Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ПСЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: З. И. Строгальщикова; Н. И. Жуланова (фольклор)
Архив З. И. Строгальщиковой Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930.

ВЕ́ПСЫ (самоназвания – vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в Карелии – 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. – 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. – 0,5 тыс. чел. Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) – на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние – на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие – православные.

Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.

В. счи­та­ют­ся по­том­ка­ми ве­си и чу­ди; по ар­хео­ло­гич. ис­точ­ни­кам, пред­ки В. жи­ли в Ме­жо­зе­рье (ме­ж­ду Онеж­ским, Ла­дож­ским и Бе­лым озё­ра­ми). С кон. 19 в. учи­ты­ва­лись офиц. ста­ти­сти­кой как чудь (в Пет­ро­за­вод­ском, Ло­дей­но­поль­ском и Вы­те­гор­ском уез­дах Оло­нец­кой губ.) или чу­ха­ри (в Тих­вин­ском и Бе­ло­зер­ском уез­дах Нов­го­род­ской губ.), в пе­ре­пи­си 1926 впер­вые на­зва­ны В. В 1926 на­счи­ты­ва­ли 32,8 тыс. чел. Cу­ще­ст­во­вали Вин­ниц­кий (1931–37) в Ле­нингр. обл. и Шел­то­зёр­ский (1927–56) в Ка­релии вепс­ские нац. рай­оны, нац. сель­со­ве­ты. С 1929 в Шел­то­зёр­ском нац. рай­оне бы­ло вве­де­но обу­че­ние в шко­лах на фин. яз., с 1932 в Ле­нингр. обл. вво­дит­ся пре­по­да­ва­ние на вепс­ском яз. В 1937–38 обу­че­ние на вепс­ском яз. пре­кра­ще­но, ак­тив­ные пред­ста­ви­те­ли вепс­ской ин­тел­ли­ген­ции, в т. ч. ав­то­ры учеб­ни­ков, под­верг­лись ре­прес­си­ям. С 1989 по ини­циа­ти­ве Об-ва вепс­ской куль­ту­ры вепс­ская пись­мен­ность воз­ро­ж­да­ет­ся (газ. «Ко­ди­ма», пе­ре­вод Биб­лии), ве­дут­ся пре­по­да­ва­ние в Ка­ре­лии и Ле­нингр. обл., те­ле- и ра­дио­пе­ре­да­чи на вепс­ском язы­ке. В 1988 соз­дан вепс­ский Куй­ский нац. сель­со­вет в Во­ло­год­ской обл., в 1994–2005 су­ще­ст­во­ва­ла Вепс­ская нац. во­лость в Ка­ре­лии. В 2006 В. по­лу­чи­ли ста­тус ко­рен­но­го ма­ло­чис­лен­но­го на­ро­да Се­ве­ра.

Вепсянки в традиционных костюмах, играющие на кантелете. 2000. Фото Л. Л. Красавцевой

