Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМАРИТЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 267-268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

САМАРИТЯ́НЕ (шом­ро­ним, שומרונים, ку­тим; са­мо­на­зва­ния – шам­ма­рим, хра­ни­те­ли, шам­рим ал ха-эмет – хра­ни­те­ли ис­ти­ны), эт­но­кон­фес­сио­наль­ная груп­па в Па­ле­сти­не. Жи­вут в при­го­ро­де Тель-Ави­ва г. Хо­лон (в осн. в квар­та­ле Не­ве-Пинхас) и в дер. Кирьят-Луза на скло­нах го­ры Ге­ри­зим (Гри­зим) у г. На­блус. Чис­лен­ность св. 750 чел. (2012, оцен­ка). Го­во­рят на ив­ри­те и по-араб­ски; со­хра­ня­ется для записи священных текстов самаритянский извод зап. диалекта ара­мейского яз. и самаритянское письмо, восходящее непосредственно к палео­еврейскому и финикийскому (в отличие от еврейского квадратного письма, вос­ходящего к арамейскому).

С. воз­во­дят се­бя к евр. ко­ле­нам (см. в ст. Ко­ле­на Из­раи­ле­вы) Еф­ре­ма (Эф­ра­им) и Ма­нас­сии (Ме­на­ше), ос­тав­ших­ся в Са­ма­рии по­сле ас­сир. за­вое­ва­ния 722 до н. э.; ев­реи счи­та­ют их по­том­ка­ми пе­ре­се­лён­ных ас­си­рий­ца­ми в Са­ма­рию ку­ти­ев. Раз­ме­же­ва­ние иу­де­ев и С., со­про­во­ж­дав­шее­ся вза­им­ной вра­ж­дой, про­изош­ло в 5–3 вв. до н. э. по­сле воз­вра­ще­ния ев­ре­ев из Ва­ви­лон­ско­го пле­на. В 56 до н. э. Са­ма­рия по­лучи­ла ав­то­но­мию в пре­де­лах рим. про­вин­ции Си­рия. Из­бие­ние С. во вре­мя со­б­ра­ния на го­ре Ге­ри­зим Пи­ла­том Пон­ти­ем по­слу­жи­ло по­во­дом его от­став­ки в 36 н. э. В 5–7 вв. С. не­од­но­крат­но под­ни­ма­ли про­тив Ви­зан­тии жес­то­ко по­дав­ляе­мые вос­ста­ния. В 7 в. на­счи­ты­ва­ли до 350 тыс. чел. До 17–18 вв. круп­ные са­ма­ри­тян­ские об­щи­ны бы­ли в Ти­ре, Га­зе, Да­ма­ске, Каи­ре, Алек­сан­д­рии, возможно, в Крыму и др. С. под­вер­га­лись го­не­ни­ям во вре­мя гос­под­ства в Па­ле­сти­не му­суль­ман, кре­сто­нос­цев, хо­резм­ско­го (1244) и мон­голь­ско­го (1266) на­ше­ст­вий и др.

Фото Flavio Grynszpan Самаритяне на праздновании Песаха на горе Геризим.

Религия С. представляет собой осо­бый вариант иудаизма. Самаритянский извод Торы дошёл до наших дней на иврите, более поздние экзегетич. и юридич. тек­сты – на самаритянском яз. С. при­зна­ют боговдохновенными только 5 книг Торы и книгу Иисуса Навина. Со­хра­ня­ют ар­ха­ич. фор­мы куль­та: ин­сти­тут свя­щен­ни­ков из ле­ви­тов, жерт­во­при­но­ше­ние на Пе­сах на го­ре Ге­ри­зим (где, со­глас­но тра­ди­ции, на­хо­дил­ся центр тер­ри­то­рии ко­ле­на Ио­си­фа и где в 5 в. до н. э. был по­стро­ен са­ма­ри­тян­ский храм, раз­ру­шен­ный в 127 до н. э. хас­мо­ней­ским ца­рём Гир­ка­ном I), осо­бен­но­сти ри­ту­аль­ной оде­ж­ды и др. Отмечают все праздники, упомянутые в Торе, не отмечают Пурим и Хануку.

С 1990-х гг. обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния С. с ок­ру­жаю­щим му­сульм. на­се­ле­ни­ем, часть пе­ре­се­ля­ет­ся из Па­ле­стин­ской ав­то­но­мии в Из­ра­иль (пер­вые по­се­лен­цы в Яф­фе поя­ви­лись в нач. 20 в.). Гос-во Из­ра­иль не при­зна­ёт С. ев­рея­ми, но ви­дит в них един­ст­вен­ную, кро­ме ев­ре­ев, груп­пу, имею­щую пра­во на ре­пат­риа­цию в Из­ра­иль по За­ко­ну о воз­вра­ще­нии. С. тя­го­те­ют к эн­до­га­мии, но в 20 в. до­пус­ка­ют­ся бра­ки с про­шед­ши­ми про­це­ду­ру об­ра­ще­ния ев­рея­ми, ка­раи­ма­ми и хри­стиа­на­ми. В Из­раи­ле име­ют си­на­го­гу, шко­лу, из­да­ёт­ся ж. «Алеф-Бет» на самаритянском, иврите, араб. и англ. языках; в Кирьят-Лузе есть синагога, музей, места поминания событий Торы.

Вернуться к началу