Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САБАНТУ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 172-173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. К. Уразманова
ГМИИ Республики Татарстан «Сабантуй». Художник Л. А. Фаттахов. 1957. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).

САБАНТУ́Й (букв. – празд­ник плу­га), празд­ник у та­тар. Термин известен с кон. 13 в. Первоначально у казанских татар праздновался весной перед севом яровых (как тат. вариант Ноуруза). Пе­ред С. со­би­рали по­дар­ки, слу­жившие за­тем при­за­ми по­бе­ди­те­лям со­стя­за­ний (наи­бо­лее це­ни­лись по­ло­тен­ца, вы­ши­тые жен­щи­на­ми, вы­шед­ши­ми за­муж в про­шед­ший год, – яш ки­лен). Со­би­ра­ли так­же уго­ще­ние – яй­ца (в т. ч. крашеные), на «ка­шу» (бот­ка­сы) и др. (ра­нее этим за­ни­ма­лись де­ти). Осн. часть С. (май­дан) – со­стя­за­ния в спор­тив­ных уп­раж­не­ни­ях (нац. борь­ба ко­рэш, скач­ки и т. п.), пес­нях, тан­цах и др. За­вер­шал­ся С. ве­чер­ни­ми мо­ло­дёж­ны­ми иг­ра­ми (кич­ке уэн).

С 1920-х гг. стал общетатарским символом, отмечается в июне. Офиц. праздник Татарстана, широко распространён в тат. диаспоре, а также у башкир.

Лит.: Ураз­ма­но­ва Р. К. Об­ря­ды и празд­ни­ки та­тар По­вол­жья и Ура­ла: Го­до­вой цикл. XIX – нач. XX вв. Ка­зань, 2001; она же. Праздничная культура и культура праздни­ков татар, XIX – нач. XXI вв.: Историко-эт­но­графические очерки. Казань, 2014.

Вернуться к началу