Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛКА́РЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Д. Каракетов

БАЛКА́РЦЫ (малкарлыла; самоназвание таулула – «горец»), тюркский народ в России (Кабардино-Балкария). Численность 112,9 тыс. чел., в т. ч. в Кабардино-Балкарии 108,6 тыс. чел. (2010, перепись). Живут также в Казахстане (1,8 тыс. чел., 2009, перепись) и Киргизии (1,5 тыс. чел., 1999, перепись). Выходцы из Балкарии проживают также в Турции, Сирии, Иордании, Египте, США, называя себя, как и часть старожилов Балкарии, карачаевцами. Общая численность ок. 125 тыс. чел. Говорят на карачаево-балкарском языке, распространён также рус. язык. Верующие – мусульмане-сунниты.

Име­ют еди­ное про­ис­хо­ж­де­ние и куль­ту­ру с ка­ра­ча­ев­ца­ми. В их со­став во­шло кав­ка­зо-, ира­но- и тюр­коя­зыч­ное (вклю­чая как ар­ха­ич. бул­га­ро-ха­зар­ский, так и пе­че­неж­ско-ку­ман­ский пла­сты) на­се­ле­ние. Не­по­сред­ст­вен­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми Б. и ка­ра­чае­в­цев мож­но считать из­вест­ные здесь в 10–14 вв. пле­ме­на тюр­коя­зыч­ных ала­нов (аз-ки­ши, хо­ро­учон, ка­ра­ча). В кон. 1-го – нач. 2-го тыс. в Бал­ка­рии рас­про­стра­ня­ют­ся хри­сти­ан­ст­во, ис­лам, от­час­ти – иу­да­изм; окон­ча­тель­но ис­лам ут­вер­дил­ся в 17 в. У Б. су­ще­ст­во­ва­ли по­ли­тические об­ра­зо­ва­ния – «об­ще­ст­ва» (джа­ма­гат): Бак­сан­ское (река Бак­сан), Хо­лам­ское и Бе­зен­ги­ев­ское (река Че­рек-Ху­лам­ский), Бал­кар­ское (река Че­рек-Бал­кар­ский), Че­гем­ское (река Че­гем). Бы­ло раз­ви­то со­слов­ное де­ле­ние, вер­хуш­ку об­ще­ст­ва со­став­ля­ли кня­зья (тау­бий, бий) и дво­ря­не-уз­де­ни (ул­лу-уз­де­ни, са­рай­ма-уз­де­ни и кер­ти-уз­де­ни). Жизнь об­ще­ст­ва рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась пра­во­вы­ми ко­дек­са­ми зна­ти (къа­ра­чай джол-джо­рукъ, ёз­ден-тё­ре­ле, ёз­ден­лик), мо­раль­но-нрав­ст­вен­ны­ми ус­та­нов­ле­ния­ми зна­ти (къар­ча-на­мыс, бий-на­мыс) и на­ро­да (тау-адет, халкъ-на­мыс, или чер­кес-на­мыс).

В 1827 приняты в рос. подданство. В 1860–70-х гг. часть без­зе­мель­ных Б. по­се­ле­на на рав­ни­не [сё­ла Гунделен (Кен­де­лен), Ха­са­ут и др.]. В 1918 в со­ста­ве Гор­ской АССР об­ра­зо­ван Ка­ра­чае­во-Бал­кар­ский ок­руг, в 1921 в со­ста­ве Гор­ской АССР – Бал­кар­ский нац. ок­руг. В даль­ней­шем адм. ста­тус Бал­ка­рии не­од­но­крат­но ме­нял­ся (см. в ст. Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рия). В 1944 Б. де­пор­ти­ро­ва­ны в Среднюю Азию и Ка­зах­стан, в 1957 б. ч. их вер­ну­лись на ро­ди­ну (см. ст. Народы и языки в томе Рос­сия).

Князь Чегемского общества Дадаш Балкароков. Фото. 19 в.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия). Осн. за­ня­тия – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во и тер­рас­ное зем­ле­де­лие. Бы­ло раз­ви­то про­из-во сук­на (осо­бен­но у бак­сан­цев, че­гем­цев и ху­лам­цев), вой­ло­ка (в т. ч. кошм-кии­зов), бу­рок (осо­бен­но в сё­лах Ду­ма­ла, Бу­лун­гу, Верх­ний Бак­сан), ог­не­стрель­но­го ору­жия, по­ро­ха и пуль (че­гем­цы), резь­ба по де­ре­ву. До 19 в. со­хра­ня­лись на­зем­ные ка­мен­ные жи­ли­ща с пло­ской де­ре­вян­но-зем­ля­ной кров­лей, опи­раю­щей­ся на стол­бы, от­кры­тым оча­гом и све­то­ды­мо­вы­ми от­вер­стия­ми в по­тол­ке, бое­вые баш­ни (къа­ла), скле­пы (ке­ше­не), по­гре­бе­ния в ка­мен­ных ящи­ках (шыя­кы); у бак­сан­цев и че­гем­цев из­вест­ны уни­каль­ные сруб­ные до­ма с дву­скат­ной кров­лей и при­стен­ным оча­гом-ка­ми­ном (т. н. ка­ра­ча­ев­ский дом), у бак­сан­цев – «де­ре­вян­ные зам­ки» зна­ти (ба­шы джа­был­ган ар­баз – не­сколь­ко сруб­ных по­стро­ек с кры­тым дво­ром и об­щей внеш­ней сте­ной, пл. до 1000 м2). Об­щие для ка­ра­ча­ев­цев и Б. до­му­сульманские празд­ни­ки – Чоп­па-Оюн (свя­зан­ный с бо­же­ст­вом гро­ма Чоп­па) и Гол­лу. Ха­рак­тер­на ко­рот­кая муж­ская на­кид­ка из вой­ло­ка или шку­ры с ка­пю­шо­ном (ге­бе­нек). Пи­ща име­ет осо­бен­но­сти, от­лич­ные от кух­ни не­тюрк­ских на­ро­дов Кав­ка­за (напр., мяс­ные су­пы-шор­па, кол­ба­сы со­хта, джер­ме, кый­ма бел-со­хта); в семь­ях кня­зей и дво­рян пек­ли ог­ром­ных раз­ме­ров (ди­аметр до 1 м) пи­рог с на­чин­кой из 61 ком­по­нен­та (хоз­дар­хан-хы­чын, крым-хы­чын); из фа­со­ли го­то­ви­ли по­ми­наль­ную пи­щу (ашы­ра-джыр­на и джыр­на); бы­ло из­вест­но неск. сор­тов пи­ва (ара-сы­ра, къар­ча-сы­ра, ал­бо­тай-сы­ра), хал­вы (хур­бай-ха­луа, че­тен-ха­луа, ун-ха­луа, сап­ран-ха­луа).

