Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНДЖА́БЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 550-551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик (муз. культура)

ПЕНДЖА́БЦЫ, панд­жаб­цы (са­мо­на­зва­ние – панд­жа­би), ин­доа­рий­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Пенд­жа­ба. Жи­вут на вос­то­ке Па­ки­ста­на (76,3 млн. чел., 2011, пе­ре­пись; со­став­ля­ют св. 70% в пров. Пенд­жаб и г. Ис­ла­ма­бад) и се­ве­ро-за­па­де Ин­дии (29,1 млн. чел., из них в шта­те Пенд­жаб 22,3 млн. чел., Харь­я­не 2,2 млн. чел., Рад­жаст­ха­не 1,1 млн. чел. – 2001, пе­ре­пись). Проживают так­же в США (в осн. в шта­те Ка­ли­фор­ния), Ве­ли­ко­бри­та­нии (св. 1,5 млн. чел. – 2009, оцен­ка), ОАЭ, Са­уд. Ара­вии, Сян­га­не, Ма­лай­зии и др. Об­щая чис­лен­ность ок. 120 млн. чел. (2013). Го­во­рят на яз. панд­жа­би, рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки ур­ду. Ве­рую­щие в Па­ки­ста­не гл. обр. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, в Ин­дии – сик­хи и ин­дуи­сты, есть хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, про­со, бо­бо­вые, ку­ку­ру­за; Вост. Пенд­жаб – один из гл. хлоп­ко­водч. рай­онов Ин­дии); раз­ви­то ис­кусств. оро­ше­ние. Осн. с.-х. ору­дие – лёг­кий де­рев. плуг, за­пря­жён­ный в уп­ряж­ку бы­ков. Раз­ви­ты тка­че­ст­во (у ин­ду­сов – тра­диц. за­ня­тие кас­ты джу­ла­ха), в т. ч. про­из-во ков­ров (в осн. вы­ход­цами из Каш­ми­ра) и шёл­ко­вых тка­ней, из­го­тов­ле­ние ме­тал­лич. по­су­ды, юве­лир­ное де­ло, резь­ба по де­ре­ву, кам­ню, сло­но­вой кос­ти (гл. обр. в Ам­рит­са­ре). По­се­ле­ния улич­ной пла­ни­ров­ки, на­счи­ты­ва­ют до не­сколь­ких со­тен дво­ров. Жи­ли­ще сыр­цо­вое или гли­но­бит­ное, в го­рах – де­ре­вян­ное двух­этаж­ное, с кла­до­вы­ми и хле­вом в ниж­нем эта­же и жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми – в верх­нем. Муж­ская оде­ж­да – шта­ны, ру­ба­ха, шер­стя­ная без­ру­кав­ка, тюр­бан или ша­поч­ка; жен­ская – ру­ба­ха до ко­лен (ка­миз), ши­ро­кие шта­ны (саль­вар, сутх­ни), шёл­ко­вый шарф (чун­ни, ду­пат­та). Пи­ща – пре­сные ле­пёш­ки из пше­нич­ной (па­ра­тха) и ку­ку­руз­ной (мак­ки ди ро­ти) му­ки, ка­ши из бо­бов (ле­том), про­са и ку­ку­ру­зы (зи­мой). Ха­рак­тер­ны упот­реб­ле­ние то­п­лё­но­го мас­ла (гхи) и пря­но­стей (ма­са­ла), хо­лод­ный ки­сло­моч­ный на­пи­ток с пря­но­стя­ми (лас­си) и др. Кас­ты рас­про­стра­не­ны как сре­ди ин­ду­сов, так и сре­ди му­суль­ман. В Па­ки­ста­не боль­шое зна­че­ние име­ют пат­ри­ли­ней­ные родств. груп­пы (би­ра­да­ри).

Фото Mani Babbar Пенджабцы. Исполнитель танца бхангра.

Музыкальная куль­ту­ра от­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем форм и жан­ров – клас­сич., нар., ре­ли­ги­оз­ных (гл. обр. в рам­ках су­фий­ской прак­ти­ки). У гроб­ни­цы про­по­вед­ни­ка и по­эта Ба­ба Фа­ри­да (1173 или 1175–1265) ис­пол­ня­ют­ся су­фий­ские пес­но­пе­ния кау­а­ли в со­про­во­ж­де­нии ре­лиг. тан­ца дха­мал. Сре­ди муз.-по­этич. тра­ди­ций сик­хов вы­де­ля­ет­ся твор­че­ст­во дха­ди – ис­пол­ни­те­лей бал­лад ге­ро­ич., ре­лиг., лю­бов­но­го со­дер­жа­ния: обыч­но они по­ют груп­па­ми (всту­пая по­оче­рёд­но или вме­сте) под ак­ком­па­не­мент ма­лень­ких ба­ра­ба­нов в фор­ме пе­соч­ных ча­сов (дхадд) и смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та (са­ран­ги). Оди­ноч­ное или груп­по­вое ис­пол­не­ние фольк­лор­ных сель­ских бал­лад со­про­во­ж­да­ет­ся од­но­струн­ным щип­ко­вым лют­не­вид­ным ин­ст­ру­мен­том (тум­би) и пар­ной флей­той (ал­го­за). Клас­сич. му­зы­ка раз­ви­ва­лась гл. обр. в Па­ти­аль­ской гха­ра­не (т. е. в од­ной из инд. школ кхай­я­ля), наи­боль­шую из­вест­ность в 20 в. по­лу­чи­ли инд.-па­кист. пе­вец Ба­де Гу­лам Али Хан, его сын Му­на­вар Али Хан и внук Раза Али Хан. Муж­ские и жен­ские пе­сен­но-тан­це­валь­ные жан­ры при­уро­че­ны к разл. празд­ни­кам, в т. ч. ре­ли­ги­оз­ным; сре­ди жен­ских – кру­го­вые сам­ми (об ис­то­рии люб­ви и раз­лу­ки прин­цес­сы Сам­ми) и гид­да (со­про­во­ж­да­ет­ся хлоп­ка­ми в ла­до­ни и иг­рой на ба­ра­ба­не дхол­ки); сре­ди муж­ских – джу­мар (экс­та­ти­че­ский, ис­пол­ня­ет­ся обыч­но на свадь­бах; име­ет ре­гио­наль­ные раз­но­вид­но­сти). Ши­ро­ко рас­про­стра­нён кол­лек­тив­ный та­нец бхангра, вос­хо­дя­щий к празд­ни­ку сбо­ра уро­жая Вай­сак­хи; ис­пол­ня­ет­ся как жен­щи­на­ми, так и муж­чи­на­ми, от­ли­ча­ет­ся жи­вым ха­рак­те­ром. На его ос­но­ве сло­жил­ся стиль совр. му­зы­ки П.; по­пу­ляр­ный инд.-брит. пе­вец Рад­жин­дер Сингх Раи (псевд. Panjabi MC) объ­е­ди­нил тра­диц. стиль бхан­гра с совр. на­прав­ле­ния­ми поп-му­зы­ки.

Лит.: На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963.

Вернуться к началу