Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУСИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 44-45

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Дронов

РУСИ́НЫ, 1) в ши­ро­ком смыс­ле – од­но из обо­зна­че­ний вост. сла­вян. По па­мят­ни­кам др.-рус. ли­те­ра­ту­ры, са­мо­на­зва­ние ру­син, ис­клю­чи­тель­но в фор­ме ед. ч., бы­то­ва­ло у жи­те­лей Древ­ней Ру­си, ми­нимум до 19 в. оно встречалось на Рус. Севере. Не позд­нее 16 в. в осн. на укр. и бе­ло­рус. зем­лях также по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние фор­ма мн. ч. Р. (лат. эк­ви­ва­лент – Rutheni, Ruteni; см. также Ру­те­ния); до 1930-х гг. она бы­то­ва­ла в вост. провинциях Ав­ст­ро-Венгрии и не­ко­то­рых зап. гу­бер­ни­ях Рос. им­пе­рии, а также в государствах, образовавшихся затем на их тер­ри­то­ри­ях. Позднее сохранялась почти исклю­чительно у карпатских русин.

2) Кар­пат­ские ру­си­ны, кар­па­то­ру­си­ны (осн. са­мо­на­зва­ния: ру­сы­ны, рус­на­кы, рус­на­ци, в Поль­ше – лэм­кы), вост.-слав. на­род в Вост., Центр. и Юго-Вост. Ев­ро­пе. Про­жи­ва­ют на се­ве­ро-вос­то­ке Сло­ва­кии (Пре­шов­ский край; 33,4 тыс. чел.), за­па­де Ук­раи­ны (10,2 тыс. чел., из них 10,1 тыс. чел. в За­кар­пат­ской обл.), се­ве­ре Сер­бии (14,2 тыс. чел., из них в Вое­во­ди­не 13,9 тыс. чел.), в Поль­ше (10,5 тыс. чел.), Венг­рии, Че­хии, на се­ве­ро-вос­то­ке Хор­ва­тии (в осн. в Ву­ко­вар­ско-Срем­ской жу­па­нии); чис­лен­ность да­на по пе­ре­пи­сям 2011, для Ук­раи­ны – 2001. 6,9 тыс. Р. жи­вут в США (2009, дан­ные Бю­ро пе­ре­пи­си). Мн. Р. ото­жде­ст­в­ля­ют себя с ук­ра­ин­ца­ми, сло­ва­ка­ми и др.; об­щая чис­лен­ность лиц ру­син­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния – ок. 1,6 млн. чел. (2012, оцен­ка). Го­во­рят на ру­син­ском язы­ке и на язы­ках стран про­жи­ва­ния. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные и гре­ко­ка­то­ли­ки (униа­ты).

Р. сфор­ми­ро­ва­лись на тер­ри­то­рии т. н. Кар­пат­ской Ру­си вдоль южных и час­тич­но сев. скло­нов Кар­пат, вклю­чаю­щей За­кар­па­тье (Под­кар­пат­ская Русь), Пря­шев­скую Русь, Лем­ковскую Русь и Ма­ра­му­реш в Ру­мы­нии. В со­ста­ве Р. вы­де­ля­ют­ся эт­но­куль­тур­ные груп­пы до­лы­нян, лем­ков, за­кар­пат­ских бой­ков и др., ряд ис­сле­до­ва­те­лей при­чис­ля­ют к ним закарпатских гу­цу­лов (см. так­же Кар­па­то­рос­сы). До нач. 20 в. к Кар­пат­ской Ру­си час­то от­но­си­ли так­же Вост. Га­ли­цию и Бу­ко­ви­ну, вост.-слав. жи­те­ли ко­то­рых так­же на­зы­ва­ли се­бя Р., но позд­нее од­но­знач­но при­ня­ли укр. иден­тич­ность. С 1745 часть Р. бы­ла пе­ре­се­ле­на в обл. Бач­ка (ны­не в со­ста­ве серб. Вое­во­ди­ны), от­ку­да Р. рас­се­ли­лись так­же в Сре­ме (ны­не в Хор­ва­тии); в этих областях сфор­ми­ро­вал­ся са­мо­быт­ный паннонский ва­ри­ант ру­син­ской куль­ту­ры.

Русины. Иллюстрация к русинскому гимну «Вручание» Александра Духновича из альманаха «Поздравление русинов» Литературного заведения пряшовского на 1851.

