Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛАВЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 388-389

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. О. Гавритухин (происхождение и история), В. Я. Петрухин (религия)

СЛАВЯ́НЕ, 1) на­род, из­вест­ный в гре­ко-лат. ис­точ­ни­ках с 6 в. как скла­ви­ны. По дан­ным ар­хео­ло­гии, сло­жил­ся не позд­нее 2-й пол. 4 в. (см. Праж­ская куль­ту­ра). У об­ра­зо­вав­ших­ся в хо­де его рас­се­ле­ния в 7–8 вв. на­ро­дов со­хра­ни­лось соз­на­ние общ­но­сти, что от­ра­же­но в слав. ис­то­рич. про­из­ве­де­ни­ях (в т. ч. в Жи­ти­ях Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и «По­вес­ти вре­мен­ных лет»), опи­са­ни­ях ино­стран­цев (см., напр., Са­ка­ли­ба), са­мо­на­зва­ни­ях ря­да слав. на­ро­дов (сло­ве­не, сло­ва­ки, сло­вен­цы и др.).

2) Слав. на­ро­ды, груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на сла­вян­ских язы­ках. Де­лят­ся на вос­точ­ных (рус­ские, бе­ло­ру­сы, ру­си­ны, ук­ра­ин­цы), за­пад­ных (лу­жи­ча­не, по­ля­ки, че­хи, сло­ва­ки) и юж­ных (сло­вен­цы, хор­ва­ты, бош­ня­ки, сер­бы, чер­но­гор­цы, ма­ке­дон­цы, бол­га­ры) сла­вян.

Бли­зость слав. язы­ков при ог­ром­ной тер­ри­то­рии и от­сут­ст­вии у С. ко­гда-ли­бо по­ли­тич. един­ст­ва, сход­ст­во по язы­ку дре­в­ней­ших слав. письм. па­мят­ни­ков (кон. 1-го – нач. 2-го тыс.) сви­де­тель­ст­ву­ют об от­но­сительно ком­пакт­ном ис­ход­ном про­жи­ва­нии С. и срав­нительно позд­нем рас­па­де слав. общ­но­сти. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей со­глас­ны, что древ­ние/ран­ние С. жи­ли в лес­ной и ле­со­степ­ной зо­не от р. Одер до Ср. По­днеп­ро­вья и при­ле­гаю­ще­го По­ле­сья; в пре­де­лах этой тер­ри­то­рии разл. учё­ные по­ме­ща­ют пра­ро­ди­ну С. в Ср. По­днеп­ро­вье, По­ле­сье, Вис­ло-Одер­ском ре­гио­не (шко­ла Т. Лер-Спла­винь­ско­го и др.), Сев.-Вост. При­кар­па­тье (напр., нем. лин­г­вист Ю. Удольф), Ср. По­ду­на­вье (напр., О. Н. Тру­ба­чёв) и др.

Мно­го­числ. сход­ст­ва с балтий­ски­ми язы­ка­ми объ­яс­ни­мы ге­не­тич. бли­зо­стью и/или дли­тель­но­стью кон­так­тов С. с бал­та­ми. За­им­ст­во­ва­ния из иран­ских язы­ков объясняют рас­ши­ре­нием на за­пад «ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра», ли­бо при­сут­ст­ви­ем час­ти С. в «Ге­ро­до­то­вой» Ски­фии, ли­бо со­сед­ст­вом С. с сар­ма­та­ми и/или на­ро­да­ми позд­не­скиф­ской ар­хео­ло­ги­че­ской общ­но­сти. Влия­ние гер­ман­ских язы­ков на слав. яз. и на­обо­рот мог­ло про­изой­ти в хо­де экс­пан­сии ря­да объ­еди­не­ний гер­ман­цев на вос­ток. Сход­ст­ва с ита­лий­ски­ми язы­ка­ми (в осн. ла­тин­ским) – ар­гу­мент в поль­зу ги­по­те­зы о фор­ми­ро­ва­нии С. в Ср. По­ду­на­вье не позд­нее 2-го тыс. до н. э. Ряд осо­бен­но­стей куль­ту­ры и язы­ка С. вос­хо­дит к эпо­хе срав­нительно ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния но­си­те­лей ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ков.

