Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ЛИНЗ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

СА́ЛИНЗ, Са­линс (Sahlins) Мар­шалл Дэ­вид (р. 27.12.1930, Чи­ка­го), амер. тео­ре­тик эко­но­мич. и по­ли­тич. ан­тро­по­ло­гии, пред­ста­ви­тель не­оэво­лю­цио­низ­ма. Окон­чил Ми­чи­ган­ский ун-т (1951), пре­по­давал в Ко­лум­бий­ском и Ми­чи­ган­ском ун-тах, с 1973 проф. Чи­каг­ско­го ун-та. Про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния на Га­вай­ских о-вах, Фид­жи, Но­вой Гви­нее и в Тур­ции. Чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук (1976). В 2001 ос­но­вал изд-во «Prickly Paradigm».

На­уч. взгля­ды С. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем К. По­ла­ньи и Дж. Стю­ар­да. С. стре­мил­ся син­те­зи­ро­вать од­но­ли­ней­ный эво­лю­цио­низм Л. Уай­та и мно­го­ли­ней­ный эво­лю­цио­низм Стю­ар­да, для че­го пред­ло­жил рас­смат­ри­вать мно­го­ли­ней­ную эво­лю­цию как ре­зуль­тат взаи­мо­дей­ст­вия её «об­щей» и «спе­ци­фич.» ком­по­нент. Вы­де­лил разл. эво­люц. ти­пы пер­во­быт­ных об­ществ. Пред­ло­жил схе­му эво­лю­ции по­тес­тар­ных ин­сти­ту­тов: ло­каль­ная груп­па – пле­мя – во­ж­де­ст­во – го­су­дар­ст­во (band – tribe – chief­dom – state). Ввёл по­ня­тие биг­мен (для обо­зна­че­ния по­ли­тич. ли­де­ра ти­пич­ной мела­не­зий­ской об­щи­ны в про­ти­во­по­став­ле­ние во­ж­дю – ти­пич­но­му по­ли­не­зий­скому ли­де­ру).

Впер­вые по­ка­зал куль­тур­ную обу­слов­лен­ность разл. эко­но­мич. сис­тем. В кн. «Эко­но­ми­ка ка­мен­но­го ве­ка» С. вы­сту­па­ет как убе­ж­дён­ный сто­рон­ник суб­стан­ти­ви­ст­ско­го под­хо­да К. По­ла­ньи к пер­во­быт­ной эко­но­ми­ке; под­вер­га­ет рез­кой кри­ти­ке фор­ма­ли­ст­ский под­ход, рассматривающий пер­во­быт­ную эко­но­ми­ку как не­до­раз­ви­тый ва­ри­ант ка­пи­та­ли­сти­че­ской. С. оп­ро­верг пред­став­ле­ние о яко­бы ис­клю­чи­тель­но тя­жё­лой жиз­ни пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка, по­ка­зав, что в хо­де не­оли­ти­че­ской ре­во­лю­ции со­вер­шен­ст­во­ва­ние про­из-ва ве­дёт к ухуд­ше­нию уров­ня жиз­ни («па­ра­докс Са­лин­за»). Позд­нее С. ис­сле­до­вал функ­цио­наль­ную роль от­но­ше­ний род­ст­ва и спе­ци­фи­ку да­ро­об­ме­на в сис­те­ме эко­но­мич. от­но­ше­ний ар­ха­ич. об­ществ, раз­вив мо­дель пер­во­быт­но­го об­ме­на, ос­но­ван­ную на вве­дён­ных По­ла­ньи по­ня­ти­ях ре­ци­про­ка­ция и ре­ди­ст­ри­бу­ция; ус­лож­не­ние этой сис­те­мы привело, по его мнению, к об­ра­зо­ва­нию го­су­дар­ст­ва. Гос­под­ствую­щий в до­клас­со­вом зем­ле­дельч. об­ще­ст­ве спо­соб про­из­вод­ст­ва С. ха­рак­те­ри­зу­ет как «до­маш­ний» (domestic mode of production), во­пло­щён­ный в до­мо­хо­зяй­ст­вах (households).

С кон. 20 в. С. об­ра­тил­ся к струк­ту­ра­лиз­му и за­ни­ма­ет­ся усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем это­го ме­то­да ана­ли­за при­ме­ни­тель­но к ис­то­рич. про­цес­сам и эт­ноп­си­хо­ло­гии.

Соч.: Social stratification in Polynesia. Seattle, 1958; Moala: Culture and nature on a Fijian Island. Ann Arbor, 1962; Tribesmen. Englewood Cliffs, 1968; Stone age economics. Chi., 1972; Culture and practical reason. Chi., 1976; Historical metaphors and mythical realities. Ann Arbor, 1981; Islands of history. Chi., 1985; Anahulu: The anthropology of history in the kingdom of Hawaii. Chi., 1992; Эко­но­ми­ка ка­мен­но­го ве­ка. М., 1999; Culture in practice. N. Y., 2000; Waiting for Foucault, still. 4th ed. Chi., 2002; Apologies to Thucydides: Understanding history as culture and vice versa. Chi., 2004; The western illusion of human nature. Chi., 2008; What kinship is – and is not. Chi., 2013.

Лит.: Се­ме­нов Ю. И. Тео­ре­ти­че­ские про­блемы «эко­но­ми­че­ской ан­тро­по­ло­гии» // Эт­но­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния за ру­бе­жом. М., 1973; То­ка­рев С. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной эт­но­гра­фии. М., 1978; Бу­ти­нов Н. А. Аме­ри­кан­ская эко­но­ми­че­ская ан­тро­по­ло­гия (фор­ма­лизм и суб­стан­ти­визм) // Ак­ту­аль­ные про­бле­мы эт­но­гра­фии и со­вре­мен­ная за­ру­беж­ная нау­ка. Л., 1979; Очер­ки эко­но­ми­че­ской ан­тро­по­ло­гии. М., 1999.

Вернуться к началу