Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛИВИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Якушенков; В. И. Лисовой (устное творчество)

БОЛИВИ́ЙЦЫ (са­мо­на­зва­ние – boli­vianos), на­род, основное на­се­ле­ние Бо­ли­вии. Чис­лен­ность 10,1 млн. чел. (2012, перепись). Го­во­рят на бо­ли­вий­ском ва­ри­ан­те испанского языка, ке­чу­ан­ских язы­ках, ай­ма­ра, других индейских языках. Ве­рую­щие – в основном ка­то­ли­ки (свыше 95%), есть про­тес­тан­ты (бап­ти­сты, ме­то­ди­сты, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня).

Об­щие чер­ты бо­ли­вий­ской куль­ту­ры скла­ды­ва­лись в до­ис­пан­ский и ко­ло­ни­аль­ный пе­рио­ды из вза­им­ных влия­ний ай­ма­ра (основное на­се­ле­ние до за­вое­ва­ния Бо­ли­вии ин­ка­ми в 15 в.) и ке­чуа, пе­ре­се­ляв­ших­ся сю­да на­чи­ная с инк­ско­го за­вое­ва­ния. В инк­ский пе­риод язык ке­чуа (ру­на си­ми, букв. – язык че­ло­ве­ка) стал основным язы­ком на­се­ле­ния Бо­ли­вии. Из-за тя­жё­лых кли­ма­тич. ус­ло­вий бе­лые им­ми­гран­ты ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да (кре­о­лы) в Бо­ли­вии срав­ни­тель­но не­мно­го­чис­лен­ны – в основном вла­дель­цы се­реб­ря­ных руд­ни­ков По­то­си, экс­плуа­ти­ро­вав­шие ин­дей­ское и ме­тис­ное (чо­ло) на­се­ле­ние (см. Ми­та); раз­ви­ва­лось так­же ла­ти­фун­ди­ст­ское хо­зяй­ст­во. Ввоз чер­но­ко­жих ра­бов из Аф­ри­ки не имел здесь та­ко­го зна­че­ния, как в других ко­ло­ни­ях Южной Аме­ри­ки. По­сле Бо­ли­вий­ской ре­во­лю­ции 1952 и аг­рар­ной ре­фор­мы 1953 ин­дей­цы по­лу­чи­ли лич­ную не­за­виси­мость и гражданские пра­ва. Со­хра­ня­ет­ся раз­рыв ме­ж­ду бе­лым и ин­дей­ско-ме­тис­ным на­се­ле­ни­ем, хо­тя ме­ти­сы на­чи­на­ют иг­рать всё бóль­шую роль в эко­но­ми­ке стра­ны.

Фото А. И. Нагаева Индейцы аймарана улицах г. Оруро.

Куль­ту­ра Б. со­че­та­ет ин­дей­ские и ев­ропейские тра­ди­ции (в искусстве, литературе, в об­ря­дах, празд­ни­ках и др.). Раз­ли­ча­ют­ся несколько тер­ри­то­ри­аль­ных групп Б. В зо­не вы­со­ко­го­рья, с са­мой вы­со­кой плот­но­стью на­се­ле­ния (Аль­ти­пла­но), жи­вут в основном ай­ма­ра, за­ни­маю­щие­ся ско­то­вод­ст­вом (б. ч. раз­ве­де­ни­ем ла­мы), а так­же вы­ра­щи­ва­ни­ем кар­то­фе­ля, ки­ноа и др., на озере Ти­ти­ка­ка – главным об­ра­зом ры­бо­лов­ст­вом; бо­лее низ­кие скло­ны за­ни­ма­ют ке­чуа, за­ни­маю­щие­ся пре­имущественно зем­ле­де­ли­ем. В Аль­ти­пла­но рас­по­ло­же­ны так­же глав­ные го­ро­да Бо­ли­вии с пре­об­ла­даю­щим бе­лым на­се­ле­ни­ем.

Город Ла-Пас. Фото А. И. Нагаева

Ин­дей­цы восточных скло­нов Анд, по­кры­тых суб­тро­пическими ле­са­ми (Юн­гас), – ай­ма­ра, ке­чуа, мо­хо, та­ка­на и др. – за­нима­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (фрук­ты, рис, хлоп­чат­ник, ко­ка); ин­дей­цы тро­пической зо­ны восточных рав­нин (Орь­ен­те, или Ча­ко) – гуа­ра­ни, чи­ки­та­но, гуа­райю, ви­чи, ай­о­рео, ча­ко­бо, юра­ка­ре и др. – охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом, под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем. С от­кры­ти­ем в конце 20 в. ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти уве­ли­чил­ся при­ток бе­ло­го и ме­тис­но­го на­се­ле­ния.

Уст­ное твор­че­ст­во. Традиции кечуа и аймара восходят к культуре инков. У малочисленных горных индейцев (чипайя, кальяуайя) сохранились реликтовые формы ритуальной музыки и тайный язык, на котором поют песни. Для индейской культуры горных районов в целом характерны календарно-обрядовые, семейно-бытовые, культовые музыкально-танцевальные действа. Типичны круговые танцы; в сопровождающих их инструментальных ансамблях, как правило, играют мужчины, а женщины поют и танцуют. Распространены духовые инструменты (главным образом флейты – продольные и «флейты Пана»), мембранофоны, идиофоны, а также струнные щипковые креольского происхождения. Традиционные инструменты и жанры имеют сезонную приуроченность: в сезон дождей играют на продольных флейтах пинкильос, символизирующих женское начало, изобилие и водную стихию и связанных с культами Матери Земли (Пачамама) и Девы Марии; многоствольные флейты сикус/антарас (на языках аймара и кечуа соответственно) и продольные кенас символизируют мужское начало, солнце, ветер и используются во время обрядов сухого сезона, посвящённых божествам Пачатата и Апу, в праздник Тела Христова, в дни мужских святых. У индейцев области Ямпара (Тарабуку) сохраняются обряды Пухльяй (Пухлай; приурочен к сезону дождей; музыканты играют на продольных флейтах, танцоры в обуви со звенящими подвесками ритмично двигаются вокруг алтаря с едой) и Аяричи (Айаричи; приурочен к сухому сезону; четверо музыкантов-танцоров играют на многоствольных флейтах, 2–4 молодые женщины танцуют); участники одеты в тщательно изготовленную и украшенную традиционную одежду. Музыка и танцы обрядов Пухльяй и Аяричи включены в Список нематериального и культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2014). Для равнинных индейцев также характерно сохранение и возрождение местных традиций, в т. ч. шаманских песен – охотничьих [у чимане; сирионо (группа тупи-гуарани)], врачевательных [у айорео (группа самуко)]. Музыкальная культура метисов – преимущественно городской фольклор. В целом для Б. характерна развитая празднично-фестивальная культура с музыкой смешанного индейско-креольского типа. Излюбленные музыкальные инструменты – гитара и чаранго («индейская гитара», с корпусом из панциря броненосца).

Лит.: Klein H. S. Bolivia, the evolution of a multi-ethnic society. N. Y., 1982; Куль­ту­ра Бо­ли­вии. М., 1986.

Вернуться к началу