Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́СКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Кожановский; М. В. Зеликов (мифология)

БА́СКИ (самоназвание  euskaldunak), народ на севере Испании (Басков Страна, Наварра) и на юго-западе Франции (районы Лабур, Суль и Нижняя Наварра на западе департамента Атлантические Пиренеи). Принадлежность к Б. определяется по различным критериям: по месту проживания или рождения, генетическому происхождению, языку. Численность в Испании от 1,8 до 2,8 млн. чел., во Франции  от 120 до 270 тыс. чел. (2013, оценка). Живут также в США (45,4 тыс. чел.  2000, перепись), Мексике (20 тыс. чел.), Уругвае (10 тыс. чел.), Чили (9 тыс. чел.), Коста-Рике (8 тыс. чел.) и др. Распространены баскский язык, а также испанский и французский языки. Большинство верующих  католики.

Баск с альбокой.

Пред­ки Б.  пле­ме­на вас­ко­нов, вар­ду­лов, ка­ри­сти­ев и др.; их род­ст­во с ибе­ра­ми – дис­кус­сионно. В рим. вре­мя Б. из­бе­жа­ли ро­ма­ни­за­ции, в Ис­па­нии до 19 в. со­хра­ня­ли ав­то­но­мию, управ­ля­лись вы­бор­ны­ми Ге­не­раль­ны­ми хун­та­ми. Кас­тиль­ские ко­ро­ли, имев­шие ста­тус «сень­о­ров» ба­ск­ских зе­мель, да­ро­ва­ли Б. пра­ва «кол­лек­тив­но­го дво­рян­ст­ва», что пре­пят­ст­во­ва­ло со­ци­аль­но­му рас­слое­нию ба­ск­ско­го об­ще­ст­ва; ос­но­ван­ные мо­нар­ха­ми го­ро­да ста­ли осн. оча­га­ми кас­ти­ли­за­ции Б. С 1960-х гг. на­ча­лось куль­тур­ное и язы­ко­вое воз­рож­де­ние Б.: воз­ни­ка­ют об­ще­ст­ва по изу­че­нию и рас­про­ст­ра­не­нию тра­диц. куль­ту­ры, шко­лы с обу­че­ни­ем на баск­ском яз. и др.

До 20 в. Б. со­хра­ня­ли ар­ха­ич. тра­диции: об­щин­ная взаи­мо­по­мощь, боль­шие се­мьи, май­о­рат­ное на­сле­до­ва­ние зе­мель­ных уча­ст­ков и до­мов, имев­ших свои гер­бы и на­зва­ния, и т. д. Вы­де­ля­лась замк­ну­тая и под­вер­гав­шая­ся дис­кри­мина­ции груп­па аго­тов. Тра­диц. по­се­ле­ние – усадь­бы, раз­бро­сан­ные во­круг адм. цен­тра с цер­ко­вью, шко­лой, пло­щад­кой для иг­ры в мяч и др. Осн. куль­ту­ра – ку­ку­ру­за (Б. ос­вои­ли её пер­вы­ми в Ев­ро­пе – в 17 в.), раз­ви­ты са­до­вод­ст­во, ви­но­гра­дар­ст­во, ско­то­вод­ст­во, в прош­лом – мор­ское ры­бо­лов­ст­во, ки­то­бой­ный про­мы­сел, су­до­ход­ст­во. Ха­рак­тер­но руч­ное зем­ле­дельч. ору­дие (лайя) – два стерж­ня на ко­рот­кой ру­кояти. Тра­диц. пи­ща – ку­ку­руз­ная ле­пёш­ка, раз­мо­чен­ная в мо­ло­ке, ове­чий сыр, на­пи­ток – яб­лоч­ный сидр. Жи­ли­ще (ба­ск­ско-на­варр­ский дом, ба­сер­ри) – ка­мен­ное или рам­ной кон­ст­рук­ции, бе­лё­ное, двух-, трёх­этаж­ное, с хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми (хле­вом, то­ком, кла­до­вы­ми) в ниж­нем эта­же (к ним ве­дут во­ро­та, рас­по­ло­жен­ные во фрон­таль­ной сте­не), бал­ко­на­ми и кры­ты­ми га­ле­рея­ми – в верх­них, с дву­скат­ной, ино­гда очень кру­той кры­шей; эта­жи со­еди­ня­ют­ся на­руж­ной ле­ст­ни­цей; жизнь се­мьи про­хо­ди­ла в центр. по­ме­ще­нии с ка­ми­ном. Над вхо­дом ста­рин­ных до­мов – герб или имя вла­дель­ца, да­та по­строй­ки, ор­на­мент в ви­де ро­зет­ки. Сим­во­лом Б. счи­та­ет­ся муж­ской бе­рет (ча­пе­ла; пер­во­на­чаль­но был рас­про­стра­нён толь­ко у франц. Б.). Раз­ви­та резь­ба по де­ре­ву и кам­ню (до 17–18 вв. ста­ви­ли над­гро­бия в фор­ме стел с на­вер­шия­ми в ви­де дис­ков с ро­зет­ка­ми и др. сим­во­ла­ми). Тра­диц. иг­ры – си­ло­вые со­стя­за­ния (под­ня­тие тя­же­стей и др.), со­стя­за­ния дро­во­се­ков, иг­ра в мяч (пело­та).

