да­ров (оре­хи, яб­ло­ки, мёд) на вер­ши­нах си­дов. По­ми­наль­ные ри­туа­лы и ше­ст­вия ря­же­ных уст­раи­ва­ют на День Всех Свя­тых и др. на­ро­ды Ев­ро­пы.

С кон. 19 в. бла­го­да­ря вы­ход­цам из Ир­лан­дии Х. при­об­рёл осо­бую по­пу­ляр­ность в США и рас­про­стра­нил­ся по все­му ми­ру. В сво­ём свет­ском ва­ри­ан­те Х. со­про­во­ж­да­ет­ся об­ход­ны­ми об­ря­да­ми ря­же­ных, в т. ч. де­тей, вы­пра­ши­ваю­щих сла­до­сти (гай­зинг – англ. guising). Гл. ат­ри­бут Х. – ты­к­ва (пер­во­на­чаль­но – ре­па или брю­к­ва) с вы­ре­зан­ной ли­чи­ной и под­свет­кой (све­чой) внут­ри («све­тиль­ник Дже­ка»). В совр. мас­со­вой куль­ту­ре по­пу­ляр­ны кос­тю­мы ведьм, ске­ле­тов, вам­пи­ров и др. пер­со­на­жей филь­мов ужа­сов (см. Трил­лер). Те­ма­ти­ка Х. – од­на из по­пу­ляр­ней­ших в совр. рок-му­зы­ке, пред­став­ле­на в твор­че­ст­ве дат. му­зы­кан­та Кин­га Дай­мон­да (р. 1956) и его пер­вой груп­пы «Mercyful Fate» (1981), нем. груп­пы «Helloween» (1984) и мн. др.

Лит.: Рис А., Рис Б. На­сле­дие кель­тов: Древ­няя тра­ди­ция в Ир­лан­дии и Уэль­се. М., 1999; Rogers N. Halloween: From pagan ritual to par­ty night. Oxf., 2002.

Вернуться к началу