Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Новик

ГРЕ́КИ (самоназвание – ‘Έλληνες), 1) население Греции. 2) Народ, основное население Греции и Кипра. Численность 13 млн. чел. (2011, оценка), в том числе в Греции 9 млн. чел. (2011, оценка, включая понтийских греков и цаконийцев – потомков древних спартанцев в горных районах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) до 700 тыс. чел., в США 1,4 млн. чел. (греческого происхождения, 137 тыс. чел. недавних иммигрантов – 2013), Австралии 378 тыс. чел. (2011, перепись), Германии 328,6 тыс. выходцев из Греции (данные Статистического управления на 2014), Канаде 242,7 тыс. чел. (2006, перепись), Италии (в основном на юге) св. 100 тыс. чел., Египте (в районе Александрии) 80 тыс. чел., во Франции (в частности в коммуне Каржез на западе острова Корсика) 60 тыс. чел., в Албании (в основном на юге) 24,9 тыс. чел. (2011, перепись). Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (14 тыс. чел.), Сербии (10 тыс. чел.), Болгарии (7,3 тыс. чел.). В Турции насчитывается 4,1 тыс. православных греков (в нач. 20 в. ок. 1,5 млн. чел.) и до 300 тыс. чел. греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие – православные, есть католики (грекокатолики – в основном на островах Киклады и в Италии) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число свидетелей Иеговы.

Др.-греч. этнич. общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тыс. до н. э. юг Балканского полуострова, Эгейский бассейн и зап. побережье Малой Азии. В эпоху греч. колонизации (8–6 вв. до н. э.) Г. расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политич. раздробленность, Г. были объединены общим самосознанием и самоназванием. [с 7 в. до н. э. – ‘Έλληνες; этноним «Г.» (Graeci) происходит из лат. яз., первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в назв. городов Грея (Грайя) в Беотии и на острове Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из Эвбейской Греи в Кумах]. Начиная с эпохи колонизации значит. греч. население появилось в Передней и Малой Азии, греч. язык (койне) и культура стали общими для элиты народов Вост. Средиземноморья. Г. составили ядро Византийской (Вост.-Рим.) империи, откуда происходит их ср.-век. самоназвание – ромеи (греч. ‘римляне’). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались Г. В Османской империи Г. составляли ядро православной общины Империи (урум милет – ‘народ ромеев’). Г. Стамбула занимали влиятельное положение (см. Фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в Империи христианского населения вызвали эмиграцию Г. и образование греч. диаспор по всему миру. Повстанческое (см. Клефты) и национально-освободит. движение (см. Греческая национально-освободительная революция 1821–29) способствовали консолидации Г. и стиранию областных различий. Истребление Г. в Османской империи в 1915–23 (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции понтийских греков из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию (в т. ч. ок. 400 тыс. чел. согласно греко-турецкой конвенции 1923).

Греки России, СССР, СНГ. Особые отношения Византии с Русским государством способствовали возникновению в нём в 15 в. значительной греческой колонии. Грекам в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 в. существовала Греческая слобода. Многие греки вошли в состав российского правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция греков во время и после русско-турецких войн конца 17 – 19 вв., в которых многие греки участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 177984 сформирован греческий батальон (с 1797 Балаклавский греческий батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 – греческий дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греческий пехотный батальон). В 1814 в Одессе возникла греческая повстанческая организация «Филики Этерия», позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди греков на русской службе 18 – нач. 20 в. – И. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греческие общины были в Одессе (в 1795 греки составляли 10% её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греческое купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 существовало греческое коммерческое училище. После 1906 в Одессе и Батуме издавались греческие газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп греков Российской империи выделяются: мариупольские греки Украины, понтийские греки Грузии и Северного Кавказа (в основном со 2-й пол. 18 в). Последняя волна переселений греков из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 192223. По переписи 1920 года, в РСФСР проживало 73,7 тыс. греков (из них 65,6 тыс. чел. – в Кубано-Черноморской области), по переписи СССР 1926 – 213,6 тыс. чел. С 1928 года создавались греческие автономные районы на Украине, в Грузии, на Северном Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греческом языке велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 греческая письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена русская графика). В 1937–39 гг. греческие автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е гг. большинство российских греков высланы в Казахстан (их потомки насчитывают 10 тыс. чел., по переписи 1989 года их было 46,7 тыс. чел.), Узбекистан (8,4 тыс. чел.), Киргизию (2,3 тыс. чел.), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 году они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 85,6 тыс. греков [2010, перепись; по данным АГООР (Ассоциация греческих общественных объединений России) – 250 тыс. чел.], в том числе в Ставропольском крае – 33,6 тыс. чел., Краснодарском крае – 22,6 тыс. чел., Ростовской области – 2,5 тыс. чел., Северной Осетии – 1,9 тыс. чел., Адыгее – 1,4 тыс. чел., Москве и Московской области – 4,5 тыс. чел., Тюменской области – 1,7 тыс. чел., Свердловской области – 1,5 тыс. чел.; на Украине живут 91,5 тыс. чел., в т. ч. мариупольские Г. в Донецкой обл. – 77,5 тыс. чел. (2001, перепись), Грузии – 15,2 тыс. чел. (2002, перепись; в 1989 насчитывалось 100,3 тыс. чел.). В России с 1992 года действует АГООР, в 1995 создана Федерация греческих обществ Украины.

