Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРКА́НА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 534-535

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ТУРКА́НА (са­мо­на­зва­ние – ньи­тур­ка­на, ngiturkan), на­род груп­пы вост. ни­ло­тов на се­ве­ро-за­па­де Ке­нии (осн. на­се­ле­ние окр. Тур­ка­на). Чис­лен­ность 988,6 тыс. чел. (2009, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Эфио­пии (40 тыс. чел.). Яз. тур­ка­на те­со-тур­кан­ской груп­пы вост. под­вет­ви ни­лот­ских язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Близ­ки к те­со. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, до 10% – хри­стиа­не (в осн. бап­ти­сты), есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Подростки туркана. Фото Filiberto Strazzari / flickr.com

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ни­ло­тов Вост. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (зе­бу, ко­зы, ос­лы; в 19 в. за­им­ст­во­ва­ли у со­ма­ли верб­лю­до­вод­ст­во), с сер. 20 в. на оз. Тур­ка­на за­ни­ма­ют­ся ры­бо­лов­ст­вом. Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют ко­че­вые об­щи­ны и воз­раст­ные ин­сти­ту­ты; си­сте­ма воз­раст­ных клас­сов ли­ней­но­го ти­па ле­жит в ос­но­ве во­ен. ор­га­ни­за­ции. Де­лят­ся на эт­но­гра­фич. груп­пы нги­мо­ния и нги­чо­ро и под­груп­пы (эки­те­ла); ин­сти­тут вож­дей от­сут­ст­во­вал. Ка­ж­дое муж­ское по­ко­ле­ние вклю­ча­ет­ся по­оче­рёд­но в од­ну из по­ло­вин – Ни­мур («Го­ры») и Не­ри­сай («Ле­о­пар­ды») – пред­став­ляю­щих аль­тер­на­тив­ные (че­ре­дую­щие­ся) по­ко­ле­ния си­сте­мы родств. от­но­ше­ний. Счёт род­ст­ва па­три­ли­ней­ный. По­свя­ще­ние маль­чи­ков в свою воз­рас­тную груп­пу со­про­во­ж­да­ет­ся ини­циа­ци­ей (ата­пан). В от­ли­чие от боль­шин­ст­ва ни­ло­тов, не прак­ти­ку­ют об­ре­за­ние. Бы­ли во­ин­ст­вен­ны, до­ми­ни­ро­ва­ли в рай­оне оз. Тур­ка­на. Ору­жи­ем слу­жат ко­пья, брас­ле­ты в ви­де сталь­ных дис­ков. Груп­пы мо­ло­дых муж­чин-вои­нов (мо­ра­нов) со­вер­ша­ли на­бе­ги для за­хва­та ско­та. Скот слу­жит вы­ку­пом за же­ну. Прак­ти­ку­ет­ся по­ли­ги­ния. Се­мьи (ави) объ­е­ди­ня­ют­ся в груп­пы по со­вмест­но­му вы­па­су ско­та (ада­кар). Жи­ли­ще (акай, аки, экол, экал) ку­по­ло­образ­ное из ве­ток, кры­тых шку­ра­ми, об­ра­ще­но вхо­дом на вос­ток. Оде­ж­да – на­кид­ки и на­бед­рен­ные по­вяз­ки из ко­жи. Жен­щи­ны вы­бри­ва­ют часть го­ло­вы и за­пле­та­ют на те­ме­ни ма­лень­кие ко­сич­ки, но­сят боль­шое ко­ли­че­ст­во ук­ра­ше­ний из би­се­ра и ра­ко­вин кау­ри. Ха­рак­тер­ны муж­ские де­рев. си­де­нья-под­го­лов­ни­ки (эки­чо­лонг). Со­хра­ня­ют­ся культ пред­ков (нги­пе­ан, нги­ка­рам), ве­ра в вер­хов­ное бо­же­ст­во – твор­ца Акуд­жа, вла­ды­ку ниж­не­го ми­ра Эки­пе. Прак­ти­ку­ют зна­ха­ри и пред­ска­за­те­ли (нги­му­рок), кол­ду­ны (нги­ка­пи­лак). Раз­вит тан­це­валь­но-пе­сен­ный фольк­лор. Ак­тив­но участ­ву­ют в по­ли­тич. жиз­ни Ке­нии.

Лит.: Huntingford G. W. B. The Southern Nilo-Hamites. L., 1953; Gulliver P. H. The fa­mi­ly herds: a study of two pastoral tribes in East Africa, the Jie and Turkana. Westport, 1970; Калиновская К. П. Скотоводы Восточной Африки в XIX–XX вв. М., 1989; Pavitt N. Turkana. N. Y., 1997; At the fringes of modernity: People, animals, transitions / Ed. S. van Wolputte, G. Verswijver. Tervuren, 2004.

Вернуться к началу