Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЕ́МЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ПЛЕ́МЯ, 1) пер­во­быт­ное эт­но­по­те­стар­ное (эт­но­со­ци­аль­ное) об­ра­зо­ва­ние, со­че­таю­щее эт­ни­че­скую (эт­но­куль­тур­ную) общ­ность и по­тес­тар­ную ор­га­ни­за­цию. В совр. нау­ке от­сут­ст­ву­ет еди­ная точ­ка зре­ния на ге­не­зис, раз­ви­тие, ти­по­ло­гию П. и на со­от­но­ше­ние в нём эт­ни­че­ско­го и по­тес­тар­но­го. Обыч­но раз­ли­ча­ют пер­вич­ное П. (пер­во­на­чаль­ное, ран­нее, пред­пле­мя) и соб­ст­вен­но П. (клас­си­че­ское, позд­нее, по­тес­тар­ное).

Пер­вич­ное П. (напр., у пиг­ме­ев, сан, ав­ст­ра­лий­цев-або­ри­ге­нов) – на­доб­щин­ное об­ра­зо­ва­ние, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны един­ст­во тер­ри­то­рии, хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па, язы­ка и соз­на­ние об­ще­го про­ис­хо­ж­де­ния, от­ра­жён­ное в са­мо­соз­на­нии, но в ко­то­ром от­сут­ст­ву­ют раз­ви­тые по­тес­тар­ные функ­ции и еди­ные ор­га­ны управ­ле­ния. В со­ци­аль­ном от­но­ше­нии пер­вич­ное П. трак­ту­ет­ся ли­бо как объ­е­ди­не­ние (в осн. эн­до­гам­ное) не­сколь­ких взаи­мо­свя­зан­ных ро­до­вых об­щин, ли­бо как со­во­куп­ность эпи­гам­ных ро­дов, как пра­ви­ло двух (см. Ду­аль­ная ор­га­ни­за­ция).

Клас­сич. П. – это эт­но­со­ци­аль­ный ор­га­низм (в тер­ми­нах Ю. В. Бром­лея) с раз­ви­ты­ми по­тес­тар­ны­ми ин­сти­ту­та­ми во гла­ве с во­ж­дём, обу­слов­ли­ваю­щи­ми и бóльшую сте­пень эт­но­куль­тур­ной уни­фи­ка­ции. Ро­ды П. мог­ли, раз­рас­та­ясь, об­ра­зо­вы­вать фрат­рии, со­став­ляю­щие 2- или 3-фрат­ри­аль­ную ор­га­ни­за­цию П. П. с цен­тра­ли­зов. управ­ле­ни­ем и силь­ной во­ен. ор­га­ни­за­ци­ей сов­па­да­ет с во­ж­де­ст­вом (П.-во­ж­де­ст­во). Э. Сер­вис и др. пред­ста­ви­те­ли не­оэво­лю­цио­низ­ма рас­смат­ри­ва­ли П. как эво­люц. ста­дию по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, про­ме­жу­точ­ную ме­ж­ду пер­во­быт­ной об­щи­ной и во­ж­де­ст­вом. В сов. об­ще­ст­во­ве­де­нии П. счи­та­лось пер­вич­ной фор­мой эт­ни­че­ской общ­но­сти (триа­да «пле­мя – на­род­ность – на­ция»).

В эпо­ху позд­ней пер­во­быт­но­сти груп­пы родств. П. об­ра­зо­вы­ва­ли со­пле­мен­но­сти (ме­та­п­ле­ме­на, се­мьи П.) и ран­не­по­ли­тич. (во­ен­.-по­ли­тич.) объ­е­ди­не­ния (сою­зы, ли­ги, кон­фе­де­ра­ции) П., час­то ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ные по прин­ци­пу не­рав­но­пра­вия (не­пол­но­пра­вия) «млад­ших» П. В даль­ней­шем на ба­зе П. и их объ­е­ди­не­ний про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние ран­не­го­су­дарств. струк­тур ти­па т. н. вар­вар­ских ко­ро­левств у древ­них гер­ман­цев и пер­вых слав. кня­жеств.

2) В анг­лоя­зыч­ной ли­те­ра­ту­ре тер­ми­ном «П.» (tribe) обо­зна­ча­ют круп­ные не­ев­ро­пей­ские эт­нич. общ­но­сти, пре­ж­де все­го аф­ри­кан­ские (йо­ру­ба, иг­бо, хау­са и др.), – от­сю­да по­ня­тие три­ба­лизм.

Лит.: Essays on the problem of tribe. [S. l.], 1968; Fried M. H. The notion of tribe. Menlo Park, 1975; Эт­нос в до­клас­со­вом и ран­не­клас­со­вом об­ще­ст­ве. М., 1982; Мор­ган Л. Г. Ли­га хо­де­но­сау­ни, или иро­ке­зов. М., 1983; Ис­то­рия пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва: Эпо­ха клас­со­об­ра­зо­ва­ния. М., 1988; Ги­рен­ко Н. М. Со­цио­ло­гия пле­ме­ни. СПб., 2004; Бром­лей Ю. В. Очер­ки тео­рии эт­но­са. 3-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу