Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНТА́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская

САНТА́ЛЫ, саон­та, са­тар (са­мо­на­зва­ния хор, ко – че­ло­век, люди), на­род груп­пы мун­да в Сев.-Вост. Ин­дии, круп­ней­ший из на­ро­дов ади­ва­си. Чис­лен­ность 6,5 млн. чел., в т. ч. в шта­тах Джарк­ханд 2,9 млн. чел., Зап. Бен­га­лия 2,2 млн. чел., Орис­са 0,7 млн. чел., Би­хар 0,4 млн. чел., Ас­сам 0,2 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на се­ве­ро-за­па­де Банг­ла­деш (об­лас­ти Радж­ша­хи и Ран­г­пур; св. 600 тыс. чел. – 2015, оцен­ка) и юго-вос­то­ке Не­па­ла (42,7 тыс. чел., в осн. в рай­онах Мо­ранг и Сун­са­ри на юге ан­чо­ла Ко­си и Джа­па на юге ан­чо­ла Ме­чи). Го­во­рят на яз. сан­та­ли, рас­про­стра­нён так­же бен­га­ли. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ре­ли­гии, часть хри­стиа­не и ин­дуи­сты.

Фото Jessica Ridgewell Сантальские женщины.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Территория С. бедна при­годными для земледелия землями и бо­га­та горнорудными и лесными ресур­са­ми. Осн. тра­диц. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Прак­ти­ко­ва­лась охо­та с лу­ком и стре­ла­ми. До­ма кар­кас­ные с уг­ло­вы­ми стол­ба­ми из свя­щен­но­го де­ре­ва сал (ку­ру­пи­ты гви­ан­ской); сте­ны рас­пи­са­ны по шту­ка­тур­ке, очаг вырыт в зем­ляном полу. Дома двухкамерные, одна из комнат посвящена духам предков, там же хранятся запасы зерна. В цен­тре до­ма – ритуальный столб кунти. Жен­щи­ны но­сят са­ри из клет­ча­той тка­ни или бе­лое с кай­мой, характерна татуи­ровка; муж­чи­ны – на­бед­рен­ные по­вяз­ки, дхо­ти, лун­ги. Тра­диц. пи­ща – ри­со­вые и про­ся­ные по­хлёб­ки с овощ­ны­ми при­пра­ва­ми, ри­со­вое пи­во, в Бен­га­лии – паль­мо­вое ви­но (тод­ди). С. де­лят­ся на 12 то­тем­ных ро­дов (па­ри; из них «стар­ший» – Хан­сдак) и ли­нид­жи (кху­ты), раз­ли­чаю­щие­ся по тра­диц. за­ня­ти­ям (Мур­му – жре­цы, Кис­ку – пра­ви­те­ли, Хем­рам – су­дьи, Мар­ди – тор­гов­цы, Со­рен – вои­ны, Ту­ду – му­зы­кан­ты и др.), кос­тю­му, пи­ще, куль­там и т. п. Под­ро­ст­ки про­хо­дят ини­циа­цию (ча­чо чать­яр). Бра­ку (ба­п­ла) обыч­но пред­ше­ст­ву­ют по­молв­ка (рай­бар) и брач­ный вы­куп; прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, ле­ви­рат, со­ро­рат, раз­во­ды. Де­рев­ни управ­ля­ют­ся пан­чая­том (ку­лин­д­руп; букв. – си­де­ние на ули­це), ста­рос­той (манд­жи, мад­жи), жре­цом (наи­ке) и др. Некоторые группы вовлечены в кастовые отношения с соседями-индуистами. По­сле ан­ти­анг­лийского вос­ста­ния 1855 (т. н. сан­таль­ская ре­во­лю­ция) об­ласть С. (Да­ман-и-Кох – под­но­жие гор) бы­ла вы­де­ле­на в осо­бый ок­руг (Сан­тал пар­га­на) и раз­де­ле­на на адм. рай­оны (пар­га­на). Ре­лигия (сар­на) близ­ка к ре­ли­ги­ям др. ади­ва­си Сев.-Вост. Ин­дии (см., напр., Орао­ны) – культ ду­хов (бон­га) и вер­хов­ных бо­га (Ма­ран-бу­ру – Ве­ли­кая Го­ра) и бо­ги­ни зем­ли (Джа­хер-эра – Хо­зяй­ка ро­щи), свя­щен­ных рощ де­ре­ва сал (джахер). До­маш­ним ду­хам (ора бонг) по­кло­ня­ют­ся в до­маш­них свя­ти­ли­щах (бхи­тар). Из­вест­ны кос­мо­го­нич. ми­фы, сю­же­ты о пра­ро­ди­те­лях Пил­чу Ха­рам и Пил­чу Бу­ри. От­ме­ча­ют­ся празд­ни­ки се­ва (Эрок-парв, Аша­ре-пуд­жа), уро­жая (Со­ха­рай), цве­те­ния де­рева сал (Ба­ха), об­ря­ды сре­за­ния вет­вей свя­щен­но­го де­ре­ва (Ка­рам), кол­лек­тив­ной охо­ты (Ди­сум-сед­ра) и др. Пес­ни и тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся иг­рой на двух ба­ра­ба­нах (та­мак и тум­дак, или ма­дол); др. ин­ст­ру­мен­ты – бам­бу­ко­вая флей­та (ти­рио), смыч­ко­вые – дход­ро ба­нам с рез­ны­ми жен­ски­ми фи­гур­ка­ми на го­лов­ке и пхет ба­нам и др. Вы­деля­ют­ся во­ин­ские тан­цы с лу­ком и стрела­ми (гол­ва­ри и па­ик­ха), кру­го­вые джи­ка и лаг­рен (муж­чи­ны об­ра­зу­ют внеш­ний круг, жен­щи­ны – внут­рен­ний), тан­цы уха­жи­ва­ния и др. Сре­ди жен­щин раз­ви­то ис­кус­ст­во на­стен­ных ри­сун­ков с изо­бра­же­ния­ми жи­вот­ных и рас­те­ний (кхо­вар и со­храи). Мн. С. жи­вут в го­ро­дах, име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние, за­ня­ты в пром-сти, биз­не­се и по­ли­ти­ке, часть С. работает на чайных плантациях.

Лит.: Santal folk tales // Ed. P. O. Bodding. Oslo; Camb., 1925–1929. Vol. 1–3; Culshaw W. J. Tribal heritage: A study of the Santals. L., 1949; Roy Chaudhury I. Folk tales of the Santals. New Delhi, 1973; Archer W. G. The hill of flutes: Life, love, and poetry in tribal India: A portrait of the Santals. Pittsburgh, 1974; Troisi J. The Santals: A classified and annotated bibliography. New Delhi, 1976; idem. Tribal religion: Religious beliefs and practices among the Santals. New Delhi, 2000; Pra­sad O. Santal music: A study in pattern and process of cultural persistence. New Delhi, 1985; Chaudhuri A. B. State formation among tribals: A quest for Santal identity. New Delhi, 1993; Chakrabarti B. A comparative study of Santali and Bengali. Calcutta, 1994; Santhal worldview. New Delhi, 2001.

Вернуться к началу