Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОШНЯКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Мартынова

БОШНЯКИ́ (боснийцы, боснийские мусульмане; самоназвания  bosnjaci, muslimane), южнославянский народ, крупнейшая этническая группа Боснии и Герцеговины. Составляют большинство в Тузланском, Зеницко-Добойском, Среднебосанском, Сараевском кантонах. Численность 1,8 млн. чел. (2013 год, перепись). Живут также на западе Сербии (Златиборский и Рашский округа; 145,8 тыс. чел.  2011, перепись; на юго-западе и северо-западе Косово и Метохии  Призренский и Печский округа, до 60 тыс. чел.), востоке Черногории [муниципалитеты Рожае (Рожай) и Плав; 54,4 тыс. чел., 3-я по численности этническая группа – 2011, перепись], в Хорватии (39 тыс. чел.; 3-я по численности этническая группа – 2011, перепись), Македонии (17 тыс. чел.  2002, перепись), а также в Австрии (50 тыс. чел.  2015, перепись), Германии (30 тыс. чел.  2011), Турции (30 тыс. чел.), США (98,8 тыс. чел.  2000, перепись). Общая численность ок. 3 миллионов человек. Говорят на диалектах штокавского наречия сербохорватского языка с екавской литературной нормой, именуемой «боснийский (босанский) язык». Существовали особые виды письменности – боснийская кириллица (босанчица) и арабица, ныне исчезнувшие. Верующие  мусульмане-сунниты, есть христиане и иудеи.

Бошняки из г. Травник.

Эт­ническая ос­но­ва Б.  сла­вян­ское на­се­ле­ние Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны, при­няв­шее ис­лам во вре­мя ос­ман­ско­го за­вое­ва­ния (1463–82) и в по­сле­дую­щий пе­ри­од. В их со­став вли­лись так­же ино­эт­нические му­сульманские груп­пы: тур­ки, ара­бы, кур­ды, вы­ход­цы с Кав­ка­за и южно-славянских зе­мель. Название «Б.» офи­ци­аль­но при­ня­то в 1993, до это­го их име­но­ва­ли не­оп­ре­де­лив­ши­ми­ся му­суль­ма­на­ми, не­оп­ре­де­лив­ши­ми­ся юго­сла­ва­ми, Му­суль­ма­на­ми (в смыс­ле эт­нической при­над­леж­но­сти, в от­ли­чие от ре­ли­ги­оз­ной, пи­са­ли с про­пис­ной бу­к­вы). Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Восточной Ев­ро­пы, ис­пы­та­ла силь­ное влия­ние на­ро­дов Пе­ред­ней Азии: в ар­хи­тек­ту­ре го­ро­дов (вы­сту­паю­щие верх­ние эта­жи до­мов, кры­тые га­ле­реи, глу­хие ка­мен­ные ог­ра­ды, ре­мес­лен­ные квар­та­лы, ба­за­ры-чар­шии, ту­рец­кие ба­ни) и сёл (де­ле­ние на квар­та­лы-ма­ха­лы, ме­четь с клад­би­щем в цен­тре), пла­ни­ров­ке жи­лищ (де­ле­ние до­ма на муж­скую и жен­скую по­ло­ви­ны, за­кры­тые дво­ри­ки) и их ин­терь­е­ре (низ­кая ме­бель, ков­ры, на­ряд­ная по­су­да, мес­та для омо­ве­ний в спаль­нях), оде­ж­де (фес­ки, ши­ро­кие поя­са у муж­чин, ша­ро­ва­ры-ди­мие, жи­ле­ты-ан­те­рия; обы­чай за­кры­вать ли­цо у жен­щин со­блю­дал­ся в основном в го­ро­дах, но офи­ци­аль­но был от­ме­нён толь­ко в 1950), кух­не (пло­вы, блю­да из ба­ра­ни­ны, слад­кие ка­ши с си­ро­пом, вос­точ­ные сла­до­сти, ко­фе), се­мей­ной жиз­ни (та­кие обы­чаи, как мно­го­жён­ст­во, бра­ки ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми, бы­ли рас­про­стра­не­ны толь­ко сре­ди зна­ти). Со­хра­ня­ют­ся не­ко­то­рые хри­сти­ан­ские обы­чаи (за­жи­га­ние бад­ня­ка на Ро­ж­де­ст­во, ско­то­водческие об­ря­ды на Пре­об­ра­же­ние и др.). Бы­ли раз­ви­ты куз­неч­ное, ору­жей­ное, шор­ное, гон­чар­ное, юве­лир­ное ре­мёс­ла, ков­ро­тка­че­ст­во, зо­ло­тое ши­тьё, пле­те­ние кру­жев.

Уст­ное твор­че­ст­во. Сре­ди фольк­лор­ных жан­ров – сказ­ки и прит­чи (в т. ч. цикл о Ход­же На­сред­ди­не). Пес­ни, тан­цы (в т. ч. кру­го­вой та­нец ко­ло), ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка сель­ской тра­ди­ции име­ют славянскую ос­но­ву (сис­те­му жанров и др.). В сё­лах по­пу­ляр­ны ге­рои­че­ские юнац­кие пес­ни, в от­да­лён­ных мест­но­стях встре­ча­лись мас­те­ра соль­но­го эпи­чес­ко­го пе­ния (южно-славянская тра­ди­ция пе­ния в со­про­во­ж­де­нии гус­лы). Рас­про­стра­не­но мно­го­го­ло­сие (ло­каль­но встре­ча­ет­ся ар­хаи­че­ское 2-го­ло­сие с се­кун­довой ос­но­вой, в северо-западной Бос­нии – «де­ви­чьи пес­ни» со скре­щи­ваю­щи­ми­ся го­ло­са­ми). В гор­ных рай­онах ед­ва ли не ка­ж­дое се­ло име­ет свой стиль пе­ния, раз­но­об­ра­зи­ем зву­ко­из­вле­че­ния от­ли­ча­ет­ся пе­ние пас­ту­хов (в т. ч. «ой­ка­нье»); ха­рак­тер­ны аэ­ро­фо­ны. В городской тра­ди­ции ска­за­лось влия­ние, опо­сре­до­ван­но свя­зан­ное с му­сульманской куль­ту­рой (му­зи­ци­ру­ют главным образом в до­ме, пе­ние ис­клю­чи­тель­но од­но­го­лос­ное, в хо­ду струн­ные ин­стру­мен­ты и др.). Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов: флей­ты (в т. ч. пар­ные – «двой­ни­це»), тру­бы, языч­ко­вые (ро­жок, во­лын­ка, зур­на), од­но­струн­ный смыч­ко­вый (гус­ла), щип­ко­вые (там­бу­ра, саз, шар­гия), мем­бра­но­фо­ны (в т. ч. ба­ра­бан «бу­бань»), идио­фо­ны.

Лит.: С̌uliс́ Z. Narodne nošnje u Bosni i Hercegovini. Sarajevo, 1963; Kadic M. Sta­rinska seoska kuс́a u Bosni i Hercegovini. Sarajevo, 1967; Bosansko-Hercegovaс̌ka mu­zika // Mu­zička Enciklopedija. Zagreb, 1971. Kn. 1; Kržišnik-Buciċ V. Bosanska identiteta. Sarajevo, 1997; Bojiċ M. Historija Bosne i Bošnjaka. Sarajevo, 2001; Bašiċ G. Položaj Bošnjaka u Sandžaku. Be­o­grad, 2002.

  • БОШНЯКИ́ слав. народ в Боснии и Герцеговине (2006)
Вернуться к началу