Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЕДИ́НОК РИТУА́ЛЬНЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 575

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С.
Фото Asaf Braverman Изображение игры в мяч на вазе майя. 8–9 вв. Художественный музей Крайслера (Норфолк, США).

ПОЕДИ́НОК РИТУА́ЛЬНЫЙ, об­ряд, имею­щий це­лью ус­та­нов­ле­ние и под­дер­жа­ние кос­мич. и со­ци­аль­но­го по­ряд­ка. Пред­став­ле­ние о том, что борь­ба, со­стя­за­ние про­ти­во­бор­ст­вую­щих сто­рон со­став­ля­ют ос­но­ву ми­ро­по­ряд­ка, от­ра­же­но во мно­гих кос­мо­го­ни­че­ских ми­фах и об­ря­дах. По­это­му П. р., в т. ч. за­кан­чи­ваю­щие­ся смер­тью по­тер­пев­ше­го по­ра­же­ние про­тив­ни­ка (напр., иг­ра в мяч у ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки, гла­диа­тор­ские иг­ры в Древ­нем Ри­ме) или вклю­чаю­щие иные ви­ды на­си­лия (бой бы­ков, стрель­ба из лу­ка в мед­ве­дя на мед­вежь­ем празд­ни­ке у нив­хов, убий­ст­во пе­ту­ха, кош­ки или др. жи­вот­но­го во вре­мя Кар­на­ва­ла и т. п.), как од­на из форм жерт­во­при­но­ше­ния вхо­дят в со­став мн. ка­лен­дар­ных об­ря­дов, сим­во­ли­зи­рую­щих дви­же­ние вре­ме­ни и по­бе­ду но­во­го над ста­рым. По­бе­ду жиз­ни над смер­тью сим­во­ли­зи­ру­ет П. р. (триз­на) и в по­гре­баль­ном обря­де (см. в ст. По­гре­бе­ние). Идея по­един­ка со смер­тель­ным ис­хо­дом как спо­со­ба ус­та­нов­ле­ния ви­нов­ной сто­ро­ны ле­жит в ос­но­ве су­деб­но­го по­един­ка (см. в ст. Ор­да­лии), как спо­со­ба вос­ста­нов­ле­ния чес­ти – в ос­но­ве обы­чая ду­эли. Вме­сте с тем П. р. рас­смат­ри­ва­ет­ся как сред­ст­во при­ми­ре­ния, сня­тия ан­та­го­низ­ма ме­ж­ду про­тив­ни­ка­ми (см., напр., в ст. По­бра­тим­ст­во). В сва­деб­ном об­ря­де (см. Свадь­ба) П. р. или его иг­ро­вая ими­та­ция вы­ра­жа­ет, с од­ной сто­ро­ны, идеи об­ре­те­ния же­ны как до­бы­чи в во­ен­ной или спор­тив­ной борь­бе (мно­го­числ. ми­фо­ло­гич. и ска­зоч­ные сю­же­ты) и бра­ка как про­ти­во­бор­ст­ва муж­ско­го и жен­ско­го на­чал (от­сю­да ми­фы об ов­ла­де­нии же­ной в брач­ную ночь, напр. в эпо­се о Ни­бе­лун­гах), с дру­гой – идею бра­ка как но­во­го сою­за ме­ж­ду про­ти­во­бор­ст­вую­щи­ми сто­ро­на­ми (напр., миф о по­хи­ще­нии са­би­ня­нок). Связь с П. р. со­хра­ня­ли спор­тив­ные иг­ры и со­рев­но­ва­ния древ­но­сти (иг­ра в шаш­ки у древ­них гер­ман­цев, др.-греч. спор­тив­ные со­стя­за­ния-аго­ны, в т. ч. об­ще­гре­че­ские, при­уро­чен­ные к свя­ти­ли­щам, при­чём Пи­фий­ские иг­ры и Не­мей­ские иг­ры бы­ли уч­ре­ж­де­ны, со­глас­но ми­фу, по­сле по­бе­ды ге­роя над чу­до­ви­щем) и Сред­не­ве­ко­вья (в т. ч. ры­цар­ские тур­ни­ры).

Лит.: Хей­зин­га Й. Homo ludens. СПб., 2007.

Вернуться к началу