Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УДЭГЕ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 692

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Удэгейские охотники.

УДЭГЕ́ЙЦЫ, удэ­хей­цы (са­мо­на­зва­ния – удэ, удээ, удэге́, удэхе́), тун­гу­со-мань­чжур­ский на­род на юге Даль­не­го Вос­то­ка Рос­сии. Чис­лен­ность 1,5 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись), в т. ч. 0,8 тыс. чел. в При­мор­ском крае, 0,6 тыс. чел. в Ха­ба­ров­ском крае (Ха­ба­ров­ский и На­най­ский рай­оны). Го­во­рят в осн. по-рус­ски, св. 100 чел. со­хра­ня­ет удэ­гей­ский язык. Вклю­че­ны в Спи­сок ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Рос­сии.

До вклю­че­ния Ус­су­рий­ско­го края в со­став Рос­сии (1858) тер­ри­то­рия У. кон­тро­ли­ро­ва­лась Ки­та­ем. Жи­ли по скло­нам Си­хо­тэ-Али­ня по пра­вым при­то­кам р. Ус­су­ри, ре­кам, впа­даю­щим в Япон­ское м., и в Ниж­нем При­аму­рье (совм. с на­най­ца­ми). К нач. 20 в. со­сре­до­то­чи­лись у рек Са­мар­га и Би­кин, в вер­ховь­ях Хо­ра, Анюя и Гу­ра (Хун­га­ри). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов При­мо­рья и При­аму­рья (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Тра­диц. за­ня­тия – мяс­ная и пуш­ная охо­та (с лу­ком и стре­ла­ми; копь­ём – ги­да, паль­ма; са­мо­стре­лом – тэ­гэ, тру­бой-ман­ком – бу­ни­ку), про­мы­сел жень­ше­ня, про­ход­но­го ло­со­ся, на по­бе­ре­жье Та­тар­ско­го прол. – мор. охо­та. Раз­ви­ты об­ра­бот­ка бе­ре­сты, шкур и рыбь­ей ко­жи, куз­не­че­ст­во, вы­шив­ка (ор­на­мент аму­ро-са­ха­лин­ско­го ти­па). Зи­мой пе­ре­дви­га­лись на лы­жах (под­ши­тых – су­га­ла и го­ли­цах – кин­ги­лэ), гру­зы пе­ре­во­зи­ли на руч­ных нар­тах амур­ско­го ти­па (ту­хи), ле­том – на долб­лё­ных лод­ках с вы­сту­паю­щим впе­рёд дни­щем (ана). Жи­ли­ще – дву­скат­ный ша­лаш, ле­том кры­тый бе­ре­стой (джу­гды), зи­мой – ко­рой кед­ра (ту­эд­зя, ка­ва, ха­ма­ла); при пе­ре­ко­чёв­ках – ко­нич. чум (чо­ло). На Хун­га­ри бы­ли из­вест­ны по­лу­зем­лян­ки со сруб­ны­ми сте­на­ми, ота­п­ли­вае­мые ка­ном. Оде­ж­да – пра­во­за­паш­ной ха­лат вост.-ази­ат. ти­па (тэ­гэ, из рыбь­ей ко­жи – аа­ну, аку­ми, амук­та), у жен­щин – на­груд­ник тун­гус­ско­го ти­па (олэ­ли); муж­ской го­лов­ной убор ле­том – бе­ре­стя­ная шля­па, зи­мой – круг­лая ша­поч­ка с ки­стью из со­боль­е­го или бе­личь­е­го хво­ста (бо­гдо) и шле­мо­вид­ным по­кры­ва­лом (пом­па). Пат­ри­ли­ней­ные ро­ды объ­е­ди­ня­лись в эк­зо­гам­ные сою­зы (дя­му­ла). Тра­диц. ве­ро­ва­ния – куль­ты вер­хов­но­го бо­же­ст­ва (Буа), ду­хов-хо­зя­ев (од­зян) гор и тай­ги, по­мощ­ни­ка­ми ко­то­рых счи­та­лись тигр и мед­ведь; хо­зя­ек зве­рей (Сам­гия-ма­ма, Та­гу-ма­ма); у при­мор­ских и амур­ских У. – хо­зяи­на вод (Га­ни­хи), хо­зяй­ки ло­со­ся (Ма­ма­са Да­ва­ни) и др. По слу­чаю охо­ты на мед­ве­дя уст­раи­ва­ли мед­ве­жий празд­ник; раз­вит ша­ма­низм. Фольк­лор – ми­фо­ло­гич. и бы­то­вые рас­ска­зы (тэ­лун­гу), сказ­ки (ни­ман­ку; о куль­тур­ном ге­рое – Егды­ге, Мэр­гэ; о по­хо­ж­де­нии трик­сте­ров и др.), пес­ни.

Лит.: Шренк Л. И. Об ино­род­цах Амур­ско­го края. СПб., 1883–1903. Т. 1–3; Ар­сень­ев В. К. Со­чи­не­ния. Вла­ди­во­сток, 1947–1949. Т. 1–6; Ис­то­рия и куль­ту­ра удэ­гей­цев. Л., 1989.

Вернуться к началу