Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕ́ДКОВ КУЛЬТ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов, М. В. Тендрякова
Культовые изображения предков: 1 – табва (западное побережье озера Танганьика, юго-восток Демократической Республики Конго); 2 – меланезийцы Новой Ирландии; 3 – папуасы (Новая Гвине...

ПРЕ́ДКОВ КУЛЬТ, ре­ли­ги­оз­ное по­чи­та­ние умер­ших пра­ро­ди­те­лей. П. к. тес­но свя­зан с по­гре­баль­ным куль­том (см. в ст. По­гре­бе­ние) и пред­став­ле­ния­ми о за­гроб­ном ми­ре. Умер­шие пред­став­ля­лись су­щест­ва­ми, ко­то­рые, пе­рей­дя в иной (са­краль­ный) мир, об­ре­та­ют сверхъ­ес­тест­вен­ные воз­мож­но­сти и при­сое­ди­ня­ют­ся к пан­тео­ну ро­до­вых ду­хов, ста­но­вясь зве­нья­ми це­пи, свя­зы­ваю­щей жи­вых с ре­аль­ны­ми и ми­фич. ро­до­на­чаль­ни­ка­ми, а так­же с др. сверхъ­ес­тест­вен­ны­ми су­ще­ст­ва­ми. Обыч­но к по­чи­тае­мым пред­кам при­чис­ля­лись толь­ко умер­шие «пра­виль­ной» смер­тью (в от­ли­чие от «не­чис­тых» по­кой­ни­ков – са­мо­убийц, кол­ду­нов и т. п.). Рас­про­стра­не­ны пред­став­ле­ния о се­зон­ном воз­вра­ще­нии пред­ков (или их душ) на зем­лю (гл. обр. в пе­рио­ды зим­не­го и лет­не­го солн­це­стоя­ний, а так­же вес­ной и осе­нью – см. Ка­лен­дар­ные об­ря­ды; на этой идее во мно­гом ос­но­ва­на сим­во­ли­ка Но­во­го го­да), о воз­ро­ж­де­нии пред­ков во вновь ро­ж­даю­щих­ся по­ко­ле­ни­ях (см. Ре­ин­кар­на­ция). Жи­вые бы­ли обя­за­ны ис­пол­нять для умерших («ро­ди­те­лей», «де­дов») стро­го пред­пи­сан­ные об­ря­ды (см. По­мин­ки), пре­неб­ре­же­ние ко­то­ры­ми влек­ло за со­бой месть пред­ков, в си­лу че­го они час­то вос­при­ни­ма­лись од­но­вре­мен­но и как бла­го­детель­ные су­ще­ст­ва (по­кро­ви­те­ли до­ма и оча­га, за­щит­ни­ки ро­да), и как опас­ные, вре­до­нос­ные и мсти­тель­ные ду­хи, кон­такт с ко­то­ры­ми тре­бо­вал ос­то­рож­но­сти и точ­но­го сле­до­ва­ния пра­ви­лам. П. к. был свя­зан также с умер­ши­ми дав­но про­шед­ших по­ко­ле­ний и ми­фо­ло­ги­зи­ров. пра­ро­ди­те­ля­ми, час­то вы­сту­паю­щи­ми в ро­ли куль­тур­ных ге­ро­ев и то­темич. пред­ков (см. в ст. То­те­мизм). Ино­гда ми­фич. пра­ро­ди­те­ли пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ют­ся как бо­жест­ва пло­до­ро­дия (см. в ст. Пло­до­ро­дия культ), бо­ги­ни-ма­те­ри (как древ­ней­шие изо­бра­же­ния та­ких бо­жеств обыч­но ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся «Ве­не­ры па­лео­ли­та»), ли­бо как бо­жест­ва – хо­зя­ева за­гроб­но­го ми­ра. П. к. по­лу­чил осо­бен­ное раз­ви­тие во мно­гих пат­ри­ар­халь­ных об­ще­ст­вах (у древ­них рим­лян, ки­тай­цев и др.), а так­же в рам­ках муж­ских до­мов, муж­ских сою­зов и тай­ных сою­зов (об об­ря­дах, по­свя­щён­ных П. к., см., напр., Ка­чи­на, Охо­та за го­ло­ва­ми); в ря­де тра­диц. об­ществ (в Аф­ри­ке, Ме­ла­не­зии, на Но­вой Гви­нее) он ста­но­вит­ся гос­под­ствую­щей фор­мой ве­ро­ва­ний. С фор­ми­ро­ва­ни­ем по­тес­тар­ной ор­га­ни­за­ции осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет культ ро­до­вых пред­ков-пред­во­ди­те­лей (биг­ме­нов, во­ж­дей, пра­ви­те­лей), по­ни­мав­ших­ся как ро­до­на­чаль­ни­ки все­го на­ро­да; в ран­не­го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ни­ях он час­то пре­вра­ща­ет­ся в гос. культ.

В ис­то­рии ан­тро­по­ло­гии (на­чи­ная с Г. Спен­се­ра, Ю. Лип­пер­та и др.) П. к. час­то рас­смат­ри­вал­ся как пер­вич­ная фор­ма ре­ли­гии. В оте­ч. ан­тро­по­ло­гии (С. А. То­ка­рев и др.), на­про­тив, су­ще­ст­во­ва­ла тео­рия позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния П. к., свя­зы­вав­шая его с пат­ри­ар­халь­но-ро­до­вым стро­ем.

Лит.: African systems of thought. L.; N. Y., 1965; Шиш­ло Б. П. Культ пред­ков и за­ме­сти­те­ли умер­ших // Вест­ник Ле­нин­град­ско­го уни­вер­си­те­та. 1972. № 8. Сер. Ис­то­рии, язы­ка и ли­те­ра­ту­ры. Вып. 2; Ка­ра-Мур­за А. А. К проб­ле­ме куль­та пред­ков у аф­ри­кан­ских на­ро­дов // Ре­ли­гии ми­ра. Еже­год­ник 1985. М., 1986; Бес­смерт­ная О. Ю., Ря­би­нин А. Л. Пред­ки // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1988. Т. 2; Пропп В. Я. Рус­ские аг­рар­ные празд­ни­ки. М., 2004; Лев­ки­ев­ская Е. Е. Мерт­вых культ // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3; она же. Пред­ки // Там же. М., 2009. Т. 4; То­ка­рев С. А. Ран­ние фор­мы ре­ли­гии и их раз­ви­тие. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу