Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЮ́АРД

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 354

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

СТЮ́АРД, Стьюард (Steward) Джу­ли­ан Хайнс (31.1.1902, Ва­шинг­тон – 6.2.1972, Эр­ба­на, штат Ил­ли­нойс), амер. ан­тро­по­лог и ар­хео­лог. Окон­чил Кор­нелл­ский ун-т (1925), учил­ся так­же у А. Крёбе­ра и Р. Ло­уи в Ка­ли­фор­ний­ском ун-те в Берк­ли. Пре­по­да­вал в ун-тах: Ми­чи­ган­ском (1928–30), Юты (1930–33), Ко­лум­бий­ском (1946–1952) и Ил­ли­нойс­ском (1952–68). В 1935–46 ра­бо­тал в Бю­ро по де­лам ин­дей­цев и Смит­со­нов­ском ин­сти­ту­те, где ос­но­вал Ин-т со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии (1943). Член Нац. АН (1954), Амер. ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции, один из соз­да­те­лей Нац. на­уч. фон­да США. Про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди ин­дей­цев США (в осн. у шо­шо­нов) и в Пу­эр­то-Ри­ко, уча­ст­во­вал в ар­хео­ло­гич. экс­пе­ди­ци­ях в Ка­ли­фор­нии, Не­ва­де, Ай­да­хо и Оре­го­не, ини­циа­тор соз­да­ния К-та по вос­ста­нов­ле­нию ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков, вме­сте с У. Беннеттом и Г. Уилли раз­ра­бо­тал про­ект До­ли­ны Ви­ру в Пе­ру.

С. – один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей не­оэво­лю­цио­низ­ма и тео­ре­ти­ков со­ци­аль­ной эво­лю­ции. Ввёл по­ня­тие мно­го­ли­ней­ной эво­лю­ции и раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию мно­го­ли­ней­ной эво­лю­ции куль­ту­ры. По мне­нию С., все куль­ту­ры раз­ви­ва­ют­ся од­но­об­раз­но, по од­ним и тем же за­ко­нам. При­чи­ну их не­сход­ст­ва он ви­дел в спе­ци­фи­ке при­род­ных ус­ло­вий, ко­то­рые фор­ми­ро­ва­ли раз­ные тех­ни­ки адап­та­ции и спе­циа­ли­за­цию куль­тур. Об­ще­ст­ва, на­хо­дя­щие­ся в сход­ных при­род­ных ус­ло­ви­ях и на од­ном уров­не тех­но­ло­гич. раз­ви­тия, эво­лю­цио­ни­ру­ют сход­ным об­ра­зом. Этот фе­но­мен «па­рал­лель­ной эво­лю­ции» объ­яс­ня­ет со­в­па­де­ние про­цес­сов раз­ви­тия об­ществ, не кон­так­ти­рую­щих ме­ж­ду со­бой. В про­ти­во­по­лож­ность куль­тур­ным ареа­лам шко­лы Ф. Боа­са, С. пред­ло­жил клас­си­фи­ка­цию об­ществ по куль­тур­ным ти­пам, воз­ни­каю­щим вслед­ст­вие адап­та­ции к сре­де и ха­рак­те­ри­зую­щим оди­на­ко­вый уро­вень ин­те­гра­ции. Эко­ло­гич. под­ход С. к объ­яс­не­нию спе­ци­фи­ки куль­тур­ных ти­пов при­вёл к соз­да­нию тео­рии и ме­то­до­ло­гии куль­тур­ной эко­ло­гии как уче­ния об адап­та­ции куль­ту­ры к конкретной со­ци­аль­ной и фи­зич. сре­де. Тру­ды С. по­слу­жи­ли ме­то­до­ло­гич. ос­но­вой для «но­вой ар­хео­ло­гии» и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии США в 1970–80-е гг.

Соч.: Theory of culture change: The methodo­logy of multilinear evolution. Urbana, 1955; Native peoples of South America. McGraw-Hill, 1959 (co-auth L. C. Faron); Alfred Kroeber. N. Y., 1973; Evolution and ecology: Essays on social transformation. Urbana, 1977.

Лит.: Process and pattern in culture: Essays in honor of J. H. Steward. Chi., 1964; Man­ners R. A. J. H. Steward // American Anthropologist. 1973. Vol. 75. № 3; Murphy R. F. Inroduction: the anthropological theories of J. H. Steward // Steward J. H. Evolution and ecology: Essays on social transformation. Ur­bana, 1977; Авер­кие­ва Ю. П. Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской мыс­ли в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии. М., 1979; Эт­но­ло­гия в США и Ка­на­де. М., 1989; Kerns V. Scenes from the High Desert: J. Steward’s life and theory. Urbana, 2003.

Вернуться к началу