Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУАРЕ́ГИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ТУАРЕ́ГИ (са­мо­на­зва­ние имо­шаг, иму­хаг – сво­бод­ные, бла­го­род­ные), юж. бер­бе­ры, бер­бер­ский на­род в Сев. и Зап. Аф­ри­ке. Жи­вут на се­ве­ре и за­па­де Ни­ге­ра (рай­о­ны Ар­лит и Чи­ро­зе­рин на за­па­де деп-та Ага­дес, де­пар­та­мен­ты Тахуа и Тил­ла­бе­ри, р-н До­гон­ду­чи на се­ве­ро-вос­то­ке деп-та До­со, се­вер деп-та Ма­ра­ди и се­ве­ро-за­пад деп-та Зин­дер), юго-вос­то­ке Ал­жи­ра (юг ви­лай Ад­рар и Та­ман­рас­сет), юго-за­па­де Ли­вии (юг му­ни­ци­па­ли­те­та Гат), се­ве­ре Ма­ли (об­лас­ти Гао, Ки­даль и Том­бук­ту) и Бур­ки­на-Фа­со (се­вер про­вин­ций Ло­рум и Ятен­га). Де­лят­ся на юж­ных (су­дан­ских) Т. в Ни­ге­ре, Ма­ли и Бур­ки­на-Фа­со и се­вер­ных (са­хар­ских) Т. в Ни­ге­ре, Ал­жи­ре и Ли­вии. Об­щая чис­лен­ность св. 6 млн. чел. (2016, оцен­ка). Ок. 25 тыс. чел. жи­вут во Фран­ции. Го­во­рят на туа­рег­ских язы­ках. Т. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Фото Alain Elorza / flickr.com Туареги. Молодая женщина из Мали.

За­ни­ма­ют­ся руч­ным, в не­ко­то­рых мес­тах па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем и по­лу­ко­че­вым, на се­ве­ре – ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом (верблюды, козы). Был раз­вит со­ля­ной про­мы­сел, уча­ст­во­ва­ли в ка­ра­ван­ной транс­са­хар­ской тор­гов­ле (соль, зо­ло­то, зер­но­вые, фи­ни­ки, тка­ни), слу­жи­ли во­ен. на­ём­ни­ка­ми. С сер. 20 в. мно­гие Т. за­ня­ты на неф­те­про­мыс­лах. Жи­ли­ще осед­лых и по­лу­осед­лых Т. – по­лу­сфе­рич. хи­жи­ны, у ко­чев­ни­ков – шат­ры. Оде­ж­да – ши­ро­кая длин­ная руба­ха и го­лов­ная по­вяз­ка; муж­чи­ны часто за­кры­ва­ют ли­цо. Де­лят­ся на со­сло­вия: бла­го­род­ных (имад­же­ган), про­стых об­щин­ни­ков (им­гад, т. е. ко­зо­па­сы) и по­том­ков нег­ров-ра­бов (ик­лан, т. е. чёр­ные); вы­де­ля­ют­ся так­же ка­те­гории ре­мес­лен­ни­ков (ине­ден), слу­жи­те­лей куль­та (инис­ли­мен) и др. Пле­мена объ­е­ди­ня­ют­ся в сою­зы (эт­те­бел) и во­ж­де­ст­ва (тед­же­хе): кель-аир (пла­то Аир, деп-т Ага­дес), кель-грес (Зин­дер), кель-адаг (Ки­даль и Том­бук­ту), во­сточ­ные (се­вер Тахуа) и за­пад­ные (Гао) ивл­ле­ми­ден у юж. Т., тель-ад­жер (оа­зис Гат в Ли­вии) и кель-ахаг­гар, или ихаг­га­рен (пла­то Ахаг­гар), – у сев. Т. Во гла­ве те­хед­же сто­ял пра­ви­тель (аме­ну­кал). Сим­вол аме­ну­ка­ла – свя­щен­ный ба­ра­бан (эт­те­бель). Со­хра­ни­лись ле­ген­ды о «ца­ри­це» Т. (та­ме­ну­кальт) Тин Хи­нан, ко­то­рой при­пи­сы­ва­ет­ся от­кры­тая в 1920–30-е гг. на пла­то Ахаг­гар ка­мен­ная гроб­ни­ца, со­дер­жав­шая бо­га­тое жен­ское по­гре­бе­ние 4 в. Раз­ви­ты как пат­ри-, так и мат­ри­ли­ней­ные родств. струк­ту­ры. Прак­ти­ку­ют мат­ри­ла­те­раль­ный ор­то­ку­зен­ный брак.