Не позд­нее 6 в. в письм. ис­точ­ни­ках С. из­вест­ны как скла­ви­ны, ан­ты, ве­не­ды. При­ском Па­ний­ским, уча­ст­ни­ком ви­зант. по­соль­ст­ва к Ат­ти­ле (Ср. По­ду­на­вье, 440-е гг.), при­ве­де­ны сло­ва, имею­щие бли­жай­шие со­от­вет­ст­вия в слав. язы­ках (напр., μέδος – medъ) и/или ас­со­ции­руе­мые гл. обр. со слав. тра­ди­ция­ми.

В осн. со скла­ви­на­ми со­пос­та­ви­мы па­мят­ни­ки 5–7 вв. праж­ской куль­ту­ры (вклю­чая тип Су­ков – Дзед­зи­цы), груп­пы Ипо­теш­ти – Кын­деш­ти – Чу­рел и про­из­вод­ных от них. Присутствие С. в Ма­лой Азии и на час­ти Бал­кан (под­твер­жда­ет­ся и то­по­ни­ми­ей вплоть до Гре­ции) ар­хео­ло­ги­че­ски сла­бо до­ку­мен­ти­ро­ва­но. С ан­та­ми соотносится пень­ковская культура. Воз­мож­но, с ча­стью ве­не­дов, др. слав. на­ро­да­ми мо­гут быть со­пос­тав­ле­ны па­мят­ни­ки 5–7 вв. ти­па верх­них сло­ёв Бан­це­ров­ши­ны и Ту­шем­ли, длин­ных кур­га­нов куль­ту­ры, ко­ло­чин­ской куль­ту­ры и др., а так­же ряд па­мят­ни­ков в ле­со­степ­ном По­до­нье (в со­ста­ве груп­пы За­мя­ти­но – Чер­то­виц­кое; отд. пень­ков­ские и ко­ло­чин­ские па­мят­ни­ки) и По­вол­жье (см. в ст. Имень­ков­ская куль­ту­ра). Ис­то­ки этих куль­тур в 1-й пол. 1-го тыс. свя­за­ны с ки­ев­ской куль­ту­рой и др. груп­па­ми, вос­хо­дя­щи­ми к тра­ди­циям за­ру­би­нец­кой куль­ту­ры; к слав. кру­гу от­но­сят и часть но­сите­лей пше­вор­ской куль­ту­ры, па­мят­ни­ков ли­ми­ган­тов (см. в ст. Сер­бия. Ис­то­риче­ский очерк), не­ко­то­рые ком­по­нен­ты в чер­ня­хов­ской куль­ту­ре и др. Круг бо­лее ран­них куль­тур слав. кру­га чёт­ко не фик­си­ру­ет­ся.

В др. тео­ри­ях ис­то­ки слав. ар­хео­ло­гич. куль­тур воз­во­дят­ся до ср. брон­зо­во­го ве­ка в Вис­ло-Одер­ском ре­гио­не (в осн. шко­ла Ю. Ко­ст­шев­ско­го) или позд­не­го в Ср. По­днеп­ро­вье (по­сле 1970-х гг. лишь не­ко­то­рые в осн. укр. ар­хео­ло­ги). Есть точ­ки зре­ния о сла­вян­ст­ве всех этих куль­тур (напр., Б. А. Ры­ба­ков) или толь­ко их не­боль­шой час­ти и не ра­нее же­лез­но­го ве­ка, напр. «под­кло­ше­вой» час­ти по­мор­ской куль­ту­ры (И. П. Ру­са­но­ва, в осн. В. В. Се­дов и др.).