В эт­но­ге­не­зе Р. при­ня­ли уча­стие по­том­ки пле­ме­ни бе­лых хор­ва­тов, вы­ход­цы из др. вост.-слав. зе­мель и др. С 11 в. юж. скло­ны Кар­пат по­па­ли под влия­ние Венг. ко­ро­лев­ст­ва; тер­ри­то­рии сев. скло­нов Кар­пат с кон. 10 в. час­тич­но вхо­ди­ли в со­став Ки­ев­ской Ру­си, с 14 в. – Польск. ко­ро­лев­ст­ва. По мне­нию некоторых ис­сле­до­ва­те­лей, хри­сти­ан­ст­во пред­кам Р. при­нес­ли про­све­ти­те­ли Ки­рилл и Ме­фо­дий или их уче­ни­ки во 2-й пол. 9 в. Позд­нее Р. находились в юрис­дик­ции пра­во­слав­но­го епи­ско­па Пе­ре­мыш­ля. Ок. 1440 для Р. Венг. ко­ро­лев­ст­ва бы­ла ос­но­ва­на собств. епи­скоп­ская ка­фед­ра в Му­ка­че­ве. К 1-й пол. 18 в. окончательно при­ня­ли цер­ков­ную унию. В 17 в. на­ча­лось кни­го­пе­ча­та­ние (Грушевский мон. в Закарпатье, затем Трнава, Клуж, Вена, Буда и др.). В 19 в. фор­ми­ру­ет­ся нац. дви­же­ние Р. с дис­кус­сия­ми о сво­ей иден­тич­но­сти и лит. язы­ке. По­сле Венг. по­хо­да рус. ар­мии 1849 ве­ду­щую ро­ль в нём ста­ли иг­рать ру­со­фи­лы, или мо­ск­во­фи­лы (А. Дух­нович, И. Раковский, А. До­б­рян­ский, А. Пав­ло­вич, А. Кра­лиц­кий, А. Мит­рак, К. Са­бов, Е. Фен­цик и др.); то­гда же воз­ник­ли пер­вые ор­га­ни­за­ции Р. – Лит. за­ве­де­ние пря­шов­ское (1850–1853), Об-ва св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и Пред­те­чи (1862–1948) и св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (1866–1902). По­сле 1867 под влия­ни­ем мадь­я­ри­за­ции в Венг. ко­ро­лев­ст­ве нац. дея­тель­ность Р. ста­ла ос­ла­бе­вать и от­хо­дить от мо­скво­филь­ст­ва. В кон. 19 – нач. 20 вв. ок. 225 тыс. Р. эмиг­ри­ро­ва­ли в Сев. Аме­ри­ку (т. н. Аме­ри­кан­ская Русь). В США на­ча­лось дви­же­ние по «воз­вра­ще­нию» Р. в пра­во­слав­ную ве­ру, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го пра­во­сла­вие ста­ло вновь рас­про­стра­нять­ся и в Кар­пат­ской Ру­си. В 1913–14 33 ру­син­ских кре­сть­я­ни­на, пе­ре­шед­ших из гре­ко­ка­то­ли­че­ст­ва в пра­во­сла­вие, бы­ли осу­ж­де­ны на Ма­ра­морош-Си­гет­ском су­деб­ном про­цес­се. В 1914–15 Р. из Лем­ков­ской Ру­си бы­ли сре­ди ру­со­фи­лов, де­пор­ти­ро­ван­ных в конц­ла­герь Та­лер­гоф. По­сле рас­па­да Ав­ст­ро-Венг­рии на ру­син­ских зем­лях в 1918–20 су­ще­ст­во­ва­ли (в т. ч. номинально) «рес­пуб­ли­ки» разл. по­ли­тич. на­прав­лен­но­сти: За­пад­ноу­кра­ин­ская На­род­ная рес­пуб­ли­ка, Ко­ман­чан­ская, Рус. Нар. Республика Лем­ков, за­тем вклю­чён­ные в со­став Поль­ши, Гу­цуль­ская рес­пуб­ли­ка и ав­то­ном­ная пров. Русь­ка Краи­на в со­ста­ве Венг­рии, за­тем при­сое­ди­нён­ные к Че­хо­сло­ва­кии. В 1920–1930-е гг. сре­ди Р. обо­ст­ри­лись спо­ры ме­ж­ду ру­со­фи­ла­ми и ук­раи­но­фи­ла­ми. По­сле ок­ку­па­ции Под­кар­пат­ской Ру­си Венг­ри­ей в 1939 гос. под­держ­ку по­лу­чи­ло ру­со­филь­ское на­прав­ле­ние, в среде Р. Словакии наиболее сильные позиции сохранили русофилы, сре­ди Р. Поль­ши, ок­ку­пи­ро­ван­ной в 1939 Гер­ма­ни­ей, на­са­ж­да­лась укр. иден­тич­ность. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в социалистич. лаге­ре Р. бы­ли объ­яв­ле­ны ча­стью ук­ра­ин­цев (кро­ме Юго­сла­вии, где в 1974 Р. бы­ли при­знаны од­ной из офиц. на­цио­наль­но­стей Вое­во­ди­ны). В 1945–46 ок. 150 тыс. лемков вме­сте с ук­ра­ин­ца­ми бы­ли пе­ре­се­ле­ны в УССР; в рам­ках опе­ра­ции «Вис­ла» (28.4–29.7.1947) ок. 35 тыс. де­пор­ти­ро­ва­ны в Зап. Поль­шу. В 1947 ок. 8,5 тыс. Р. доб­ро­воль­но пе­ре­се­ли­лись из Че­хо­сло­ва­кии на Ук­раи­ну (в осн. в Волынскую и Ровненскую области); свы­ше по­ло­ви­ны из них в 1964–67 вер­ну­лись в Че­хо­сло­ва­кию, за­пи­сав­шись сло­ва­ка­ми.

