Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САПОТЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Фото Avi Dolgin Сапотекская женщина.

САПОТЕ́КИ (от тса­по­те­ка, на яз. на­уа – лю­ди стра­ны де­ревь­ев са­по­те; са­мо­на­зва­ния: в до­ли­не Оа­ха­ки – бен, бе­на саа, на­род об­ла­ков, в Сьер­ре-Нор­те – бе­не шон, в Теу­ан­те­пе­ке – бин­ни­са), ин­дей­ский на­род груп­пы вост. ото-ман­ге на юге Мек­си­ки (штат Оа­ха­ка, за­пад шта­та Чья­пас, юг Пу­эб­лы и Ве­рак­ру­са, вос­ток Гер­ре­ро). Де­лят­ся на до­лин­ных С. (до­ли­на Оа­ха­ки), сев., или гор­ных (Сев. Сьер­ра-Мад­ре, Сьер­ра-Нор­те), С., юж. С. (Юж­ная Сьер­ра-Мад­ре, Сьер­ра-Сур), С. пе­ре­шей­ка Теу­ан­те­пек и зап. С., или па­па­бу­ко (Теш­ме­лю­кан, Са­ни­са, Эло­те­пек). Жи­вут так­же в г. Ме­хи­ко и США (Лос-Анд­же­лес, Ка­ли­фор­ния). Чис­лен­ность 425 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись), из них 307 тыс. чел. го­во­рят на са­по­тек­ских язы­ках са­по­тек­ской вет­ви ото­ман­гей­ских язы­ков. Ка­то­ли­ки.

Фото Victor Ramirez Праздник Гелагеца в Оахаке.

С. – по­том­ки древ­ней­ше­го на­се­ле­ния Оа­ха­ки и пер­вых зем­ле­дель­цев Ме­зо­аме­ри­ки. Пер­вые осед­лые по­се­ле­ния в до­ли­не Оа­ха­ки воз­ник­ли в 18–16 вв. до н. э., в 1-м тыс. – во­ж­де­ст­ва и го­ро­да: Сан-Хо­се-Мо­го­те, Тил­ка­хе­те, Йе­гуи, Тла­па­коя (10–9 вв.), Дайн­зу, Ягуль (8–6 вв.) и др., – раз­ви­вав­шие­ся под влия­ни­ем ци­ви­ли­за­ции оль­ме­ков. Со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду во­ж­де­ст­ва­ми при­ве­ло к воз­вы­ше­нию в 500 до н. э. Мон­те-Аль­ба­на, пре­вра­тившего­ся в сто­ли­цу мощ­но­го цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва. С. за­им­ст­во­ва­ли (оче­вид­но, в позд­них оль­мек­ских цен­трах) ка­лен­дарь и ие­рог­ли­фич. пись­мо (см. Са­по­тек­ское пись­мо). По­сле ос­тав­ле­ния Мон­те-Аль­ба­на в 9–10 вв. цен­тры С. вое­ва­ли ме­ж­ду со­бой и с миш­те­ка­ми за пре­об­ла­да­ние в Оа­ха­ке, что, вме­сте с ис­то­щени­ем зе­мель, по­слу­жи­ло при­чи­ной па­де­ния клас­сич. ци­ви­ли­за­ции С. Сме­шан­ная миш­те­ко-са­по­тек­ская эли­та кня­жеств Саа­чи­ла, Ягуль, Мит­ла, Лам­бить­е­ко, Шо­шо­кат­лан, Куи­ла­пан, Уи­ха­цоо, Ма­ку­ил­шо­читль, Эт­ла, Ха­лие­са, Ацом­па, Эль-Паль­мийо и др. раз­вива­лась под влия­ни­ем куль­ту­ры Миш­те­ка-Пу­эб­ла. Правители Саа­чи­лы на­ча­ли экс­пан­сию на вос­ток, ос­но­вав кня­жество Ху­чи­тан на пе­ре­шей­ке Теу­ан­те­пек. В кон. 15 в. зем­ли С. бы­ли почти пол­но­стью за­воё­ва­ны ац­те­ка­ми, в 1521–27 – ис­пан­ца­ми. Со­хра­ни­лось бо­лее де­сят­ка ру­ко­пи­сей-ко­дек­сов 16 в. на хлоп­ко­вой тка­ни (льен­со) из Уи­ло­те­пе­ка, Ма­ку­ил­шо­чит­ля, Тиль­те­пе­ка, Эт­лы и др. с ге­неа­ло­гия­ми знат­ных се­мей С. и кар­та­ми их вла­де­ний. С. вос­ста­ва­ли про­тив ко­ло­ни­аль­ных вла­стей в 16–18 вв. Из С. вы­шел нац. ге­рой Мек­си­ки – пре­зи­дент Б. Хуа­рес. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ре­мёс­ла: из­го­тов­ле­ние ке­ра­ми­ки (с зе­лё­ной гла­зу­рью – вид­риа­да – в Ацом­пе, чёр­ная ма­то­вая – в Сан-Бар­то­ло-Коа­те­пе­ке и др.), пле­те­ние, узор­ное тка­че­ст­во, вы­дел­ка ко­жи. В 1980-е гг. воз­ро­ж­да­ет­ся тра­ди­ция резь­бы рас­кра­шен­ных фи­гу­рок жи­вот­ных из ко­па­ло­во­го де­ре­ва (алеб­ри­хес). Не­ко­то­рые об­щи­ны С. Теу­ан­те­пе­ка и до­ли­ны Оа­ха­ки (Ху­чи­тан-де-Са­ра­го­са и др.) со­хра­ня­ют тра­диц. ма­те­рин­скую ор­га­ни­за­цию; жен­щи­ны у них за­ни­ма­ют­ся тор­гов­лей (муж­чи­ны – толь­ко ма­ло­при­быль­ны­ми зем­ле­де­ли­ем и ре­мёс­ла­ми) и иг­ра­ют гл. роль в цер­ков­ных об­ря­дах и це­ре­мо­ни­ях ка­лен­дар­но­го и жиз­нен­но­го цик­лов (в т. ч. в ини­циа­циях де­ву­шек). Гл. празд­ник (ко­нец ию­ля) – Ге­ла­ге­ца («Об­мен да­ра­ми») в честь Де­вы Ма­рии (она же – бо­ги­ня пло­до­ро­дия Cентеотль, ко­то­рую пред­став­ля­ет из­бран­ная де­вуш­ка) и го­ры Фор­тин в Оа­ха­ке.

Лит.: Parsons E. C. Mitla: town of the souls. Chi., 1936; De la Fuente J. Yalalag: una villa zapoteca serrana. Méx., 1949; Caso A. Zapotec writing and calendar // Handbook of Middle American Indians. Austin, 1965. Vol. 3. Pt. 2; Nader L. The Zapotec of Oaxaca // Ibid. 1969. Vol. 7. Pt. 1; Whitecotton J. W. The Zapotecs: Princes, priests and peasants. Norman, 1977; The cloud people / Ed. K. Flannery, J. Marcus. N. Y., 1983; Alcina Franch J. Calendario y religión entre los zapotecos. Méx., 1993; Mar­cus J., Flannery K. Zapotec civilization: How urban society evolved in Mexico’s Oaxaca valley. N. Y., 1996; Escritura zapoteca: 2500 años de historia. Méx., 2003.

Вернуться к началу