Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНГА́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 214-215

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИНГА́ЛЫ (са­мо­на­зва­ние – син­га­ла, от­сю­да преж­нее назв. Шри-Лан­ки – Си­лон, Цей­лон), ин­доа­рий­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Шри-Лан­ки. Чис­лен­ность 15,3 млн. чел. (2012, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на юге (95% в Юж. пров., 86,4% – в пров. Са­ба­ра­га­му­ва, 80,8% – в пров. Ува), нa за­па­де (84,2% в За­пад­ной и 85,7% в Сев.-За­пад­ной про­вин­ци­ях) и в центр. час­ти (90,9% в Северной Центральной, 66% в Центральной про­винциях) ост­ро­ва. Про­жи­ва­ют так­же в Ав­ст­ра­лии (86,4 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Ка­на­де (139,4 тыс. чел. на­звали се­бя выходцами из Шри-Лан­ки, 7,2 тыс. чел. – С.; 2006, перепись) и др. Го­во­рят на син­галь­ском язы­ке. В осн. буд­ди­сты (тхе­ра­ва­да), есть хри­стиа­не.

Фото Indi Samarajiva / www.flickr.com Сингалы. Шествие слонов во время Перахеры.

Пред­ки С. – вы­ход­цы из Сев. Ин­дии (ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ния вы­яви­ли их наи­боль­шее род­ст­во с бен­галь­ца­ми), вы­тес­нив­шие ко­рен­ное на­се­ле­ние Шри-Лан­ки – вед­дов. Со­глас­но лан­кий­ской хро­ни­ке «Ма­ха­вам­са» (5 в. до н. э.), назв. «С.» вос­хо­дит к санскр. син­га («лев») – име­ни пра­ви­те­лей сев.-инд. кн-ва Ла­ла, один из ко­то­рых, принц Вид­жая, при­плыл на ост­ров в 543 до н. э. Хо­зяй­ст­во ос­но­ва­но на воз­де­лы­ва­нии заливно­го ри­са. Уже с 5 в. до н. э. син­галь­ские пра­ви­те­ли строи­ли сис­те­му ги­гант­ских во­до­хра­ни­лищ (круп­ней­шее – Па­ра­кра­ма-Са­муд­ра у По­лон­на­ру­вы, пл. ок. 1800 га, 4 в. до н. э.) и ка­на­лов, об­ли­цо­ван­ных ка­мен­ны­ми пли­та­ми (часть их ис­поль­зу­ют­ся по­ны­не). Во внутр. об­лас­тях со­хра­ня­ет­ся под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (че­на). На по­бе­ре­жье раз­ви­то ры­бо­лов­ст­во с па­рус­ных пло­тов (ка­та­ма­ран) и долб­лё­ных ло­док (ору­ва) из ство­ла хлеб­но­го де­ре­ва с аут­ри­ге­ром. Тра­диц. куль­ту­ра пол­нее со­хра­ни­лась у С. внутр. рай­онов (гор­ных С., кан­дий­цев). Жи­ли­ще в осн. гли­но­бит­ное на гли­но­бит­ной плат­фор­ме (выс. до 30 см) с бе­лё­ны­ми или кра­шен­ны­ми охрой сте­на­ми и кров­лей из ци­но­вок, ри­со­вой со­ло­мы или паль­мо­вых ли­сть­ев; жизнь се­мьи гл. обр. про­хо­дит на кры­той тер­ра­се пе­ред вхо­дом. Осн. оде­ж­да – са­ронг (са­ра­ма), у жен­щин – с ко­рот­кой об­ле­гаю­щей коф­той с ко­рот­кими ру­ка­вами (кам­байя). Муж­чи­ны р-на Кан­ди но­сят бе­лый са­ронг с ев­роп. ру­баш­кой с гал­сту­ком, жи­ле­том и пид­жа­ком, на го­ло­ве – круг­лая ша­поч­ка (то­пи); жен­щи­ны – са­ри, се­реб­ря­ные или зо­ло­тые бу­сы (ата­вэ­ле), коль­ца на паль­цах ног. Выс­шая кас­та – зем­ле­дель­цы (гои­ван­се, гоя­га­ма), за­тем сле­ду­ют ры­ба­ки (ка­ра­ве), сбор­щи­ки ко­ри­цы (са­ла­га­ма), со­ка цве­тов ко­ко­со­вой паль­мы (ду­ра­ва), куз­не­цы (на­ва­дан­на) и др.; низ­шие кас­ты – гон­ча­ры (ба­да­хе­ла), ба­рабан­щи­ки (бе­ра­ва), тан­цо­ры (оли), прач­ки (па­ли), ци­нов­щи­ки (кин­на­ра) и др. Де­рев­ня (га­ма) на­се­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, пред­ста­ви­те­ля­ми од­ной кас­ты. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты до­буд­дий­ских бо­жеств (бан­да­ра). В ле­чеб­ной ма­гии ис­пол­ня­ют об­ря­ды ба­ли, для ко­то­рых при­вле­ка­ют ас­т­ро­ло­га, по го­ро­ско­пу боль­но­го он при­зы­ва­ет од­но­го из де­вя­ти не­бес­ных бо­гов. Из­гна­ни­ем злых ду­хов за­ни­ма­ют­ся ша­ма­ны (кат­та­дия, яка­ду­ро), ис­пол­няю­щие тан­цы в мас­ках (то­вил). Из празд­ни­ков вы­де­ля­ет­ся мно­го­днев­ный кан­дий­ский Пе­рахе­ра (в ав­гу­сте), со­про­во­ж­дающийся ри­ту­аль­ны­ми про­цес­сия­ми и тан­ца­ми. Раз­ви­та ме­ст­ная тра­ди­ция борь­бы (ан­гам­по­ра).

Лит.: Коч­нев В. И. Син­га­лы // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963.

Вернуться к началу