Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЯ́ШЕ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Исхаков, Р. Н. Мусина, С. В. Суслова, Р. К. Уразманова, Н. А. Халиков

КРЯ́ШЕ́НЫ, (крещены, крещёные татары, самоназвание – керэшен), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар. В кон. 20 в. среди кряшенской интеллигенции усилилось стремление к отделению К. от татар-мусульман. Численность 34,8 тыс. чел., ещё 8,1 тыс. чел. насчитывают нагайбаки (2010, перепись). Живут в осн. на северо-востоке и востоке Татарстана (30 тыс. чел.), северо-западе Башкирии (3,8 тыс.чел., в осн. в Бакалинском р-не), юго-западе Удмуртии (482 чел., в осн. в Алнашском, Граховском и Кизнерском р-нах) и в Кировской обл. (82 чел.); нагайбаки живут в осн. в Челябинской обл. (7,7 тыс. чел.). Говорят на говорах (заказанском, чистопольском, К. Нижнего Прикамья, нагайбаков) ср. диалекта и молькеевском говоре зап. диалекта татарского яз. Их отличает меньшее количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичной лексики; используется алфавит Н. И. Ильминского. 92 % владеют рус.яз. Среди К. (особенно у елабужской группы) прослеживался высокий процент светлых европеоидов (до 52 %) и сублапоноидов (до 37 %). Верующие – православные.

Отдел этнографии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Елабужские кряшенки в головном уборе суряке, состоящем из волосника, головной повязки типа русской сороки и височных монетных украшений; сверху – монетная повязка мангай тянкясе.

Яд­ро К. (т. н. ста­ро­кре­щё­ные) сло­жи­лось в про­цес­се хри­стиа­ни­за­ции час­ти та­тар По­вол­жья во 2-й пол. 16 – 17 вв. К нач. 18 в. их на­счи­ты­ва­лось ок. 17 тыс. чел. Та­та­ры, кре­щён­ные в 1-й пол. 18 в. (осо­бен­но в 1740-е гг.), со­стави­ли груп­пу т. н. но­во­кре­щё­ных та­тар. К 1762 их чис­лен­ность со­став­ля­ла св. 30 тыс. чел. С кон. 18 в., осо­бен­но в 1860-е гг. и в 1905–07, зна­чит. часть но­во­кре­щё­ных вновь об­ра­ти­лась в ис­лам. В 1860-е гг. поя­ви­лись шко­лы, обу­чаю­щие К. на ос­но­ве ал­фа­ви­та Иль­мин­ско­го. Воз­ни­ка­ет кря­шен­ская ин­тел­ли­ген­ция. Тре­бо­ва­ния нац.-куль­тур­ной ав­то­но­мии К. уси­ли­лись по­сле 1917. Назв. «К.» впер­вые по­па­ло в до­ку­мен­ты пе­ре­пи­си 1920. Соз­да­ва­лись кря­шен­ские сек­ции при ор­га­нах вла­сти, сель­со­ве­ты, шко­лы и пе­да­го­гич. тех­ни­кум, изд-во «Цен­тркряш­из­дат», с мая 1917 вы­хо­ди­ла газ. «Кря­шен». В 1920 в Ка­за­ни со­сто­ял­ся Все­рос. съезд К. Од­на­ко в 1922 бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на спец. ко­мис­сия по про­бле­ме К., при­зван­ная спо­соб­ст­во­вать слия­нию К. с осн. мас­сой та­тар. Пре­по­да­ва­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но на араб. гра­фи­ку. По пе­ре­пи­си 1926, на­счи­ты­ва­лось 101,4 тыс. чел. К. и 11,2 тыс. на­гай­ба­ков. В кон. 20 в. на­ме­ти­лась тен­ден­ция к рос­ту са­мо­соз­на­ния К. Воз­ник­ло «Эт­но­гра­фи­че­ское куль­тур­но-про­све­ти­тель­ское объ­е­ди­не­ние кря­шен». В 1999 соз­дан Меж­ре­гио­наль­ный со­юз на­цио­наль­но-куль­тур­ных объ­е­ди­не­ний кря­шен (с цен­тром в На­бе­реж­ных Чел­нах), бо­рю­щий­ся за при­зна­ние их са­мо­сто­ят. на­ро­дом.

