Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛОВА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 408-409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЛОВА́КИ (са­мо­на­зва­ние – Slováci), 1) на­се­ле­ние Сло­ва­кии. 2) За­пад­но­сла­вян­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Сло­ва­кии. Чис­лен­ность 4,4 млн. чел. Жи­вут так­же в Че­хии (147,2 тыс. чел.), на се­ве­ре Сер­бии (52,8 тыс. чел.; из них 50,3 тыс. чел. в ав­то­ном­ном крае Вое­во­ди­на, со­став­ля­ют боль­шин­ст­во в об­щи­нах Ко­ва­чи­ца и Бач­ки-Пет­ро­вац на юге края) и Венг­рии (29,6 тыс. чел.), в Ру­мы­нии (13,7 тыс. чел.; чис­лен­ность в ев­роп. стра­нах – по пе­ре­пи­сям 2011), а так­же в США (810 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись), Ка­на­де (66,5 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на сло­вац­ком язы­ке. В осн. ка­то­ли­ки.

В со­ста­ве им­перии Габсбургов С. под­вер­га­лись на­сильств. ас­си­ми­ля­ции со сто­ро­ны венг­ров. До 100 тыс. С. бы­ли пе­ре­се­ле­ны из Венг­рии по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Центр. Ев­ро­пы. Тра­диц. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, яч­мень и др.), по­лу­ко­че­вое и от­гон­ное ов­це­вод­ст­во. С 16 в. раз­ви­ва­ют­ся про­из-во на­бив­ных тка­ней, пле­те­ние кру­жев (осо­бен­но в гор­няц­ких рай­онах в совр. Бан­ска-Би­ст­риц­ком и Пре­шов­ском кра­ях), пле­те­ние из мед­ной про­во­ло­ки (дро­тар­ст­во) в г. Трен­чин, под влия­ни­ем ана­бап­ти­стов – бе­жен­цев из Гер­ма­нии, Швей­ца­рии и др. (га­ба­нов) – из­го­тов­ле­ние фа­ян­са с че­ты­рёх­цвет­ной рос­пи­сью, осо­бен­но на за­па­де (Мод­ра, Пу­ка­нец и др.); в 1743 бу­ду­щий имп. Франц I ос­но­вал в Го­ли­че (ны­не в Трнав­ском крае) фа­ян­со­вую ма­ну­фак­ту­ру.

Жи­ли­ще в го­рах – сруб­ное, с 19 в. – на ка­мен­ном фун­да­мен­те; на при­ду­най­ской рав­ни­не на юге – гли­но­бит­ное или сыр­цо­вое, бе­лё­ное, сте­ны рас­пи­сы­ва­ют­ся рас­тит. ор­на­мен­том. Кры­ша из дран­ки, валь­мо­вая или по­лу­валь­мо­вая с на­ве­сом (при­стрьеш­ка) над фрон­то­ном; в до­ли­не р. Ора­ва на се­ве­ре дом име­ет бо­ко­вую га­ле­рею. Хо­зяйств. по­строй­ки со­еди­ня­ют­ся с до­мом че­рез од­но­ряд­ную связь, на се­ве­ре рас­про­стра­не­ны замк­ну­тые дво­ры с во­ро­та­ми. Вход в дом с бо­ко­вой сто­ро­ны че­рез се­ни (пи­твор, при­клеть), ве­ду­щие с од­ной сто­ро­ны в из­бу (хи­жа, йиз­ба), с дру­гой – в хо­лод­ную клеть (ко­мо­ра); на се­ве­ре хи­жа и ко­мо­ра рас­по­ла­га­ют­ся с од­ной сто­ро­ны от се­ней. У вхо­да в хи­жу ста­вит­ся хлеб­ная печь усть­ем к пе­ред­ней сте­не, пе­ред ней – от­кры­тый очаг с ды­мо­ходом (ко́­мин). У пе­чи по­ме­ща­ет­ся по­стель, в пе­ред­нем уг­лу на­про­тив – стол, над ним – рас­пя­тие или скульп­ту­ра Бо­го­ро­ди­цы. Хи­жа бо­га­то ук­ра­ша­ет­ся рос­пи­сью, вы­шив­кой, цвет­ной ке­ра­ми­кой, на кро­ва­ти во­дру­жа­ет­ся го­ра из по­ду­шек. С 19 в. устье пе­чи с ко­ми­ном пе­рено­сит­ся в пи­твор, в зад­ней час­ти ко­то­ро­го вы­го­ра­живается ар­кой кух­ня. С кон. 19 в. хлеб­ная печь час­то пе­ре­носит­ся в ко­мо­ру, а в хи­же ста­вит­ся печь-гол­ланд­ка.