Фольк­лор. Тру­до­вые пес­ни со­про­во­ж­да­ли до­маш­ние и по­ле­вые ра­бо­ты – сби­ва­ние мас­ла («До­лай»), тка­че­ст­во, мо­лоть­бу («Эри­рей») и др. Со­хра­ня­ют­ся ге­ро­ич. и ис­то­рич. пес­ни («Бий­нё­гер»  о люб­ви охот­ни­ка и до­че­ри бо­же­ст­ва охо­ты Ап­са­ты; «Кар­ча», «Джан­туу­ган», «Бек-Бо­лат», «Га­па­лау», «Аче­мез»  о борь­бе с на­бе­га­ми крым­ских ха­нов; «Чё­пё­лёу» и «Кай­сын­ла»  о по­хо­дах в др. стра­ны; «Ха­сау­ка», «Хож»  о борь­бе про­тив цар­ской ко­ло­ни­за­ции). Эпос (нарт­ский эпос), ис­то­рич. и ис­то­ри­ко-ге­ро­ич. пес­ни тра­ди­ци­он­но ис­пол­ня­ют­ся муж­ским хо­ром и со­лис­том с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем или без не­го. Со­хра­ни­лась тра­ди­ция ис­пол­не­ния про­за­ич. эпизодов нарт­ско­го эпо­са пев­цом-ска­зи­те­лем (жо­мак­чи, жыр­чи, нарт­тай­чы) с собств. ак­ком­па­не­мен­том на струн­ном ин­ст­ру­мен­те; не­кото­рые нарт­ские пес­ни ис­пол­ня­ют­ся од­но­го­лос­но с флей­той или тре­щот­кой. Рас­про­стра­не­ны лю­бов­ные пес­ни («Кан­шау­бий», «Ак­та­мак», «Ке­мис­хан», «Ай­джа­як» и др.). Тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты – смыч­ко­вый ко­буз (джая-ко­буз, или кыл-ко­буз), щип­ко­вый саз, 12-струн­ная ар­фа кын­гыр-ко­буз, флей­ты (сы­быз­гы, нун­ну), языч­ко­вый шоп­пар-ко­буз, во­лын­ка гы­быт-ко­буз, тре­щот­ка харс (чоп­па-хар­сы), бу­бен дюн­гюр­чек, ба­ра­бан да­ур­баз – в осн. вы­тес­не­ны гар­мо­ни­кой и ак­кор­де­о­ном, за­им­ст­во­ван­ны­ми у рус­ских. Тан­цы: абе­зек (абе­зех; вклю­ча­ет 3 час­ти – соб­ст­вен­но абе­зех, тюз-теп­сеу и ис­те­ме); об­ря­до­вые – чоп­па­га-ба­рыу­мек (хо­ро­вод­ный), ка­па­тей­на, те­пе­на, кым­сагъа-ба­рыу­мек (со­че­та­ют эле­мен­ты пар­но­го и хо­ро­вод­но­го); соль­ный муж­ской ис­ла­мей; со­про­во­ж­да­ют­ся ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­кой.

Лит.: Ады­ги, бал­кар­цы и ка­ра­ча­ев­цы в из­вес­ти­ях ев­ро­пей­ских ав­то­ров XIII–XIX вв. Наль­чик, 1974; Те­ке­ев К. М. Ка­ра­ча­ев­цы и бал­кар­цы. Тра­ди­ци­он­ная сис­те­ма жиз­не­обес­пе­че­ния. М., 1989; Бид­жи­ев Х. Х.-М. Тюр­ки Се­вер­но­го Кав­ка­за. Чер­кесск, 1991; Пра­во­вые нор­мы ады­гов и бал­ка­ро-ка­ра­ча­ев­цев в XV–XIX вв. Май­коп, 1997; Ка­ра­ке­тов М. Д. Миф и функ­цио­ни­ро­ва­ние ре­ли­ги­оз­но­го куль­та в за­го­вор­но-за­кли­на­тель­ном ри­туа­ле ка­ра­ча­ев­цев и бал­кар­цев. М., 1999; Ка­ра­ча­ев­цы и бал­кар­цы: язык, эт­но­гра­фия, ар­хео­ло­гия, фольк­лор. М., 2001.

  • БАЛКА́РЦЫ тюрк. народ в России (Кабардино-Балкария) (2005)
Вернуться к началу