Резчица по дереву. Центр ремёсел и искусств, город Никосия. 2002. Фото А. А. Новика
84* Гречанка с острова Крит.
Фото А. А. Новика Эвзон (гвардеец Президентской гвардии) в карауле у здания Парламента. 2003.
Пряха. Остров Керкира.
Керамика 19–20 вв. Этнографический музей города Никосия. 2002. Фото А. А. Новика

Осн. тра­диц. зем­ле­дельч. куль­ту­ры Г. – ви­но­град и олив­ки (тор­гов­ля олив­ко­вым мас­лом ста­ла ос­но­вой эко­но­ми­ки греч. по­ли­сов в ан­тич­но­сти); боль­шое зна­че­ние име­ют цит­ру­со­вые, оре­хи, фа­соль, ово­щи, та­бак; зер­но­вое зем­ле­де­лие раз­ви­то на се­ве­ро-вос­то­ке Гре­ции и на Пе­ло­пон­не­се. Рас­про­стра­не­ны от­гон­ное ско­то­вод­ст­во, шел­ко­вод­ст­во (с 6 в., ко­гда ви­зант. мо­на­хам уда­лось вы­вез­ти гре­ны шел­ко­вич­но­го чер­вя из Ки­тая, Ви­зан­тия при­об­ре­ла мо­но­по­лию на про­из-во дра­го­цен­ных шёл­ко­вых тка­ней в Ев­ро­пе и Сре­ди­зем­но­мо­рье). На се­ве­ре жи­вёт ар­ха­ич­ная груп­па ско­то­во­дов-ка­ра­ка­ча­нов. Тра­диционные ре­мёс­ла – пря­де­ние, тка­че­ст­во, вы­шив­ка, в Ма­лой Азии – произ-во ков­ров. В гон­чар­ном и юве­лир­ном иск-ве со­че­та­ют­ся ан­тич­ные, ви­зант. и вост. тра­ди­ции. Пи­ща – фа­соль с олив­ко­вым мас­лом, ли­мон­ным со­ком, чес­но­ком, ово­щи, сыр, ки­слое мо­ло­ко, на по­бе­ре­жье – ры­ба, мол­лю­ски. Тра­диц. блю­да – шаш­лык (сув­ла­ки), за­пе­кан­ка из мя­са с ово­ща­ми (му­са­кас), «де­ре­вен­ский» са­лат с сы­ром и мас­ли­на­ми (хо­ри­а­ти­ки). На­пит­ки – ви­но (в т. ч. ре­ци­на), пи­во, ви­но­град­ная и фрук­то­вая вод­ка (ра­ки), на­сто­ян­ная на ани­се (узо), на смо­ле ре­лик­то­вых де­ре­вь­ев острова Хи­ос (мас­ти­ха) и др. В кон­це каж­дой тра­пе­зы по­да­ют во­сточ­ный («гре­че­ский») ко­фе. Стол по­ла­га­ет­ся на­кры­вать клет­ча­той (в осн. крас­но-бе­лой) ска­тер­тью. Жи­ли­ще в го­ри­стых об­лас­тях ма­те­ри­ко­вой Гре­ции – сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па: ка­мен­ное двух­этаж­ное (в ниж­нем эта­же – хлев и хо­зяйств. по­ме­ще­ния, в верх­нем – жи­лые) с внеш­ней ле­ст­ни­цей и бал­ко­на­ми на 2-м эта­же; на Пе­ло­пон­не­се и ост­ро­вах – ле­ван­тий­ско­го ти­па: од­но-, по­лу­то­ра- или двух­этаж­ное из кам­ня и гли­ны с пло­ской, ко­нической или ку­поль­ной кров­лей; на се­ве­ре – пан­нон­ско­го ти­па: од­но­этаж­ное с жи­лы­ми и хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми, вы­тя­ну­ты­ми в один ряд под об­щей кры­шей; ори­ен­таль­но­го ти­па: с хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми в ниж­нем ка­мен­ном эта­же и жи­лы­ми – в верх­нем, рам­ной кон­ст­рук­ции с эр­ке­ром. В го­ро­дах пре­об­ла­да­ют бе­лё­ные до­ма с пло­ски­ми кры­ша­ми, час­то с внеш­ни­ми ле­ст­ни­ца­ми на верх­ний этаж. Ра­мы, как пра­ви­ло, ок­ра­ше­ны в си­ний цвет. Пол обыч­но ка­мен­ный, в го­рах – ча­ще де­ре­вян­ный. Ха­рак­тер­ны ма­лень­кие круг­лые сто­ли­ки, мед­ные жа­ров­ни с крыш­ка­ми. Ва­ри­ан­ты муж­ско­го кос­тю­ма: ши­ро­кие в ша­ге с уз­ки­ми шта­ни­на­ми шта­ны (вра­кес), ши­ро­кий чёр­ный или крас­ный по­яс, без­ру­кав­ка, скреп­лён­ная Х-вид­ным ук­ра­ше­ни­ем (кио­сте­ки – пе­ре­кре­щен­ные це­поч­ки, ино­гда с бля­хой в се­ре­ди­не), фес­ка; ко­рот­кая курт­ка с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми и ко­рот­кая кле­шё­ная (до 100 клинь­ев) юб­ка-фус­та­нел­ла (слу­жит па­рад­ной оде­ж­дой гвар­дей­цев). Жен­ский кос­тюм – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха с длин­ной ши­ро­кой юб­кой (фус­та) и без­ру­кав­кой и курт­кой ли­бо с плать­ем; по­верх все­гда на­де­ва­ют­ся бо­га­то рас­ши­тый пе­ред­ник и ши­ро­кий по­яс с боль­шой се­реб­ря­ной или по­зо­ло­чен­ной пряж­кой (пор­пи). Под восточным влия­ни­ем рас­про­ст­ра­не­на на­ряд­ная рас­паш­ная одеж­да из бар­ха­та с ши­ть­ём. Ха­рак­тер­ны на­груд­ные ук­ра­ше­ния из мо­нет (ги­орнта­ни). Обувь ти­па пос­то­лов (ца­ру­хи). Со­хра­ня­ют­ся сле­ды ан­тич­ных куль­тов: культ жен­ских мор­ских ду­хов-не­ра­ид, ко­ля­до­ва­ние (пе­ние пе­сен-ка­лан­да) на Но­вый год, кар­на­валь­ные ше­ст­вия с чу­че­лом ко­ня на Мас­ле­ни­цу, фа­кель­ные ше­ст­вия на Пас­ху, об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя с во­ж­де­ни­ем Пе­пе­ру­ды (Па­па­ру­на) и др.