Совр. Б. силь­но ур­ба­ни­зи­ро­ва­ны. Со­хра­ня­ют­ся эле­мен­ты до­хри­сти­ан­ской ми­фо­ло­гии: пред­став­ле­ния о жен­ском бо­же­ст­ве (по­ве­ли­тель­ни­це ведьм) и её му­же, строи­те­лях доль­ме­нов маи­ри и горных ду­хах май­де, злых вол­шеб­ни­цах (жен­щи­нах с рыбь­и­ми хво­ста­ми или птичь­и­ми ла­па­ми) ла­минь­як. Обя­за­тель­ный пер­со­наж ска­зок и кар­на­ва­ла – ве­ли­кан Гисаунди.

Уст­ная тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра. Нар. му­зы­ка со­хра­ня­ет ла­до­вую и рит­мич. спе­ци­фи­ку; пре­об­ла­да­ет сил­ла­би­че­ский (без сло­го­вых рас­пе­вов) тип пе­ния. Ха­рак­тер­ные жан­ры: пес­ня-та­нец сор­тси­ко и хо­ро­вод­ный та­нец аур­ре­ску (у исп. Б.), ко­лы­бель­ные, дет­ские, тру­до­вые, лю­бов­ные пес­ни, ре­лигиозные пес­ни кан­тики (по­ют­ся во вре­мя про­цес­сий). По­пу­ляр­ны со­стя­за­ния пев­цов-им­про­ви­за­то­ров (бер­чо­ла­ри). Тан­це­валь­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет мн. раз­но­вид­но­сти бы­то­вых, об­ря­до­вых, це­ре­мо­ни­аль­ных тан­цев; бо­гат­ст­вом и вы­ра­бо­тан­но­стью дви­же­ний от­ли­ча­ют­ся муж­ские тан­цы. Са­мый рас­про­стра­нён­ный ин­ст­ру­мент – идио­фон чапаралта. Используются так­же про­доль­ная флей­та чис­ту, зву­ча­щая вме­сте с ци­лин­д­рич. ба­ра­ба­ном (на обо­их ин­ст­ру­мен­тах од­но­вре­мен­но иг­ра­ет один му­зы­кант), пар­ный языч­ко­вый аль­бо­ка (муж­ской пас­ту­ший ин­ст­ру­мент; ино­гда в ан­самб­ле с буб­ном). Ти­пич­ный ан­самбль со­став­ля­ют 2 чис­ту, ба­со­вая флей­та силь­бо­те и боль­шой ба­ра­бан ата­баль. Ло­каль­но рас­про­стра­не­ны скрип­ка, исп. во­лын­ка, го­бой дуль­сай­на и др. тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты.

Лит.: Zulaika J. Basque violence: Metaphor and sacrament. Reno, 1988; Ка­ро Ба­ро­ха Х. Бас­ки. М., 2004.

  • БА́СКИ народ на севере Испании и на юго-западе Франции (2005)
Вернуться к началу