Уст­ное твор­че­ст­во со­хра­ни­ло ар­ха­ич. чер­ты, му­зи­ци­ро­ва­ние (пе­ние, иг­ра на ин­ст­ру­мен­тах) гл. обр. жен­ское за­ня­тие. Вы­со­кий об­ществ. ста­тус со­хра­ня­ет жен­ский од­но­струн­ный смыч­ко­вый муз. ин­ст­ру­мент им­зад; свя­зан­ная с ним муз. тра­ди­ция туа­ре­гов Ал­жи­ра, Ма­ли и Ни­ге­ра вклю­че­на ЮНЕСКО в Спи­сок не­ма­те­ри­аль­но­го на­сле­дия человечества (2013). В при­клад­ном иск-ве рас­про­ст­ра­нён мо­тив кре­ста, из-за че­го по­яви­лись пред­став­ле­ния о Т. как о по­том­ках кре­сто­нос­цев. Т. со­хра­ня­ют древ­ние до­ис­лам­ские, в т. ч. то­те­ми­сти­че­ские, ве­ро­ва­ния, по­чи­та­ние ма­ра­бу­тов, мо­гил свя­тых. Осн. хра­ни­те­ли тра­диц. ду­хов­ной куль­ту­ры, в т. ч. пись­мен­но­сти ти­фи­наг, – жен­щи­ны.

Туа­ре­ги Ма­ли не­од­но­крат­но под­ни­ма­ли вос­ста­ния про­тив франц. ко­ло­ни­за­то­ров (1916–17) и ма­лий­ско­го пра­ви­тель­ст­ва (1962–64, 1990–95, 2007–09). В нач. 21 в. часть Т. миг­ри­ро­ва­ла в Ли­вию и слу­жи­ла в ли­вий­ской ар­мии. По­сле свер­же­ния М. Кад­да­фи в 2011 б. ч. их вер­ну­лась в Ма­ли и во­зоб­но­ви­ла борь­бу за не­за­ви­си­мость сво­ей тер­ри­тории (Аза­ва­да). В окт. 2011 соз­да­но Нац. дви­же­ние за ос­во­бо­ж­де­ние Аза­ва­да, в апр. 2012 про­воз­гла­сив­шее не­за­ви­си­мое гос-во Аза­вад, ко­то­рое вско­ре по­па­ло под кон­троль ис­ла­ми­ст­ских груп­пи­ро­вок, в нач. 2013 на­чав­ших на­сту­п­ле­ние на юг Ма­ли. Вос­ста­ние бы­ло по­дав­ле­но в ре­зуль­та­те опе­ра­ции (янв. 2013 – июль 2014) при уча­стии франц. ар­мии (опе­ра­ция «Сер­валь»).

Лит.: Hama V. Recherches sur l’histoire des Touareg sahariens et, soudanais. P., 1967; Пер­шиц А. И. Об­ще­ст­вен­ный строй туа­ре­гов Са­ха­ры в XIX в. // Раз­ло­же­ние ро­до­во­го строя и фор­ми­ро­ва­ние клас­со­во­го об­ще­ст­ва. М., 1968; Лот А. Туа­ре­ги Ахаг­га­ра. М., 1989; Claudot-Hawad H. Éperonner le monde: no­ma­disme, cosmos et politique chez les Toua­regs. Aix-en-Provence, 2001; Keenan J. The Tuareg: People of Ahaggar. L., 2002; Сер­ге­ев М. С. Бер­бе­ры Се­вер­ной Аф­ри­ки: прош­лое и на­стоя­щее. М., 2003; Ilahiane H. Historical dictionary of the Berbers (Imazighen). Lan­ham, 2006; Бер­бер­ская ан­то­ло­гия: Куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия и об­раз­цы фоль­к­ло­ра туа­ре­гов. М., 2012.

Вернуться к началу