Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛА́ЗНИК

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 621

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Усачёва

ПОЛА́ЗНИК (польск. под­лаз­ник, сло­вац. по­ла­жень, сло­вен. по­ла­жар, по­ла­жич, серб. по­ла­жай­ник, по­ла­же­ник, по­ход­ник, болг. спо­лез­ник, по­ход­няк, по­хож­няк), у сла­вян ри­ту­аль­ный гость, пер­вый по­се­ти­тель го­да. Об­ряд П. при­уро­чен обыч­но к Ро­ж­де­ст­ву, Но­во­му го­ду, ре­же к др. празд­ни­кам зим­не­го цик­ла – от Дня св. Ди­мит­рия (26 ок­тяб­ря) до Бо­го­яв­ле­ния (6 ян­ва­ря). Из­вес­тен сла­вя­нам Кар­пат­ско-Бал­кан­ско­го ре­гио­на (кар­пат­ские ук­ра­ин­цы, по­ля­ки, сло­ва­ки, сло­вен­цы, сер­бы, хор­ва­ты, бол­га­ры). Об­ряд П. свя­зан с пред­став­ле­ния­ми о са­краль­ной при­ро­де гос­тя (см. в ст. Гос­те­при­им­ст­во). П. мог быть пер­вый при­шед­ший в дом (муж­чи­на, жен­щи­на или ре­бё­нок) или спе­ци­аль­но при­гла­шён­ный семь­ёй здо­ро­вый, бо­га­тый, удач­ли­вый че­ло­век. При­ход П. су­лил бла­го­по­лу­чие в но­вом го­ду. Ино­гда П. при­но­сил во­ду, зе­лё­ную вет­ку, со­ло­му, щеп­ки; вхо­дя, он про­из­но­сил бла­го­по­же­ла­ния, об­ме­ни­вал­ся с хо­зяе­ва­ми при­вет­ст­вия­ми, об­се­вал дом зер­ном и т. п.; его са­жа­ли у оча­га, уго­ща­ли, ода­ри­ва­ли. В Сло­ва­кии и Сло­ве­нии П. бы­ли в осн. де­ти, их по­се­ще­ние бы­ло од­ной из форм ко­ля­до­ва­ния. Ино­гда роль П. вы­пол­нял хо­зя­ин, пер­вым вы­хо­див­ший из до­ма. П. мог­ло быть жи­вот­ное (ко­ро­ва, конь, ов­ца, сви­нья, пе­тух), ко­то­рое об­во­ди­ли во­круг сто­ла и уго­ща­ли. У по­ля­ков и сло­ва­ков П. на­зы­ва­лась так­же на­ря­жен­ная ёлка или со­ло­мен­ное ук­ра­ше­ние, ко­то­рые под­ве­ши­ва­ли над сто­лом, у сло­ва­ков и ук­ра­ин­цев – об­ря­до­вый хлеб.

Лит.: Уса­че­ва В. В. Ма­гия сло­ва и дей­ст­вия в на­род­ной куль­ту­ре сла­вян. М., 2008.

Вернуться к началу