Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОРА́ДЖИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 293-294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОРА́ДЖИ (то­рад­жа; от бу­гий­ско­го «то-ри­ад­жа» – гор­цы), груп­па су­ла­ве­сий­ских на­ро­дов во внутр. об­лас­тях Зап. Су­ла­ве­си (Ин­до­не­зия). Де­лят­ся на юж. Т. (таэ, са­данг; ок­руга́ Та­на-То­рад­жа и Сев. То­рад­жа на се­ве­ро-за­па­де пров. Юж. Су­ла­ве­си; 920 тыс. чел.), ма­ма­са (окр. Ма­ма­са на юго-вос­то­ке пров. Зап. Су­ла­ве­си; 140 тыс. чел.), ка­лум­панг (мак­ки; р-н Ка­лум­панг на юго-вос­то­ке окр. Ма­муд­жу в пров. Зап. Су­ла­ве­си; 20 тыс. чел.) и та­лон­до (р-н Бо­не­хау в окр. Ма­муд­жу; 1,5 тыс. чел.). Го­во­рят на язы­ках сев. груп­пы юж­но­су­ла­ве­сий­ских язы­ков (см. в ст. Су­ла­ве­сий­ские язы­ки). На язы­ках юж. Т. и ма­маса су­ще­ст­ву­ет пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, яз. юж­ных Т. пре­по­да­ёт­ся в шко­лах. В осн. ре­фор­ма­ты (Цер­ковь то­рад­жей, Цер­ковь то­рад­жей ма­ма­са), есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты и по­сле­до­ва­те­ли тра­диц. куль­та алук-то-до­ло («путь пред­ков»), офи­ци­аль­но при­знан­но­го как ва­ри­ант ин­ду­из­ма.

Фото Sergey Zhatchenko / flickr.com Поселение южных тораджей Сиаманг (Тана-Тораджа).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для воз­де­лы­ва­те­лей су­хо­доль­но­го ри­са (см. в ст. Ин­до­не­зий­цы). До нач. 20 в. ве­ли изо­ли­ров. об­раз жиз­ни. За­ни­ма­лись под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, раз­ве­де­ни­ем буй­во­лов, охо­той и ры­бо­лов­ст­вом. Де­ли­лись на знать, про­стых об­щин­ни­ков и ра­бов. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, со­ци­аль­ный ста­тус на­сле­до­вал­ся по ма­те­рин­ской ли­нии. Брак в осн. ук­со­ри­ло­каль­ный. Тра­диц. по­се­ле­ния (не­ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют до не­сколь­ких со­тен лет) ли­ней­ной пла­ни­ров­ки. Свай­ные до­ма (ба­нуа, у зна­ти – тон­гко­нан, букв. – ме­сто для си­де­ния) с мас­сив­ной сед­ло­об­раз­ной кры­шей с вы­сту­паю­щим конь­ком; сте­ны по­кры­ты рас­кра­шен­ной резь­бой, фрон­тон ук­ра­шен че­ре­пом буй­во­ла. Ка­ж­дый тон­гко­нан сим­во­ли­зи­ру­ет ли­нидж; гл. тон­гко­нан де­рев­ни (тон­гко­нан ла­юк) при­над­ле­жит ли­нид­жу её ос­но­ва­те­ля. Тра­диц. ре­ли­гия – культ пред­ков, вер­хов­но­го бо­же­ст­ва-де­ми­ур­га Пу­анг Ма­туа и др. Ри­туа­ла­ми ру­ко­во­дят жре­цы (ми­наа). По­гре­бе­ние знат­но­го че­ло­ве­ка со­про­во­ж­да­ет­ся тан­ца­ми, пе­ту­ши­ны­ми боя­ми, жерт­во­при­но­ше­ни­ем мно­же­ст­ва буй­во­лов и сви­ней; ри­ту­ал мо­жет за­ни­мать неск. дней и про­во­дить­ся спус­тя неск. лет по­сле смер­ти (в этот пе­ри­од по­кой­ник хра­нит­ся под по­лом тон­гко­на­на). Умер­ших по­гре­ба­ют в де­рев. ящи­ках на скаль­ных об­ры­вах или в ро­до­вых скле­пах в пе­ще­рах, у вхо­да по­ме­ща­ют рез­ные порт­рет­ные изо­бра­же­ния умер­ших в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну (тау-тау); че­ре­па и кос­ти от преж­них по­гре­бе­ний ук­ла­ды­ва­ют ря­да­ми. Во вре­мя по­ми­наль­ной це­ре­мо­нии Ма-не­не (в кон­це ле­та) по­кой­ни­кам ме­ня­ют оде­ж­ду.

С нач. 20 в. часть Т. бы­ла на­силь­ст­вен­но пе­ре­се­ле­на на рав­ни­ну, пе­ре­хо­дит к оро­шае­мо­му ри­со­вод­ст­ву. Хри­сти­ан­ст­во осо­бен­но бы­ст­ро рас­про­стра­ня­ет­ся в сер. 20 в., под влия­ни­ем аг­рес­сии ис­ла­ми­стов Юж. Су­ла­ве­си (бу­ги­сов и ма­ка­са­ров). Совр. Т. со­хра­ня­ют ми­фо­ло­гию (о при­хо­де пред­ков с не­ба и др.), фольк­лор, тра­диц. ри­туа­лы, ре­мёс­ла.

Лит.: Nooy-Palm H. The Sa’dan-Toraja: A study of their social life and religion. The Hague, 1979–1986. Vol. 1–2; Parinding S. C., Achjadi J. Toraja: Indonesia’s mountain Eden. Singapore, 1988; Bigalke T. Tana Toraja: A social history of an Indonesian people. Singapore, 2005; Waterson R. Paths and rivers: Sa’dan Toraja society in transformation. Leiden, 2009.

Вернуться к началу