Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛБА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Иванова; В. С. Модестов (фольклор)

АЛБА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – shqip­tar, шчип­тар, от shqip – «го­во­рить по­нят­но»; греч. ΄Αρβανίται, ΄Αρβανίτες΄Αλβανοί; итал. ar­be­reshi), народ, осн. население Албании (2,7 млн. чел., 2011, перепись). Живут также в Сербии (осн. население Автономного края Косово и Метохия – 1,6 млн. чел.; в остальной части Сербии – 6,3 тыс. чел., 2011, перепись), на юге Италии (806 тыс. чел.), в Греции (581 тыс. чел.), на северо-западе и юго-западе Македонии (509,1 тыс. чел.  2002, перепись; 2-я по численности этническая группа страны), в Турции (500 тыс. чел.), Черногории (30,4 тыс. чел., 2011, перепись), Болгарии, Румынии, на Украине (3 тыс. чел.), в США (102,2 тыс. чел.  2000, перепись), Канаде (22,4 тыс. чел.  2006, перепись) и др. Общая численность 7,5 млн. чел. (2011, оценка). Говорят на албанском языке. Верующие – мусульмане-сунниты и последователи шиитской секты бекташи, есть христиане: православные (на юге Албании) и католики (на севере).

Кула.

В фор­ми­ро­ва­нии А. осн. роль сыг­рали па­ле­о­бал­кан­ские племена: дар­да­ны, ил­ли­рий­цы, воз­мож­но – фра­кий­цы. Назв. ΄Aλβανοί впер­вые встре­ча­ет­ся у Пто­ле­мея (2 в.). В 11 в. ут­вер­ди­лось об­щее назв. «А.». Совр. са­мо­на­зва­ние А. рас­про­стра­ни­лось в 17–18 вв. То­гда же б. ч. А. пе­ре­шла в ис­лам. Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. сло­жи­лись осн. груп­пы А.  тос­ки (обл. Тос­кэ­рия на юге) и ге­ги (обл. Ге­гэ­рия на се­ве­ре).

Тра­диц. за­ня­тия в до­ли­нах – зем­ле­де­лие, в го­рах – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. Тра­диц. жи­ли­ще (до нач. 20 в.) – рам­ной кон­ст­рук­ции, из кам­ня и гли­ны, в го­рах на се­ве­ре – до­ма-баш­ни (ку­лы), ка­мен­ные двух­этаж­ные жи­ли­ща с хле­вом в ниж­нем эта­же. Тра­диц. оде­ж­да у муж­чин: ко­рот­кий жи­лет (елек), ши­ро­кий, обёр­ну­тый в не­сколь­ко обо­ро­тов по­яс (брэз), бе­лая ва­ля­ная ша­поч­ка (че­ле­ше), на се­ве­ре – бе­лые об­ле­гаю­щие су­кон­ные шта­ны, об­ши­тые по швам чёр­ной тесь­мой (тир­чи), на юге – юб­ка-фу­ста­нел­ла; у жен­щин: пе­ред­ник (пэр­па­ри­мэ), по­ло­тен­ча­тый го­лов­ной убор, на се­ве­ре – юб­ка из плот­ной шер­стя­ной тка­ни (джу­б­ле­та), кор­саж, на­ру­кав­ни­ки, на юге – длин­ная ру­ба­ха (кэ­ми­ша), длин­ная без­ру­кав­ка с цвет­ны­ми ап­пли­ка­ци­я­ми. Ха­рак­тер­ны чёр­но-бе­ло-крас­ная гам­ма, оби­лие вы­шив­ки, ба­хро­мы, се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний. Раз­ви­ты ор­на­мен­таль­ная резь­ба по де­ре­ву, ху­дожественное ли­тьё (осо­бен­но в г. Эль­ба­сан), фи­ли­грань (главным образом в Шко­де­ре, Ти­ра­не), ков­ро­де­лие и др.

Рис. С. Влаху Албанская традиционная одежда: 1 – мужской костюм Северной Албании (штаны-тирчи, жилет-елек, пояс-брэз, шапочка-челеше); 2 – женский костюм Северной Албании (юбка-джублета, корсаж, нарукав...

Фольк­лор. Для сев. А. ха­рак­тер­ны пар­ные муж­ские и пар­ные жен­ские тан­цы, для юж­ных – хо­ро­вод­ные с дви­же­ни­ем про­тив сол­н­ца. У сев. А., на­ря­ду с диа­тонич. ме­ло­дия­ми ре­гу­ляр­но­го мет­ра, встре­ча­ют­ся ме­ло­дии не­ре­гу­ляр­но­го мет­ра с уве­ли­чен­ны­ми ин­тер­ва­ла­ми и раз­ви­той ор­на­мен­ти­кой; на юге бы­ту­ют на­пе­вы, ос­но­ван­ные на пен­та­тони­ке. У севевных А. при­ня­то од­но­го­лос­ное муж­ское пе­ние в со­про­во­ж­де­нии ля­хуты, у южных – ан­самб­ле­вое мно­го­го­ло­сие с со­ли­рую­щим го­ло­сом, на­зы­вае­мым исойа. Са­мо­быт­ность со­хра­ня­ют об­ря­до­вые пес­ни и тан­цы гор­цев, бо­га­тыр­ский эпос, пес­ни (о нац. ге­рое Скан­дер­бе­ге, борь­бе с ос­ман­ским игом и др.). Во 2-й пол. 20 в. рас­про­стра­ни­лось, осо­бен­но в центр. рай­онах, муж­ское пе­ние на 3 го­ло­са. Тра­диционный ин­ст­ру­мен­та­рий: од­но­струн­ный смыч­ко­вый ля­ху­та, лют­ня с ко­рот­кой шей­кой лау­та, лют­не­вид­ные с длин­ной шей­кой чиф­те­лиа, бак­ла­майя; флей­та фю­эла, ду­хо­вой языч­ко­вый зу­ма­рья; удар­ные – ту­лум­бас, бу­бен. Скрип­ка и клар­нет ис­поль­зу­ют­ся как соль­ные ин­ст­ру­мен­ты в ан­самб­лях.

Лит.: Зой­зи Р., Ива­но­ва Ю. В. Ал­бан­цы // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1964. Т.1; Ива­но­ва Ю. В. Се­вер­ная Ал­ба­ния в XIX – на­ча­ле ХХ в. М., 1973; Крат­кая ис­то­рия Ал­ба­нии. М., 1992.

Вернуться к началу