Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУ́РКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 357-538

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Кораев; С. Агаева (устное творчество)

ТУ́РКИ (са­мо­на­зва­ние – Türkler, тюрк­лер), 1) на­се­ле­ние Тур­ции. 2) Тюр­коя­зыч­ный на­род, осн. на­се­ле­ние Тур­ции. Чис­лен­ность 58,7 млн. чел. (2015, оцен­ка). Со­став­ля­ют также осн. на­се­ле­ние т. н. Тур. Рес­пуб­ли­ки Сев. Кип­ра (294 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), 2-ю по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­пу Бол­га­рии (588,3 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись; в осн. на юго- и се­ве­ро-вос­то­ке: со­став­ля­ют 66,2% в обл. Кыр­д­жа­ли, зна­чит. груп­пы в об­лас­тях Шу­мен, Си­ли­ст­ра, Раз­град и Тыр­го­виш­те); жи­вут в Сев.-Вост. и Юго-Вост. Гре­ции (ок. 100 тыс. чел., пе­ри­фе­рия Вост. Ма­ке­до­ния и Фра­кия и о-ва До­де­ка­нес), Ма­ке­до­нии (78 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись; со­став­ля­ют 79,4% в об­щи­не Цен­тар-Жу­па, до 100% в отд. ок­ру­гах об­щин Де­бар, Вра­неш­ти­ца, Ре­сен, Мо­ги­ла, Кру­ше­во, Дол­не­ни, При­леп, Де­мир-Ка­пия, Дой­ран, Ва­лан­до­во, Стру­ми­ца, Кон­че, Ра­до­виш, Ва­си­ле­во, Штип, Кар­бин­ци, Сту­де­ни­ча­ни, Со­пиш­те, Врап­чиш­те, Бо­го­ви­не), на юго-вос­то­ке Ру­мы­нии (28,2 тыс. чел., св. 3% в жу­де­це Кон­стан­ца – 2011, пе­ре­пись), юге Сер­бии (18,7 тыс. чел., в осн. в При­зрен­ском окр. на юге са­мо­про­воз­гла­шён­ной Рес­пуб­ли­ки Ко­со­во – 2011, пе­ре­пись). Вы­ход­цы из Тур­ции – круп­ней­шая им­ми­грант­ская груп­па в Гер­ма­нии (2,7 млн. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (100 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), жи­вут в Ни­дер­лан­дах (396,6 тыс. чел. – 2015, Центр. бю­ро ста­ти­сти­ки), Бель­гии (219 тыс. чел. – 2012, оцен­ка), Ав­ст­рии (186 тыс. чел. – 2012, Ко­мис­сия по ис­сле­до­ва­ни­ям ми­гра­ции и ин­те­гра­ции), Рос­сии (105,1 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись), Шве­ции (46,4 тыс. чел. – 2015, Центр. бю­ро ста­ти­сти­ки) и др. За пре­де­ла­ми Ев­ро­пы жи­вут в Азер­бай­джа­не (38 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), араб. стра­нах и др. Го­во­рят на ту­рец­ком язы­ке. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба, до тре­ти – ши­иты и ала­ви­ты.