Уст­ное твор­че­ст­во ис­пы­та­ло влия­ние тра­диц. муз. куль­тур со­сед­них бал­кан­ских на­ро­дов (бол­гар, ма­ке­дон­цев), цы­ган и ту­рок. Фольк­лор вклю­ча­ет сказ­ки (о жи­вот­ных, вол­шеб­ные и др.; ха­рак­тер­ный пер­со­наж – не­ук­лю­жее чу­до­ви­ще Дра­кос, по­бе­ж­дае­мое ост­ро­ум­ным ге­ро­ем), по­сло­ви­цы (в т. ч. в фор­ме дву­сти­шия), пес­ни (тра­гу­ди – от «тра­ге­дия») и др. По­пу­ля­рен сю­жет ска­зок, по­эм, пе­сен об Арэ­ти и её бра­те Кон­стан­ди­но­се, встав­шем из мо­ги­лы. Пе­сен­ные жан­ры: бо­га­тыр­ские (ак­рит­ские, вос­хо­дя­щие к ви­зант. эпо­су цик­лы о Ди­ге­ни­се, о сы­не Ан­д­ро­ни­ка и др., где в ро­ли про­тив­ни­ков ге­роя вме­сто са­ра­цин час­то вы­сту­па­ют тур­ки); бал­ла­ды (ха­рак­те­рен мо­тив воз­вра­ще­ния му­жа к же­не по­сле дол­гой раз­лу­ки; т. н. ха­ро­нов­ские бал­ла­ды о по­един­ке по­кой­но­го с Ха­ро­ном); ис­то­рические (вос­пе­ваю­щие ре­аль­ных ис­то­рических лиц и со­бы­тия, в основном пе­рио­да нац.-ос­во­бо­дит. борь­бы, в т. ч. пес­ни клеф­тов и уча­ст­ни­ков Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния пе­рио­да 2-й ми­ро­вой вой­ны); ли­ри­чес­кие (в т. ч. ис­пол­няе­мые на про­щаль­ной тра­пе­зе пе­ред отъ­ез­дом на чуж­би­ну); об­ря­до­вые (пес­ни вы­зы­ва­ния до­ж­дя, сва­деб­ные, ко­лы­бель­ные; по­хо­рон­ные при­чи­та­ния ми­ро­лои, ис­пол­няе­мые род­ст­вен­ни­ца­ми по­кой­но­го или проф. пла­каль­щи­ца­ми; ка­лен­дар­ные: ка­лан­ды, ве­сен­ние, май­ские пес­ни и др.); тру­до­вые (мо­ря­ков, ры­ба­ков, пас­ту­хов и др.); бы­то­вые. Осн. раз­мер нар. по­эзии – сил­ла­бич. 15-слож­ник с обя­за­тель­ной це­зу­рой на 8-й сто­пе. Ха­рак­тер­ны пе­сен­но-тан­це­валь­ные жан­ры сир­тос, ка­ла­мать­я­нос (хо­ро­во­ды), пе­дик­тос (пес­ня-та­нец с под­ско­ка­ми). Из об­ще­гре­че­ских тан­цев (хо­рос) вы­де­ля­ют­ся так­же мед­лен­ный муж­ской соль­ный та­нец зей­бе­ки­кос, во­ин­ский та­нец гор­цев ца­ми­кос, ис­пол­няв­ший­ся клеф­та­ми, с соль­ным ис­пол­не­ни­ем слож­ных фи­гур, ве­ро­ят­но, от­ра­жаю­щий алб. влия­ние; на Кри­те ис­пол­нял­ся во­ин­ский та­нец в пол­ном воо­ру­же­нии – пен­до­за­лис. Тан­це­валь­ная пло­щад­ка (хо­ро­ста­си) име­ет­ся в ка­ж­дом се­ле и да­же в мо­на­сты­рях. По­все­ме­ст­но рас­про­ст­ра­нён гор. пе­сен­но-тан­це­валь­ный стиль рем­бе­ти­ко с тек­ста­ми тра­гич. со­дер­жа­ния (сло­жил­ся в 1920-х гг. пре­им. сре­ди греч. бе­жен­цев, в сер. 20 в. при­об­рёл зна­че­ние нац. му­зы­ки). Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – лют­ня с длин­ной шей­кой бу­зу­ки, смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент ли­ра­ки, разл. флей­ты, а так­же во­лын­ка, скрип­ка, ман­до­ли­на, вхо­дя­щие в со­став нар. ор­ке­ст­ра, ко­то­рый в сер. 19 в. до­пол­нил­ся клар­не­том и ги­та­рой. Тео­рии о древ­них кор­нях совр. нар. му­зы­ки Г. име­ют ги­по­те­тич. ха­рак­тер.

Лит.: Гре­че­ские на­род­ные пес­ни. М., 1957; Megas G. Greek calendar customs. 2nd ed. Athens, 1963; Пу­ля­нос А., Ива­но­ва Ю. В. Гре­ки // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1964. Т. 1; Гре­ки Рос­сии и Ук­раи­ны. СПб., 2004.

  • ГРЕ́КИ народ, осн. население Греции и Кипра (2007)
Вернуться к началу