Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ПО́ПОЛЬ-ВУХ»

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Роспись на сосуде майя (7–8 вв.) из Петена (К 1288, по Дж. Керру), иллюстрирующая миф круга «Пополь-Вуха». Боги Шибальбы спорят, чьим мячом играть. Ступенчатая пирамида в центре обозначает стадион для...

«ПО́ПОЛЬ-ВУХ» (на яз. ки­че – «Кни­га Со­ве­та», или «Кни­га на­ро­да»), ми­фо­ло­гич. и ис­то­рич. эпос ин­дей­цев ки­че. Ми­фы, во­шед­шие в «П.-В.», су­ще­ст­во­ва­ли в уст­ной фор­ме и бы­ли впер­вые со­б­ра­ны и за­пи­са­ны на яз. ки­че ла­ти­ни­цей ме­ж­ду 1554 и 1558. Во­прос о су­ще­ст­во­ва­нии до исп. за­вое­ва­ния (1524–35) ие­рог­ли­фич. про­то­ти­пов отд. час­тей «П.-В.» ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным. Ве­ро­ят­ным ав­то­ром письм. вер­сии «П.-В.» счи­та­ет­ся Дие­го Рей­но­со ли­бо Кри­сто­баль Ве­ла­ско – пред­ста­ви­те­ли пра­вя­ще­го кла­на ки­че Ка­век. С это­го ма­ну­ск­рип­та, хра­нив­ше­го­ся у по­том­ков зна­ти ки­че в Сан­то-То­мас-Чу­ви­ле (ны­не Чи­чи­ка­сте­нан­го), ок. 1703 до­ми­ни­ка­нец Фран­си­ско Хи­ме­нес сде­лал ко­пию и снаб­дил её па­рал­лель­ным пе­ре­во­дом на исп. яз.; он вклю­чил её в два сво­их тру­да – по ин­дей­ским язы­кам и по ис­то­рии Чья­па­са и Гва­те­ма­лы. По­сле смер­ти Хи­ме­не­са ру­ко­пись «П.-В.» хра­ни­лась в биб­лио­те­ке ор­де­на до­ми­ни­кан­цев и в 1829 бы­ла пе­ре­да­на в ун-т Сан-Кар­лос в г. Гва­те­ма­ла. Здесь в 1854 ру­ко­пись об­на­ру­жил австр. учё­ный К. Шер­цер, ко­то­рый ско­пи­ро­вал исп. текст «П.-В.» и час­тич­но из­дал его в 1857. В 1855 ру­ко­пись ока­за­лась у франц. мис­сио­не­ра Ш. Э. Брас­сёр де Бур­бу­ра (по его вер­сии, он по­лу­чил др. ко­пию ма­ну­скрип­та Хи­ме­не­са от ме­ст­но­го ка­си­ка в Ра­би­на­ле), ко­то­рый в 1861 опуб­ли­ко­вал пол­ный текст «П.-В.» на ки­че с пе­ре­во­дом на франц. яз. Ны­не ру­ко­пись хра­нит­ся в биб­лио­те­ке Нью­бер­ри в Чи­ка­го.

