Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИВА́РО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 42-43

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Фото А.А. Матусовского Хиваро. Цанца – военный трофей из препарированной человеческой головы. Музей Пятидесятилетия (Брюссель).

ХИВА́РО (хи­ба­ро, шуа­ра), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на за­па­де Юж. Аме­ри­ки. Жи­вут в вост. от­ро­гах Анд на ле­во­бе­ре­жье сред­не­го те­че­ния р. Ма­рань­он (ре­ки Сан­ть­я­го, Мо­ро­на, Пас­та­са, верх­нее те­че­ние р. Кор­ри­ен­тес) на юго-вос­то­ке и вос­то­ке Эк­ва­до­ра (про­вин­ции Пас­та­са и Мо­ро­на-Сан­ть­я­го) и се­ве­ре Пе­ру (деп-ты Ка­ха­мар­ка и Ама­со­нас, се­вер деп-та Сан-Мар­тин и се­ве­ро-за­пад деп-та Ло­ре­то). Вклю­ча­ют: собств. Х., или шуа­ра (ши­ур­ра, ши­во­ра, чи­ва­ро; 79,7 тыс. чел. в Эк­ва­до­ре – 2010, пе­ре­пись), ачу­ар-ши­ви­ар (са­мо­на­зва­ние – аэнц; 9,1 тыс. чел. в Эк­ва­до­ре и 5 тыс. чел. в Пе­ру – 2016, оцен­ка), вам­пис (вам­би­са, уам­би­са, са­мо­на­зва­ния – уам­пис, шу­ар; 11 тыс. чел. в Пе­ру) и агуа­ру­на (агуа­хун, ава­хун, ава­хунт; 60 тыс. чел. в Пе­ру); ино­гда к Х. при­чис­ля­ют кан­до­ши-шап­ра в Пе­ру (му­ра­то; 3,5 тыс. чел.), по др. вер­си­ям, яз. кан­до­ши изо­ли­ро­ван­ный. Язы­ки хи­вар­ской се­мьи; пись­мен­но­сти на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же исп. яз. и ке­чуа. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ок. 10% Х. – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты).

Тер­ри­то­рия Х. на за­па­де до при­хо­да ис­пан­цев под­вер­глась экс­пан­сии ин­ков. Пер­вые кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с сер. 16 в. С нач. 17 в. пред­при­ни­ма­лись пер­вые по­пыт­ки хри­стиа­ни­за­ции, в сер. 19 в. сре­ди Х. ос­но­ва­ны ие­зу­ит­ские мис­сии. Бы­ли во­ин­ст­вен­ны, мн. об­щи­ны Х. со­хра­ня­ли изо­ли­ров. об­раз жиз­ни до сер. 20 в. С 1960-х гг. на тер­ри­то­рии Х. ве­дёт­ся неф­те­до­бы­ча. Часть Х. жи­вёт в го­ро­дах или ра­бо­та­ет на об­слу­жи­ва­нии неф­те­про­во­дов. Су­ще­ст­ву­ют об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­нима­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ма­ни­ок, ба­на­ны, ку­ку­ру­за, ба­тат, фа­соль, са­хар­ный тро­ст­ник, хло­пок, та­бак), охо­той (в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем стре­ло­ме­та­тель­ной труб­ки и ко­пья), ры­бо­лов­ст­вом (ис­поль­зо­ва­ли ло­вуш­ки и рас­тит. яды) и со­би­ра­тель­ст­вом. Раз­ви­ты тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, пле­те­ние. Тра­диц. жи­ли­ще – оваль­ная в пла­не хи­жи­на для боль­шой се­мьи. Тра­диц. оде­ж­да – хлоп­ко­вая ткань, обёр­ты­вав­шая­ся во­круг поя­са у муж­чин или скре­п­ляв­шая­ся на пра­вом пле­че у жен­щин. Ук­ра­ше­ния – оже­ре­лья из клы­ков жи­вот­ных, пло­дов и се­мян, у муж­чин – го­лов­ные убо­ры из перь­ев. Рас­про­странена рас­крас­ка ли­ца и те­ла. До 1950-х гг. прак­ти­ко­ва­ли об­ря­ды охо­ты за го­ло­ва­ми и пре­па­ри­ро­ва­ния че­ло­ве­че­ских го­лов (цан­ца). Ша­ман­ские ри­туа­лы свя­за­ны с упот­реб­ле­ни­ем гал­лю­ци­но­ген­но­го от­ва­ра лиа­ны аяу­а­ски (Banisteriopsis caapi), та­ба­ка. Со­хра­ня­ет­ся бо­га­тая ми­фо­ло­гия (сю­же­ты о брать­ях Лу­не и Солн­це, об об­ре­те­нии разл. куль­тур­ных цен­но­стей: ог­ня, со­ли, гли­ны, рас­тит. кра­сок, про­ис­хо­ж­де­нии звёзд). Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­ба­ны и флей­ты.

Лит.: Taylor A.-Ch. L’art de la réduction : la guerre et les mécanismes de la différenciation tribale dans la culture jivaro // Journal de la Société des Américanistes. 1985. Vol. 71. № 1; Gippelhauser R., Mader E. Die Achuara – Jivaro: Wirtschaft­liche und soziale Organi­sa­tionsfor­men am peruanischen Amazonas. W., 1990; Karsten R. La vida y la cultura de los shuar. 2nd ed. Quito, 2000; Rubenstein S. Colonialism, the Shuar Federation, and the Ecuadorian state // Environment and Planning D: Society and Space. 2001. Vol. 19. № 3.

Вернуться к началу