В со­став К. вли­ва­лись но­во­кре­щё­ные пред­ста­ви­те­ли разл. эт­ни­чес­ких групп, и в их куль­ту­ре вы­де­ля­ют­ся но­гай­ско-кып­чак­ский, уд­мурт­ский, мор­дов­ский, ма­рий­ский, чу­ваш­ский и ми­шар­ский эле­мен­ты. Де­ли­лись на эт­но­гра­фич. груп­пы: К. ка­зан­ско-тат. груп­пы жи­ли в Ка­зан­ском, Лаи­шев­ском и Ма­ма­дыш­ском уез­дах Ка­зан­ской губ., Мал­мыж­ском у. Вят­ской губ., Са­мар­ской и Уфим­ской гу­бер­ни­ях; моль­ке­ев­ские К. – в Те­тюш­ском и Ци­виль­ском уез­дах Ка­зан­ской губ.; чис­то­поль­ские К. – в Чис­то­поль­ском и Спас­ском уез­дах Ка­зан­ской губ.; ела­буж­ские К. – в Ела­буж­ском у. Вят­ской губ.; на­гай­ба­ки – в Верх­не­ураль­ском и Тро­иц­ком уез­дах Орен­бург­ской губер­нии.

Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во. Двор, под рус. влия­ни­ем, имел гла­го­ле- или по­кое­об­раз­ную пла­ни­ров­ку. Жи­ли­ще бы­ло од­но- или двух­этаж­ным, двух- (с из­бой – ой и се­ня­ми – ой ал­ды) или трёх­ка­мер­ным (из­ба – се­ни – клеть или из­ба – се­ни – из­ба; од­на из­ба «чёр­ная», ка­ра ой, дру­гая – «бе­лая», ак ой, обе – с пе­чью с кот­лом). Из­ба име­ла сев.-сред­не­рус­скую пла­ни­ров­ку с пе­чью у вхо­да усть­ем к пе­ред­ней сте­не и крас­ным уг­лом (ко­яш по­чмак, тэ­ре). У пе­ред­ней сте­ны рас­по­ла­га­лось на на­рах (сэ­ке) по­чёт­ное ме­сто (тур); осо­бен­ность кря­шен­ской из­бы со­став­ля­ли лав­ка (ян сэ­ке) вдоль бо­ко­вой сте­ны и по­ла­ти (сун­дэ­рэ) над две­рью. Во­ро­та, на­лич­ни­ки, уг­лы до­ма ук­ра­ша­ли рель­еф­ной резь­бой (гео­мет­рич. и зоо­морф­ные мо­ти­вы).

Национальный музей Республики Татарстан. Женский костюм заказанских кряшен.

В тра­диц. кос­тю­ме со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич. чер­ты (напр., де­ви­чий бе­лый вя­зан­ный из хлоп­ча­то­бу­маж­ных ни­тей го­лов­ной убор ак кал­фак), про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние рус­ских (напр., муж­ская ру­ба­ха-ко­со­во­рот­ка, под­поя­сан­ная шер­стя­ным узор­ным поя­сом азяр), чу­ва­шей (напр., де­ви­чья мо­нет­ная шле­мо­об­раз­ная ша­поч­ка такъя и жен­ская ша­поч­ка каш­пау у моль­ке­ев­ских К.), ма­рий­цев, уд­мур­тов. За­муж­ние жен­щи­ны но­си­ли со­став­ной го­лов­ной убор (су­ря­ке); свер­ху по­вя­зы­ва­ли пла­ток, стар­шие жен­щи­ны – по­вяз­ку в ви­де тюр­ба­на (ак яу­лык), ела­буж­ские К. – мо­нет­ную по­вяз­ку (ман­гай тян­кя­се). Но­си­ли боль­шое ко­ли­че­ст­во мо­нет­ных ук­ра­ше­ний.