В кон. 20 в. появи­лись об­ществ. орга­ни­за­ции, рассматривающие Р. как самостоят. народ: Об-во лем­ков (Поль­ша, 1989), Об-во кар­пат­ских ру­си­нов (СССР, 1990), Об-во дру­зей Под­кар­пат­ской Ру­си и «Русинское возрождение» (Че­хо­сло­ва­кия, 1990), Ру­син­ская ма­ти­ца (Юго­сла­вия, 1990), Ор­га­ни­за­ция ру­си­нов в Венг­рии (Венг­рия, 1992) и др. С 1991 про­хо­дят Все­мир­ные ру­син­ские кон­грес­сы, с 2003 – Фо­ру­мы ру­син­ской мо­ло­дёжи; проходящие с 2008 Ев­роп. и Все­мир­ный кон­грес­сы под­кар­пат­ских ру­си­нов до­би­ва­ют­ся ав­то­но­мии или не­за­ви­си­мо­сти Закарпатья; дей­ст­ву­ет са­мо­про­воз­гла­шён­ное пра­ви­тель­ст­во т. н. Рес­пуб­ли­ки Под­кар­пат­ская Русь. В 2007 Закарпатский облсовет признал Р. нац. мень­шин­ст­вом. Р. Сер­бии, Венг­рии и Ру­мы­нии име­ют пред­ста­ви­тель­ст­во в пар­ла­мен­тах. Вы­хо­дит ру­син­ская прес­са («Бесiда» в Поль­ше, «На­род­ны но­вин­кы», «Ру­син», «InfoРусин» в Сло­ва­кии, «Рус­ке сло­во», «Рус­нак» в Сер­бии, «Ру­синсь­кый свiт» в Венг­рии, «The New Rusyn Times» в США и др.). В 2007 в Пре­шо­ве от­крыт Му­зей ру­син­ской куль­ту­ры.

Лит.: Пу­тя­ми ис­то­рии. Об­ще­рус­ское на­циональ­ное, ду­хов­ное и куль­тур­ное един­ст­во на ос­но­ва­нии дан­ных нау­ки и жиз­ни. Нью-Йорк, 1977. Т. 1; Магочій П. Р. Фор­му­ван­ня національної самосвідомості: Підкар­патська Русь (1848–1948). Уж­го­род, 1994; Поп И. Эн­цик­ло­пе­дия Под­кар­пат­ской Ру­си. Уж­го­род, 2001; Енциклопедія історії та куль­ту­ри кар­патсь­ких русинів. Уж­го­род, 2010; Шев­чен­ко К. В. Сла­вян­ская Ат­лан­ти­да: Кар­пат­ская Русь и ру­си­ны в XIX – пер­вой по­ло­ви­не ХХ вв. М., 2011.

Вернуться к началу