Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕВСУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 12

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Т. Соловьёва
Рис. Е.Н. Федорченко Хевсурский костюм талавари: женщина одета в платье (джуба, садиацо) с широкой оборкой (кокоми), подпоясанное длинным тканым поясом, и кафтан (папанаги), на голове налобная повязка из фальшивых кос (са...

ХЕВСУ́РЫ (са­мо­на­зва­ние – хев­су­ри), эт­но­гра­фич. груп­па гру­зин в вы­со­ко­гор­ном ре­гио­не Хев­су­ре­ти (Вост. Гру­зия). На сев. скло­не Глав­но­го Кав­каз­ско­го хреб­та, в вер­ховь­ях рек Ас­са и Ар­гун, рас­по­ло­же­на Пи­ри­ки­та (Внеш­няя) Хев­су­ре­ти (Ар­дот­ское, Ар­хот­ское и Ша­тиль­ское уще­лья), на юж. скло­не – Пи­ра­кета (Внут­рен­няя) Хев­су­ре­ти (уще­лье р. Араг­ви и её при­то­ков). Хев­сур­ский диа­лект от­но­сит­ся к вост.-груз. диа­лек­там гру­зин­ско­го язы­ка. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные.

До 19 в. иг­ра­ли важ­ную роль в за­щи­те сев. гра­ниц Гру­зии от на­бе­гов се­ве­ро­кав­каз­ских гор­цев. Со­хра­ня­ли ар­ха­ич. фор­мы куль­ту­ры. За­ни­ма­лись в осн. зем­ле­де­ли­ем и раз­ве­де­ни­ем круп­но­го ро­га­то­го ско­та; ко­ро­ва и то­п­лё­ное мас­ло слу­жи­ли осн. ме­рой стои­мо­сти. До­ма-кре­по­сти (квит­ки­ри) – 3–4-этаж­ные с пло­ской кры­шей. Су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые до­ма, ку­да жен­щи­на уда­ля­лась во вре­мя мен­ст­руа­ции (сам­рев­ло) и ро­дов (са­че­хи), в слу­чае труд­ных ро­дов муж дол­жен был ох­ра­нять её с ору­жи­ем от злых ду­хов сна­ру­жи. Оде­ж­да (та­ла­ва­ри) из тём­ной шер­стя­ной тка­ни (то­ли) бо­га­то ук­ра­ша­ет­ся вы­шив­кой и ап­пли­ка­ция­ми (ха­рак­те­рен мо­тив кре­ста). Верх­няя рас­паш­ная оде­ж­да (муж­ская – чо­ха, жен­ская – кок­ло) ко­рот­кая с раз­рез­ны­ми ру­ка­ва­ми, раз­ре­за­ми по бо­кам и склад­ка­ми от та­лии на спи­не; в ком­плекс муж­ско­го кос­тю­ма час­то вклю­чают­ся ору­жие и до­спе­хи. Ха­рак­тер­ны слож­ные жен­ские го­лов­ные убо­ры и при­чёс­ки, ос­вет­ле­ние во­лос хной; позд­нее жен­щи­ны ко­рот­ко стриг­ли во­ло­сы. Со­хра­ня­лись по­чи­та­ние ме­ст­ных свя­ти­лищ (ха­ти, джва­ри), вла­дев­ших па­хот­ны­ми зем­ля­ми, ко­то­рые об­ра­ба­ты­ва­лись со­об­ща об­щин­ни­ка­ми, ие­рар­хия слу­жите­лей свя­ти­лищ, жерт­во­при­но­ше­ния. Из-за ог­ра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов Х. ста­ра­лись иметь не бо­лее 2–3 де­тей, по­это­му для них был ха­рак­те­рен вы­со­кий брач­ный воз­раст. С сер. 20 в. пе­ре­се­ля­ют­ся в рав­нин­ные рай­оны Ка­хе­ти. Ны­не в с. Ша­ти­ли про­во­дит­ся празд­ник «Ша­ти­ло­ба».

Лит.: Бар­да­ве­лид­зе В. В. Опыт со­цио­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния хев­сур­ских ве­ро­ва­ний. Тиф­лис, 1933; она же. Тра­ди­ци­он­ные об­ще­ст­вен­но-куль­то­вые па­мят­ни­ки гор­цев гор­ной Вос­точ­ной Гру­зии. Тб., 1982. Т. 2. Ч. 1: Хев­су­ре­ти (на груз. яз.); Ма­ка­ла­тия С. И. Хев­су­ре­ти: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский очерк до­ре­во­лю­ци­он­но­го бы­та хев­су­ров. Тб., 1940; Очиа­у­ри Т. Хев­су­ре­ти и хев­су­ры. Тб., 1977 (на груз. яз.).

Вернуться к началу