Ми­гра­ции с сер. 7 – 8 вв. уси­ли­ли слав. при­сут­ст­вие на вос­то­ке и се­ве­ре слав. ареа­ла и рас­ши­ри­ли его (см. Мар­ты­нов­ский клад, Сах­нов­ка, Ро­мен­ская куль­ту­ра, Со­пок куль­ту­ра); в Ср. По­вол­жье С. бы­ли, возможно, ас­си­ми­ли­ро­ва­ны. В ис­точ­ни­ках кон. 1-го – 1-й пол. 2-го тыс., от­ра­жаю­щих и бо­лее ран­ние реа­лии, есть дан­ные о мно­го­числ. «пле­ме­нах» С. в Вост. (сло­ве­не, кри­ви­чи, по­ло­ча­не, ра­ди­ми­чи, вя­ти­чи, ду­ле­бы, хор­ва­ты вос­точ­но­сла­вян­ские, во­лы­ня­не, дре­го­ви­чи, древ­ля­не, по­ля­не, се­ве­ря­не, ули­чи, ти­вер­цы) и Центр. (груп­пы в со­ста­ве по­лаб­ских сла­вян; по­мо­ря­не, по­ля­не, ма­зов­ша­не, слен­за­не, вис­ля­не, ленд­зя­не, че­хи, нит­ря­не и др.) Ев­ро­пе, на Бал­ка­нах (хор­ва­ты и сер­бы, де­лив­шие­ся на ряд групп, хо­ру­та­не, мо­ра­ва­не и мн. др.).

Об­ра­зо­ва­ние в 7 в. не­дол­го­веч­ных слав. гос. об­ра­зо­ва­ний (Са­мо, Ка­ран­та­ния, ряд «сла­вий» на Бал­ка­нах), вклю­че­ние не­ко­то­рых групп С. в Авар­ский ка­га­нат, об­ласть да­ней Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту, Венг­рию, фор­ми­ро­ва­ние го­су­дарств, где сла­вя­не пре­об­ла­да­ли (Пер­вое Бол­гар­ское цар­ст­во, Ве­ли­ко­мо­рав­ская дер­жа­ва, го­су­дар­ст­ва сер­бов, хор­ва­тов, Пяс­тов, Прже­мы­сло­ви­чей, Древ­не­рус­ское го­су­дар­ст­во и др.), к кон. 1-го тыс. за­кре­пи­ло рас­пад слав. общ­но­сти.

В Сред­не­ве­ко­вье и позд­нее осн. часть С. в бас­сей­не Эль­бы, от­час­ти Оде­ра бы­ла ас­си­ми­ли­ро­ва­на нем­ца­ми, в Зап. По­ду­на­вье – ба­вар­ца­ми, ав­ст­рий­ца­ми, в час­ти Ср. и Ниж­не­го По­ду­на­вья, Вост. При­ка­па­тья – венг­ра­ми, ру­мы­на­ми, мол­да­ва­на­ми, на юго-за­па­де Бал­кан – гре­ка­ми, ал­бан­ца­ми, в Пе­ред­ней Азии – ара­ба­ми. В Вост. Ев­ро­пе, на­про­тив, С. ас­си­ми­ли­ро­ва­ли ряд на­ро­дов бал­тов и фин­но-уг­ров (в т. ч. пол­но­стью го­лядь, ме­ще­ру, му­ро­му и др.). Гл. обр. на слав. ос­но­ве сло­жи­лись ка­за­ки. Рас­ши­ре­ние с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья слав. ареа­ла до Ти­хо­го ок., Ср. Азии, Сев. Кав­ка­за свя­за­но в осн. с рас­се­ле­ни­ем рус­ских и ук­ра­ин­цев. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост., Центр. и Юго-Вост. Ев­ро­пы.

Языческая религия и мифология

Славянские идолы: 1 – Янкува; 2 – Волин;  3 – Лепица.