Пред­ки Т. – огу­зы-тур­ко­ма­ны (см. в ст. Турк­ме­ны) в 11–15 вв. по­ко­ри­ли под пред­во­ди­тель­ст­вом Сельд­жу­ки­дов (Т.-сельд­жу­ки) и за­тем Ос­ма­нов п-ова Ма­лая Азия и Бал­кан­ский, ку­да од­но­вре­мен­но про­дви­га­лись из Сев. При­чер­но­мо­рья родст­вен­ные им пе­че­не­ги и узы, и к 15 в. ас­си­ми­ли­ро­ва­ли боль­шин­ст­во их гре­ко-, ар­мя­но-, сла­вя­но-, ро­ма­но- и ал­ба­но­языч­но­го на­се­ле­ния. В Ос­ман­ской им­пе­рии под Т. под­ра­зу­ме­ва­лись тур­ко­языч­ные му­суль­ма­не Ана­то­лии (Ма­лой Азии) и Ру­ме­лии (Бал­кан) по про­ти­во­по­став­ле­нию с их еди­но­вер­ца­ми – кур­да­ми, ара­ба­ми, ал­бан­ца­ми, иног­да – всё му­сульм. на­се­ле­ние «Ев­роп. Тур­ции» (вклю­чая, напр., болг. по­ма­ков, ма­кед. тор­бе­шей, бош­ня­ков) по про­ти­во­по­став­ле­нию с ино­вер­ца­ми (хри­стиа­на­ми и иудея­ми). К 16 в. ос­ман­ские за­вое­ва­ния спо­соб­ст­во­ва­ли рас­се­ле­нию Т. от Кры­ма до Кип­ра. В ре­зуль­та­те рус.-тур. (1828–29 и 1877–78), Крым­ской и Кав­каз­ской войн в пре­де­лы им­пе­рии пе­ре­се­ли­лись и ча­стич­но сли­лись с Т. сот­ни ты­сяч тюрк., аб­ха­зо-адыг­ских и нах­ско-даг. бе­жен­цев. С кон. 19 в. при мла­до­тур­ках и в хо­де «ке­ма­ли­ст­ских ре­форм» сфор­ми­ро­ва­лась кон­цеп­ция тур. на­ции как ос­но­вы тур. го­су­дар­ст­ва. Со­глас­но гре­ко-ту­рец­кой кон­вен­ции 1923, до 0,5 млн. Т. бы­ли пе­ре­се­ле­ны из Гре­ции в Тур­цию; пе­ре­се­ле­ния про­ис­хо­ди­ли и из др. бал­кан­ских стран. Ос­тав­шие­ся на Бал­ка­нах Т. вплоть до кон. 20 в. под­вер­га­лись дис­кри­ми­на­ции и на­сильств. ас­си­ми­ля­ции (осо­бен­но в Бол­га­рии при Т. Жив­ко­ве, про­во­див­шем в 1984–89 по­ли­ти­ку «воз­ро­ж­де­ния», т. е. на­сильств. обол­га­ри­ва­ния, Т. и вы­се­ле­ние в 1989 св. 300 тыс. Т.; впо­след­ст­вии эта по­ли­ти­ка бы­ла осу­ж­де­на болг. пра­ви­тель­ст­вом). Ны­не Т. поль­зу­ют­ся пра­ва­ми эт­нич. мень­шин­ст­ва в Бол­га­рии, Ма­ке­до­нии, Хор­ва­тии, Рес­пуб­ли­ке Ко­со­во, Ру­мы­нии; на тур. яз. ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние и ра­дио­ве­ща­ние, из­да­ёт­ся прес­са; их ин­те­ре­сы пред­став­ля­ют по­ли­тич. пар­тии.