У К. доль­ше, чем у др. групп та­тар, со­хра­ни­лись древ­ние об­ря­ды, ве­ро­ва­ния, об­ря­до­вая по­эзия и фольк­лор. Прак­ти­ко­ва­лись жерт­во­при­но­ше­ния ду­хам-по­кро­ви­те­лям (ки­ре­ме­тям). На Свят­ки (Нар­ду­ган) уст­раи­ва­ли под­вор­ные об­хо­ды ря­же­ных, га­да­ния, мо­ло­дёж­ные иг­ри­ща, на Мас­ле­ни­цу (Май бяй­ря­ме – «празд­ник мас­ла») – ка­та­ние в са­нях и с гор, на 2-й день Пас­хи – об­ря­ды об­ще­та­тар­ско­го Са­бан­туя (под­вор­ный сбор кра­ше­ных яиц, уго­ще­ние ка­шей – бяр­мян­чек бот­ка­сы, со­стя­за­ния на май­да­не – су­рян, шый­лык), на Трои­цу (Трой­ча, Тру­чин, Яп­рак бяй­ря­ме) или Пет­ров день (Пит­рау) – по­мин­ки и об­ря­ды Джие­на (гос­те­ва­ния, мо­ло­дёж­ные иг­ри­ща и др.); с Пас­хи до Пет­ро­ва дня мо­ло­дёжь уст­раи­ва­ла хо­ро­во­ды.

Уст­ное твор­че­ст­во. В жан­ро­вой сис­те­ме фольк­ло­ра зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ют ка­лен­дар­ные и се­мей­ные об­ря­до­вые пес­ни. Со­хра­ни­лись при­уро­чен­ные к Свят­кам, Мас­ле­ни­це, Трои­це, Пет­ро­ву дню и др. празд­ни­кам ар­ха­ич­ные об­ря­до­вые на­пе­вы (Нар­ду­ган кое, Май кое, Трой­сын кое, Пит­рау кое и др.). Фор­муль­ные на­пе­вы ка­лен­дар­ных пе­сен ис­пол­ня­ют­ся, как пра­ви­ло, мно­го­го­лос­но (ге­те­ро­фон­но). Во вре­мя еже­ве­чер­них хо­ро­во­дов ве­сен­не-лет­не­го пе­рио­да (от Трои­цы до Пет­ро­ва дня) пе­лись хо­ро­вод­ные пес­ни. Се­мей­но-об­ря­до­вый фольк­лор вклю­ча­ет пес­ни сва­деб­ные [пес­ни род­ня­щих­ся се­мей, пес­ня на увод не­вес­ты из ро­ди­тель­ско­го до­ма (кыз ела­ту), за­столь­ные, плач не­вес­ты (у моль­ке­ев­ских К.)] и гос­те­вые. Ла­до­вая ос­но­ва – пен­та­то­ни­ка, сре­ди ка­лен­дар­ных на­пе­вов встре­ча­ют­ся и др. зву­ко­ря­ды; в рек­рут­ских пес­нях (ник­рут кое) на­ря­ду с пен­та­то­ни­кой встре­ча­ет­ся ми­нор. Не­при­уро­чен­ные пес­ни – про­тяж­ные ли­ри­че­ские с при­пе­ва­ми, так­же ге­те­ро­фон­ные. Сти­ли­сти­ка об­ря­до­вых на­пе­вов К. близ­ка тра­диц. на­пе­вам ни­зо­вых чу­ва­шей, вост. ма­ри, юж. уд­мур­тов. К. ис­пол­ня­ют и тат. пес­ни – как тра­ди­ци­он­ные, так и со­вре­мен­ные. В с. Зю­ри Ма­ма­дыш­ско­го р-на Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан с 1999 про­во­дит­ся рес­пуб­ли­кан­ский празд­ник тра­диц. куль­ту­ры К. – «Пит­рау кэн» («Пет­ров день»).

Лит.: Му­ха­мет­шин Ю. Г. Та­та­ры-кря­ше­ны. М., 1977; Моль­ке­ев­ские кря­ше­ны: [Сб. ст.]. Ка­зань, 1993; Ку­ли­ков К. И., Шеп­та­лин А. А. Кря­ше­ны Уд­мур­тии // Фе­но­мен Уд­мур­тии. М.; Ижевск, 2003. Т. 3. Кн. 3: Един­ст­во и мно­го­об­ра­зие эт­ни­че­ских мо­би­ли­за­ций. Уро­ки прой­ден­но­го пу­ти; Со­вре­мен­ное кря­ше­но­ве­де­ние. Со­стоя­ние, пер­спек­ти­вы. Ка­зань, 2005; Аль­мее­ва Н. Пес­ни та­тар-кря­шен. СПб., 2007; http://www.kryashen.ru/.

  • КРЯ́ШЕ́НЫ этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар (2010)
Вернуться к началу