Словацкий народный костюм. Рис. Е. Н. Федорченко

Муж­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (ко­ше­ля), корот­кие ши­ро­кие по­лот­ня­ные (га­те) или длин­ные уз­кие су­кон­ные, ук­ра­шен­ные шну­ром (но­га­ви­це) шта­ны, ши­ро­кий (до 30 см) по­яс с ме­тал­лич. пла­сти­на­ми, су­кон­ный или ат­лас­ный жи­лет (лайб­лик) или ов­чин­ная вы­ши­тая без­ру­кав­ка (ко­жу­шок), су­кон­ные курт­ка (чу­га) и бе­лый каф­тан с ка­пю­шо­ном (га­ле­на). Жен­щи­ны но­си­ли ту­ни­ко­об­раз­ную или ши­ро­кую, со­б­ран­ную у го­р­ло­ви­ны (т. н. кар­пат­ский крой) ру­ба­ху (ко­ше­ля, оп­лец­ко, ру­кав­це) с при­та­лен­ным са­ра­фа­ном на од­ной или двух лям­ках (ру­баш, спод­ник, пен­дель, по­до­лок), тка­ным поя­сом (пас), мес­та­ми так­же с дву­мя (спе­ре­ди и сза­ди) фар­ту­ка­ми или ши­ро­кой не­сши­той юб­кой, по­лот­ня­ную на­кид­ку (об­рус, плах­та, поль­ка, руч­ник, одь­едьз­ка); с кон. 18 в. рас­про­стра­ня­ют­ся сши­тая юб­ка и на­ряд­ный ко­рот­кий лиф (жи­ву­тик, лайб­лик). За­муж­ние жен­щи­ны но­си­ли чеп­цы (чепь­ец, кап­ка). Тра­диц. обувь – ко­жа­ная ти­па по­сто­лов (крпце, боч­ко­ри), из сук­на (коль­цу­ни), вя­за­ная (па­пу­че), ва­ля­ная (кап­це), са­по­ги с мяг­ким го­ле­ни­щем (чиж­ми).

В Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник (Щед­рый ве­чер) го­то­вят жа­ре­но­го кар­па, ка­пу­ст­ный суп, ваф­ли с мё­дом, пе­кут осо­бый хлеб (штед­рак); на Пас­ху – ку­ри­ный суп с вер­ми­ше­лью, коп­чё­ное мя­со, свёк­лу с хре­ном. Рас­про­стра­не­ны тра­ди­ции ко­ля­до­ва­ния и ря­же­ния, мо­ло­дёж­ных те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ний (на те­мы Ро­ж­де­ст­ва, о св. До­ро­те) на Свят­ки; про­цес­сий с со­ло­мен­ной жен­ской кук­лой (Мо­ре­на) на Мас­ле­ни­цу; «об­ли­ван­ных дней» по­сле Пас­хи, май­ско­го де­ре­ва, за­жи­га­ния ко­ст­ров на Ива­нов день (Свя­то­ян­скую ночь) и др. В фольк­ло­ре пред­став­ле­ны ле­ген­ды (о ца­ре Со­ло­мо­не, о встре­че Ада­ма с чёр­том, о стран­ст­во­ва­ни­ях по све­ту Хри­ста и апо­сто­ла Пет­ра и др.), ис­то­рич. пре­да­ния (о Мать­я­ше Хунь­я­ди, о борь­бе с тур­ка­ми, о раз­бой­ни­ке – «збой­ни­ке» Яно­ши­ке и др.), сказ­ки (вол­шеб­ные и о жи­вот­ных).

Наи­бо­лее ар­ха­ич. слой муз. фольк­ло­ра – об­ря­до­вые, тру­до­вые зем­ле­дель­че­ские пес­ни с уз­ко­объ­ём­ны­ми зву­ко­ря­да­ми в пре­де­лах квар­ты. Бо­лее позд­ние слои – пас­ту­шес­кий фольк­лор, ли­рич., гай­дуц­кие и др. пес­ни; в раз­ных об­лас­тях пре­об­ла­да­ют разл. ви­ды диа­то­ни­ки, с сер. 17 в. так­же ма­жор и ми­нор. Му­зы­ка пре­им. од­но­го­лос­ная, встре­ча­ет­ся мно­го­го­ло­сие. В ин­ст­ру­мен­та­рии, ме­ло­ди­ке – влия­ния фольк­ло­ра ру­мын, бол­гар, ук­ра­ин­цев, венг­ров и др. на­ро­дов. Тан­цы: фриш­ка (бы­ст­рый), од­зе­мок (соль­ный муж­ской), разл. ви­ды ко­ло и др. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – пре­им. струн­ные и ду­хо­вые, спе­ци­фи­че­ский ме­ст­ный ин­ст­ру­мент – фуя­ра (де­рев. про­доль­ная сви­ст­ко­вая флей­та дли­ной ок. 2 м, с 3 паль­це­вы­ми от­вер­стия­ми). Пер­вые сб-ки муз. фольк­ло­ра изданы в 1820-е гг.; ок. 3200 сло­вац. на­пе­вов за­пи­сал Б. Бар­ток.

Лит.: Slovenske l’udove umenie. Brat., 1954. [Dl] 2; На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1964. Т. 1.

Вернуться к началу