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов лес­ной зо­ны Се­ве­ро-За­па­да Рос­сии (см. ста­тью На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Осн. тра­диц. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (рожь, яч­мень, овёс), тра­диц. ору­дия – со­ха (адр) и бо­ро­на-су­ко­ват­ка (ягез). Бы­ли раз­ви­ты ка­ме­но­тёс­ный про­мы­сел в При­оне­жье (до­бы­ча ма­ли­но­во­го квар­ци­та, или «шок­шин­ско­го пор­фи­ра»), от­ход­ни­че­ст­во (В. из­вест­ны как строи­те­ли Санкт-Пе­тер­бур­га). Тра­диц. ма­ло­двор­ные по­се­ле­ния об­ра­зо­вы­ва­ли ско­п­ле­ния. Жи­ли­ще у сев. В. – дом-двор на вы­со­ком, у ср. и юж. В. – на не­вы­со­ком под­кле­те; из­ба с кры­тым дво­ром со­еди­ня­ет­ся пе­ре­хо­дом, для ср. и юж. В. ха­рак­тер­на по­пе­реч­ная (Т-об­раз­ная) связь. На­вер­шия рез­ных на­лич­ни­ков ук­ра­ша­лись жен­ски­ми фи­гу­ра­ми, с 18 в. – во­лю­та­ми. Пла­ни­ров­ка из­бы у юж. и ср. В. – сев.-сред­не­рус­ско­го ти­па (печь об­ра­ще­на усть­ем к фа­сад­ной сте­не, стол – в крас­ном уг­лу); у сев. В. печь об­ра­ще­на усть­ем к вхо­ду, стол – у фа­сад­ной сте­ны (т. н. фин­ская пла­ни­ров­ка). У пе­чи со­ору­жа­ет­ся ящик (кар­жин), ве­ду­щий в под­клет. Оде­ж­да у ср. и юж. В. близ­ка к сев.-рус­ской, в При­оне­жье бы­ту­ет юбоч­ный ком­плекс. Го­лов­ной убор у де­ву­шек – по­вяз­ка-лен­та, у жен­щин – за­кры­тые со­ро­ка, ки­ка, по­вой­ник, сбор­ник. Жен­ские ру­ба­хи ук­ра­ша­лись по по­до­лу крас­ной или бе­лой вы­шив­кой; изо­бра­зит. мо­ти­вы близ­ки к сев.-рус­ским. Осн. пи­ща – ржа­ной хлеб, ры­ба, на­пи­ток – квас из ре­пы, по празд­ни­кам – пи­во. До 1930-х гг. со­хра­ня­лись боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (3–4 по­ко­ле­ния). Обы­чаи «пив­ных празд­ни­ков» (ти­па брат­чин), мо­ло­дёж­ных по­си­де­лок (но­риш­техт), ря­же­ния и га­да­ния на Свят­ки и Ива­нов день, сва­деб­ный и ка­лен­дар­ные ритуалы, обряд оплаки­ва­ния умерших близ­ки к рус­ским; при по­гре­бе­нии де­ву­шек и не­же­на­тых – об­ряд «ве­се­ле­ния» по­кой­ни­ка. На мо­ги­лу в те­че­ние 40 дней (ино­гда до го­да) вме­сто кре­ста ста­ви­ли две жер­ди от по­гре­баль­ных но­си­лок, ве­ря, что че­рез них под­дер­жи­ва­лась связь умер­ше­го с род­ст­вен­ни­ка­ми. Бытовала ве­ра в кол­ду­нов (нойд) и пред­ска­за­те­лей (ар­буй). Со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ция обет­ных празд­ни­ков.

Осн. жанр фольк­ло­ра – при­чи­та­ния (по­хо­рон­ные, по­ми­наль­ные, сва­деб­ные). Ис­пол­ня­ют­ся обыч­но на вепс­ском яз., так же как ко­лы­бель­ные («бай­ки») и час­туш­ки. Сва­деб­ные, про­тяж­ные и пля­со­вые пес­ни (боль­шая часть – мно­го­го­лос­ные) по­ют­ся в осн. на рус. язы­ке. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: кан­те­лет (ти­па цит­ры), на­ту­раль­ные тру­бы (пист, торд), флей­ты, удар­ные, мир­ли­то­ны (из бе­ре­сты, стеб­ля лу­ка и др.), гар­мо­ни­ка. Сю­же­ты ска­зок (сар­над, ста­ри­над) близ­ки к ка­рель­ским и се­вер­но­рус­ским.

Лит.: Пес­ни на­ро­дов Ка­ре­ло-Фин­ской ССР. Сбор­ник ка­рель­ских, вепс­ских и рус­ских пе­сен / Сост. В. П. Гуд­ков, Н. Н. Ле­ви. Пет­ро­за­водск, 1941; Пи­ме­нов В. В. Веп­сы. Очерк эт­ни­че­ской ис­то­рии и ге­не­зи­са куль­ту­ры. М.; Л., 1965; Про­бле­мы ис­то­рии и куль­ту­ры вепс­ской на­род­но­сти. Пет­ро­за­водск, 1989; Веп­сы // При­бал­тий­ско-фин­ские на­ро­ды Рос­сии. М., 2003.

  • ВЕ́ПСЫ народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России (2006)
Вернуться к началу