Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОТЕМИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 317

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Фото Sebastien Launay / flickr.com Тотемный столб индейцев квакиутль. Нач. 20 в. (копия). В основании столба изображён медведь гризли, держащий фигурку человека; вверху – Птица Грома. Стэнли-парк (Ванкувер).

ТОТЕМИ́ЗМ (на язы­ке се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ин­дей­цев од­жиб­ве ototem, букв. – его род), культ то­те­мов, од­на из ос­нов­ных форм тра­ди­ци­он­ных (пер­во­быт­ных) ве­ро­ва­ний. Тер­мин впер­вые упот­реб­лён тор­гов­цем Дж. Лон­гом, опи­сы­вав­шим ве­ро­ва­ния од­жиб­ве в 1791, как на­уч. по­ня­тие вве­дён Дж. Мак-Лен­на­ном. Т. ос­но­ван на пред­став­ле­нии о род­ст­ве ме­ж­ду оп­ре­де­лён­ной со­ци­аль­ной общ­но­стью (обыч­но ро­дом) и то­те­мом – ми­фич. пред­ком; то­те­ма­ми ча­ще все­го слу­жи­ли разл. жи­вот­ные и рас­те­ния, ре­же – яв­ле­ния при­ро­ды и не­оду­шев­лён­ные пред­ме­ты (мол­ния, ве­тер, дождь, солн­це, же­ле­зо). Бы­ла рас­про­стра­не­на ве­ра в воз­мож­ность во­пло­ще­ния (ин­кар­на­ции) то­те­ма в но­во­ро­ж­дён­ных чле­нов ро­да. Как пра­ви­ло, чле­нам общ­но­сти, но­ся­щей имя то­те­ма, за­пре­ща­лось (кро­ме ри­туа­лов) его уби­вать и упот­реб­лять в пи­щу (с этим З. Фрейд свя­зы­вал про­ис­хо­ж­де­ние обы­чая та­бу), не раз­ре­ша­лось всту­пать в брак ме­ж­ду со­бой (см. Эк­зо­га­мия). Из­вест­ны то­те­мич. ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии дан­ной груп­пы от то­те­ма, а так­же об об­ре­те­нии ею сво­ей зем­ли, свя­щен­ных сим­во­лов (см., напр., Чу­рин­га) и об­ря­дов; ма­гич. об­ря­ды раз­мно­же­ния то­те­ма, со­сто­яв­шие в ри­ту­аль­ном по­еда­нии его мя­са (см. Жерт­во­при­но­ше­ние) и пля­сках мас­ки­ро­ван­ных тан­цо­ров, под­ра­жав­ших то­те­му. За­фик­си­ро­ва­ны так­же ин­ди­ви­ду­аль­ный (см. На­гу­аль), по­ло­вой и др. ви­ды Т. Час­то то­тем во­пло­щал­ся в рез­ных или жи­во­пис­ных изо­бра­же­ни­ях (напр., в то­тем­ных стол­бах ин­дей­цев Сев.-Зап. по­бе­ре­жья Сев. Аме­ри­ки). Луч­ше все­го Т. изу­чен у або­ри­ге­нов Ав­ст­ра­лии и ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки. Пе­ре­жит­ки Т. про­сле­жи­ва­ют­ся во мно­гих ре­ли­ги­ях в об­раз­ах бо­гов и куль­тур­ных ге­ро­ев (см. Зоо­лат­рия).

Лит.: The structural study of myth and tote­mism / Ed. by E. Leach. L., 1967; То­ка­рев С. А. Ран­ние фор­мы ре­ли­гии. М., 1990; Хэ­кель Й. По­чи­та­ние ду­хов и ду­аль­ная сис­те­ма у уг­ров (к про­бле­ме ев­ра­зий­ско­го то­те­миз­ма). Томск, 2001; Ле­ви-Строс К. То­те­мизм се­го­дня. Не­при­ру­чен­ная мысль. М., 2008; Тей­лор Э. Пер­во­быт­ная куль­ту­ра. М., 2009. Кн. 1–2; Фрэ­зер Д. Д. Зо­ло­тая ветвь. 2-е изд. М., 2014.

Вернуться к началу