Чле­не­ние па­мят­ни­ка на час­ти и гла­вы вве­де­но его ис­сле­до­ва­те­ля­ми. Во­прос о сти­хотв. струк­ту­ре тек­ста дис­кус­сио­нен. В 1-й час­ти по­ве­ст­ву­ет­ся о тво­ре­нии ми­ра и трёх не­удач­ных по­пыт­ках со­тво­ре­ния че­ло­ве­ка. Во 2-й час­ти со­бра­ны ми­фы о борь­бе стар­шей и млад­шей пар близ­не­цов с бо­га­ми Ши­баль­бы – Пре­ис­под­ней; ге­рои иг­ра­ют в мяч с бо­га­ми смер­ти, а по но­чам под­вер­га­ют­ся смер­тель­ным ис­пы­та­ни­ям. Стар­шая па­ра близ­не­цов (Хун Хун Ах­пу и Ву­куб Хун Ах­пу) по­ги­ба­ет: бо­ги при­но­сят их в жерт­ву на пло­щад­ке для иг­ры в мяч, а го­ло­ву од­но­го из них ве­ша­ют на ствол тык­вен­но­го де­ре­ва; го­ло­ва пре­вра­ща­ет­ся в плод, и от её слю­ны (ка­пель бе­ло­го со­ка) про­хо­дя­щая ми­мо дочь од­но­го из бо­гов Ши­баль­бы за­чи­на­ет вто­рую па­ру близ­не­цов (Хун Ах­пу и Шба­лан­ке). Ге­рои спус­ка­ют­ся в Ши­баль­бу, вы­хо­дят не­вре­ди­мы­ми из ноч­ных ис­пы­та­ний, иг­рая в эки­пи­ров­ке и мя­чом по­гиб­ших от­ца и дя­ди, по­беж­да­ют бо­гов смер­ти и, став вла­ды­ка­ми Ши­баль­бы, под­ни­ма­ют­ся на не­бо, пре­вра­тив­шись в Солн­це и Лу­ну. 3-я часть по­ве­ст­ву­ет о чет­вёр­той, ус­пеш­ной по­пыт­ке соз­да­ния че­ло­ве­ка из ку­ку­руз­ной му­ки и об ис­то­рии соб­ст­вен­но лю­дей – на­ро­да ки­че. «П.-В.» за­вер­ша­ет­ся ис­то­ри­ей за­вое­ва­ния Гва­те­ма­лы и ге­неа­ло­ги­ей пра­вя­щих кла­нов ки­че.

Эпос «П.-В.» слу­жит гл. ис­точ­ни­ком для изу­че­ния ми­фо­ло­гии майя, от­ра­жён­ной так­же в сце­нах на со­су­дах клас­сич. эпо­хи (2–9 вв.). Есть ос­но­ва­ния счи­тать, что иг­ра в мяч и опи­сы­ваю­щий её миф мог­ли воз­ник­нуть на се­ве­ро-за­па­де Ама­зонии (Ма­ту-Гро­су в Бра­зи­лии, тро­пич. ле­са Ко­лум­бии и Ве­не­су­элы) и во 2-м тыс. до н. э. про­ник­нуть в Ме­зо­аме­ри­ку; здесь, на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье Чья­па­са и в цент­рах оль­ме­ков на по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го зал., ри­ту­ал иг­ры в мяч окон­ча­тель­но офор­мил­ся как те­ат­ра­ли­зов. по­ста­нов­ка близ­неч­но­го ми­фа и ини­циа­ци­он­ная мис­те­рия. «П.-В.» яв­ля­ет­ся важ­ней­шим сим­во­лом ин­дей­ской куль­ту­ры. Его мо­ти­вы от­ра­же­ны в твор­че­ст­ве пи­са­те­лей и по­этов (К. Д. Баль­монт, М. А. Ас­ту­ри­ас и др.), ху­дож­ни­ков (Д. Ри­ве­ра), ки­но­ре­жис­сё­ров (В. Эр­цог и др.), ком­по­зи­то­ров и му­зы­кан­тов (А. Хи­на­сте­ра, Э. Ва­рез и др.).

Лит.: Popol Vuh: The sacred book of the an­ci­ent quiché Maya / Ed. D. Goetz, S. G. Mor­ley. Norman, 1950; По­поль Вух / Пер. и ком­мент. Р. В. Кин­жа­ло­ва. М.; Л., 1959; Coe M. D. The Maya scribe and his world. N. Y., 1973; Бе­ля­ев Д. Д. Миф о близ­не­цах у древ­них майя // Ла­тин­ская Аме­ри­ка. 1996. № 12; Po­pol Wuj: ver­sión poética K‘iche‘ / Ed. S. Co­lop. Quetzaltenango, 1999; Бо­ро­да­то­ва А. А. Иг­ра в мяч как путь в пе­ще­ру пред­ков // Ис­то­рия и се­мио­ти­ка ин­дей­ских куль­тур Аме­ри­ки. М., 2002; Бе­рез­кин Ю. Е. «По­поль-Вух». На­сколь­ко «май­я­ским» яв­ля­ет­ся луч­ший ис­точ­ник по ми­фо­ло­гии майя? // Кун­ст­ка­ме­ра: Эт­но­гра­фи­че­ские тет­ра­ди. СПб., 2003. Вып. 13; Chris­ten­s­on A. J. Popol Vuh: The sacred book of the Maya. Norman, 2007.

Вернуться к началу