Турчанка. Фото Quinn Dombrowski / flickr.com

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Азии. За­ни­ма­ют­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем, в т. ч. оро­шае­мым (пше­ни­ца, яч­мень, хло­пок, та­бак, мас­ли­ны, цит­ру­со­вые, ви­но­град), в го­рах – от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом (в осн. ов­цы и ко­зы, в т. ч. ан­гор­ской по­ро­ды); ряд эт­но­гра­фич. групп (юрю­ки, тах­тад­жы, тюрк­ме­ны) – по­лу­ко­чев­ни­ки. Раз­ви­ты тка­че­ст­во, про­из-во ков­ров (Ушак, Гёр­дес, Кю­та­хья, Ко­нья и др.), вы­шив­ка, гон­чар­ст­во, об­ра­бот­ка ме­ди, се­реб­ра. Сель­ское жи­ли­ще сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па, гли­но­бит­ное или са­ман­ное, в го­рах – ка­мен­ное, в При­чер­но­мо­рье – де­ре­вян­ное, ота­п­ли­ва­ет­ся оча­гом (тан­дыр) или пе­ре­нос­ной жа­ров­ней (ман­гал) и кур­си, ре­же – ка­ми­ном. Усадь­ба ого­ро­же­на вы­со­кой гли­но­бит­ной сте­ной, все по­ме­ще­ния вы­хо­дят во внутр. двор. У двух­этаж­ных до­мов вни­зу по­ме­ща­ют­ся хлев и ам­бар, на­вер­ху – жи­лые по­ме­ще­ния, к ко­то­рым ве­дёт внеш­няя ле­ст­ни­ца. Ко­чев­ни­ки жи­вут в вой­лоч­ных па­лат­ках (ка­ра­ча­дыр, ала­чык). Муж­ская оде­ж­да – шта­ны с ши­ро­ким ша­гом (дон), за­прав­лен­ная в них ру­ба­ха (гём­лек), ши­ро­кий по­яс (ку­шак), ко­рот­кие без­ру­кав­ка (йе­лек) и курт­ка (хыр­ка). Жен­щи­ны но­си­ли шта­ны (шаль­вар) и ру­ба­ху, ино­гда – юб­ку (фис­тан) и коф­ту (хыр­ка) или длин­ное пла­тье (эн­та­ри). Обувь – по­сто­лы из сы­ро­мят­ной ко­жи (ча­рык), узор­ные вя­за­ные нос­ки, на го­ло­ве – пла­ток (чем­бер) или на­кид­ка (фе­ред­же). Го­лов­ные убо­ры у муж­чин пер­во­на­чаль­но – разл. ти­пы тюр­ба­нов и кол­па­ков, в 1826, в хо­де ре­форм Мах­му­да II, сме­нён­ные крас­ной фет­ро­вой ша­поч­кой (фес­кой); при Мустафе Кемале Ата­тюр­ке но­ше­ние фес­ки и фе­ред­же бы­ло за­пре­ще­но. Осн. пи­ща – хлеб (эк­мек, чу­рек, ла­ваш), ле­пёш­ки (ха­мур­суз и гёз­ле­ме), жа­ре­ная (ке­баб) или ту­шё­ная (ка­вур­ма) ба­ра­ни­на, мо­лоч­ные про­дук­ты (фер­мен­ти­ро­ван­ное мо­ло­ко – йо­гурт, кай­мак, ай­ран; ове­чьи сы­ры: мяг­кий рас­соль­ный – бей­яз пей­нир, твёр­дые – ка­шар, каш­ка­вал; ко­зий сыр – ту­лум), плов (пи­лав), фар­ши­ров. ово­щи (дал­ма), су­пы (чор­ба), сла­до­сти (бак­ла­ва, хал­ва, ра­хат-лу­кум, ка­дай­ыф, тут­мач); на­пит­ки – ко­фе (ках­ве), ви­но­град­ная вод­ка (ра­кы), про­хла­дит. на­стои и от­ва­ры из фрук­тов (шер­бет).

На ре­лиг. жизнь зна­чит. влия­ние ока­за­ли су­фий­ские брат­ст­ва, по­чи­та­ние за­хо­ро­не­ний (ятыр) свя­тых (азиз), стар­цев (пир), угод­ни­ков (ве­ли). В уст­ном твор­че­ст­ве рас­про­стра­не­ны сре­ди­зем­но­мор­ско-пе­ред­не­ази­ат­ские ми­фо­эпич. мо­ти­вы, в т. ч. ира­но-се­мит­ско­го про­ис­хож­де­ния (че­рез по­сред­ст­во араб. и перс. лит-ры), ис­пы­тав­шие так­же тюр­ко-монг. влия­ние. Гл. фор­мы сло­вес­но­го твор­чест­ва Т., хра­ни­те­ля­ми ко­то­рых вы­сту­па­ли странст­вую­щие пев­цы (ашыг) и ска­зи­те­ли (мед­дах): ска­за­ние (де­стан), пес­ня го­род­ская (шар­кы) и на­род­ная (тюр­кю), бы­лич­ка (ля­ти­фе), сказ­ка (ма­сал), за­гад­ка (биль­мед­же), те­атр улич­ный (ор­та ою­ну) и те­ней (Ка­ра­гёз). Муз. фольк­лор – вокаль­ный, ин­ст­ру­мен­таль­ный, пе­сен­но-тан­це­валь­ный; нар. му­зы­ка тра­ди­цион­но од­но­го­лос­ная. Различаются ре­гио­наль­ные и ло­каль­ные муз. диа­лек­ты (агыз) и ма­не­ры ис­пол­не­ния (та­выр). Ме­ло­ди­че­ским, рит­ми­че­ским, ла­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем об­ла­да­ют пес­ни тюр­кю. Имеются 2 сти­ле­вые ме­ло­дич. груп­пы: узун ха­ва (букв. – длин­ная ме­лодия) – мет­ри­че­ски сво­бод­ные ме­ло­дии ши­ро­ко­го диа­па­зо­на; кы­рык ха­ва (букв. – ко­рот­кая ме­ло­дия) – рит­мич­ные ме­ло­дии не­боль­шо­го диа­па­зо­на. Пер­вые ха­рак­тер­ны для лю­бов­ных пе­сен боз­лак, тра­ур­ных при­чи­та­ний агы­ты и др., вто­рые – для пе­сен ма­ни (род час­туш­ки), тан­цев, ин­ст­ру­мен­таль­ных наи­гры­шей. По­этич. ос­но­ва нар. пе­сен – сти­хи в тра­диц. фор­мах се­маи, дес­тан, кош­ма, ма­ни. Из раз­но­об­раз­ных муз. рит­мов осо­бен­но по­пу­ля­рен ак­сак (букв. – хро­мой), ос­но­ван­ный на ком­би­на­ци­ях 2- и 3-доль­ных яче­ек. По­пу­ляр­ные нар. тан­цы: «Зей­бек» (пре­им. муж­ской, мед­лен­ный, пар­ный или груп­по­вой, ино­гда с кин­жа­ла­ми или ко­рот­ки­ми ме­ча­ми), «Ха­лай», «Хо­рон», «Бен­ги» (раз­но­вид­но­сти хо­ро­во­да), «Бар» (груп­по­вой муж­ской или жен­ский), «Хо­ра» (груп­по­вой муж­ской или жен­ский, очень бы­ст­рый), «Кар­ши­ла­ма» («тан­цы вза­им­но­го при­вет­ст­вия»: муж­чи­ны и жен­щи­ны тан­цу­ют в 2 ря­да), «Ка­шык» (тан­цу­ют в 2 ря­да ли­бо в кру­гу, часть уча­ст­ни­ков мо­жет си­деть; уча­ст­ни­ки от­би­ва­ют ритм де­рев. лож­ка­ми). Тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся иг­рой ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, не­ко­то­рые («Бар» в жен­ском ва­ри­ан­те, «Ка­шик», «Бен­ги») так­же пес­ня­ми (тюр­кю). Муз. ин­ст­ру­мен­ты: струн­ный щип­ко­вый баг­ла­ма (раз­но­вид­ность азерб. са­за); смыч­ко­вые – ке­ман­ча, ка­бак ке­ма­не, ик­лыг, ра­баб; ду­хо­вые – ка­вал, зур­на, во­лын­ка ту­лум; мем­бра­но­фо­ны – да­вул (на­га­ра), дум­бе­лек, теф, дар­бу­ка, и др. Об уст­ной клас­сич. проф. му­зы­ке см. в ст. Тур­ция (раз­дел Му­зы­ка).

В 20 в., осо­бен­но пос­ле 2-й ми­ро­вой вой­ны, тур. об­щест­во под­верг­лось стре­ми­тель­ной ин­ду­стриа­ли­за­ции, ве­стер­ни­за­ции си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния и ур­ба­ни­за­ции.

Лит.: Stirling P. Turkish village. L., 1965; Ере­ме­ев Д. Е. Эт­но­ге­нез ту­рок: (Про­ис­хож­де­ние и ос­нов­ные эта­пы эт­ни­чес­кой ис­то­рии). М., 1971; он же. На сты­ке Азии и Ев­ро­пы: Очер­ки о Тур­ции и тур­ках. М., 1980; Hotham D. The Turks. L., 1972; Ку­ры­лев В. П. Хо­зяй­ст­во и ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра ту­рец­ко­го кре­стьян­ст­ва: (Но­вей­шее вре­мя). М., 1976.

Вернуться к началу