Про­ко­пий Ке­са­рий­ский (6 в.) упо­ми­нал жерт­во­при­но­ше­ния вер­хов­но­му бо­гу С. – гро­мо­верж­цу, реч­ным ду­хам («ним­фам») и др. В рус­ско-ви­зан­тий­ских до­го­во­рах 10 в. на­зы­ва­ют­ся дру­жин­ный бог Пе­рун и «ско­тий бог» Во­лос (Ве­лес). В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» под 980 в свя­ти­ли­ще, по­стро­ен­ном в Кие­ве кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем, упо­мя­ну­ты идо­лы Пе­ру­на, Хор­са, Дажь­бо­га, Стри­бо­га, Си­марг­ла, Мо­ко­ши. У зап.-ев­роп. ав­то­ров 11–12 вв. при­во­дят­ся под­роб­ные опи­са­ния свя­ти­лищ и куль­тов Ре­ди­го­ста (Сва­ро­жич) в Рет­ре, Свя­то­ви­та (Свен­то­ви­та) в Ар­ко­не, Три­гла­ва в Ще­ци­не, Чер­но­бо­га, свя­ти­ли­ще в Во­ли­не и др. Ото­жде­ст­в­ле­ние ря­да вост.-ев­роп. па­мят­ни­ков со слав. свя­ти­ли­ща­ми не бес­спор­но (Пе­рынь, ком­плекс близ мес­та на­ход­ки Збруч­ско­го идо­ла и др.). Пос­ле хри­стиа­ни­за­ции С. ста­рые ве­ро­ва­ния со­хра­ня­лись в фор­ме куль­та пред­ков и ве­ры в низ­ших ду­хов (до­мо­вых, ле­ших, ру­са­лок). Мно­го­чис­лен­ны дох­ри­сти­ан­ские эле­мен­ты в слав. ка­лен­дар­ных об­ря­дах и жиз­нен­но­го цик­ла об­ря­дах.

Лит.: Niederle L. Slovanské starožitnosti. Pra­ha, [1902–1934. Dl 1–7]; Ива­нов В. В., То­по­ров В. Н. Ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти сла­вян­ских древ­но­стей. М., 1974; Ру­са­но­ва И. П. Сла­вян­ские древ­но­сти VI–VII вв. М., 1976; Треть­я­ков П. Н. По сле­дам древ­них сла­вян­ских пле­мен. Л., 1982; Бирн­ба­ум Х. Пра­сла­вян­ский язык: Дос­ти­же­ния и про­бле­мы в eгo ре­кон­ст­рук­ции. М., 1987; Зе­ле­нин Д. К. Вос­точ­но­сла­вян­ская эт­но­гра­фия. М., 1991; Се­дов В. В. Сла­вя­не в древ­но­сти. М., 1994; он же. Из­бр. тру­ды. М., 2005; Słupecki L. P. Sla­vonic pagan sanctuaries. Warsz., 1994; Сла­вян­ские древ­но­сти: Эт­но­лин­гви­сти­че­ский сло­варь. М., 1995–2014. Т. 1–5; То­по­ров В. Н. Пре­дис­то­рия ли­те­ра­ту­ры у сла­вян. М., 1998; Godłowski K. Pierwotne siedziby Słowian. Kraków, 2000; Сла­вян­ская ми­фо­ло­гия: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М., 2002; Тру­ба­чев О. Н. Эт­но­ге­нез и куль­ту­ра древ­ней­ших сла­вян. 2-е изд. М., 2003; Лов­мян­ский Г. Ре­ли­гия сла­вян и ее упа­док. СПб., 2003; Тер­пи­лов­ский Р. В. Сла­вя­не По­днеп­ро­вья в пер­вой по­ло­ви­не I ты­ся­че­ле­тия н. э. Lublin, 2004; Popowska-Taborska H. Z jezykowych dziejów Słowiańszczyzny. Warsz., 2004; idem. Wczes­ne dzieje Słowian w świetle ich jezyka. Warsz., 2014; Archeologia o pocztkach Słowian. Kra­ków, 2005; Ру­са­но­ва И. П., Ти­мо­щук Б. А. Язы­че­ские свя­ти­ли­ща древ­них сла­вян. 2-е изд. М., 2007; Сло­же­ние рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти в кон­тек­сте ран­не­сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры Ста­ро­го Све­та. СПб., 2009; Ис­то­ки сла­вян­ст­ва и Ру­си. СПб., 2012; Гейш­тор А. Ми­фо­ло­гия сла­вян. М., 2014; Stratum plus. 2015. № 5: Славяне на Дунае. Обретение родины.

Вернуться к началу