Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ЭС

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин, А. А. Матусовский

ПА́ЭС (са­мо­на­зва­ния – nasa, nasa yuwe), ин­дей­ский на­род на юго-за­па­де Ко­лум­бии. Жи­вут в вер­ховь­ях р. Кау­ка, на юге Центр. Кор­диль­е­ры (деп-ты Кау­ка и Уи­ла). Чис­лен­ность оце­ни­ва­ет­ся от 60 до 140 тыс. чел. (2012). Го­во­рят на изо­ли­ров. яз. па­эс (по др. вер­сии, от­но­ся­щем­ся к мак­ро­чиб­чан­ским язы­кам) с диа­лек­та­ми пи­тайо и па­ни­ки­та; пре­по­да­ёт­ся в не­ко­то­рых шко­лах, на нём ве­дут­ся бо­го­слу­же­ния и ра­дио­про­грам­мы, пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ок. 75% П. го­во­рят так­же или ис­клю­чи­тель­но по-ис­пан­ски. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты, име­ют­ся при­вер­жен­цы син­кре­тич. мес­сиа­ни­ст­ских куль­тов.

Тра­диц. куль­ту­ра до при­хо­да ис­пан­цев ма­ло­изучена. Де­ли­лись на се­вер­ную (вер­хо­вья р. Па­эс – бас­сейн р. Мо­рас), юж­ную (ни­зо­вья р. Па­эс – бас­сейн р. Уль­ю­кос) и за­пад­ную (зап. скло­ны Центр. Кор­диль­е­ры) груп­пы. Су­ще­ст­во­ва­ли во­ж­де­ст­ва. До сер. 16 в. ока­зы­ва­ли во­ен. со­про­тив­ле­ние ис­пан­цам. Вра­ж­до­ва­ли с гу­ам­биа­но. Бы­ли из­вест­ны че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Пер­вые ка­то­лич. мис­сио­не­ры поя­ви­лись сре­ди П. в 1613. В 18–19 вв. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли мес­сиа­ни­ст­ские куль­ты.

Фото Giovanny Castro Паэс. Женщина с ребёнком.

За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, ма­ни­ок, ты­к­вы, фа­соль, бо­бы, го­рох, кар­то­фель, ки­ноа, ко­ка); в ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од ста­ли куль­ти­ви­ро­вать ко­фе, са­хар­ный тро­ст­ник, пше­ни­цу, раз­во­дить ло­ша­дей, круп­ный ро­га­тый скот, овец. Ра­бо­та­ют по най­му на ско­то­водч. ран­чо и ко­фей­ных план­та­ци­ях. Из шер­сти овец ткут пон­чо. Сла­вят­ся уме­ни­ем стро­ить мос­ты из ли­ан и бам­бу­ка. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Брак до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка ви­ри­ло­каль­ный, за­тем не­оло­каль­ный. Ха­рак­тер­на эн­до­га­мия. За­пре­ще­ны кросс­ку­зен­ные бра­ки и бра­ки с од­но­фа­миль­ца­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и би­фур­ка­тив­но­го – в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги и ку­зе­ны раз­ли­ча­ют­ся по от­но­сит. по­лу. Дя­дья и му­жья тё­ток по от­цу и ма­те­ри и тесть обо­зна­ча­ют­ся об­щим тер­ми­ном. Мес­та­ми со­хра­ня­ют­ся ин­сти­тут во­ж­дей (ка­пи­та­но), ша­ма­низм, ми­фо­ло­гия (ха­рак­тер­ны ми­фы о вра­ж­де с со­се­дя­ми-пи­хао, ко­то­рые опи­сы­ва­ют­ся как ска­зоч­ные лю­до­еды, вла­дею­щие не­смет­ны­ми бо­гат­ст­ва­ми), куль­ты вер­хов­но­го бо­же­ст­ва Къпи­ша (Гром), жи­ву­ще­го вы­со­ко в го­рах, и его сы­на – леген­дар­но­го во­ж­дя П. и по­кро­ви­те­ля ша­ма­нов Ли­бан Та­ма в об­ли­ке ста­ри­ка с уве­ли­чен­ны­ми ге­ни­та­лия­ми, в боль­шой зе­лё­ной шля­пе, с сум­кой для ко­ки (сим­во­лом вла­де­ния це­леб­ным зна­ни­ем) на шее. До кон. 20 в. прак­ти­ко­ва­лась ри­ту­аль­ная изо­ля­ция жен­щин во вре­мя мен­ст­руа­ции в от­дель­но стоя­щем до­ме.

В 1971 соз­да­на об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ция П.: CRIC (Consejo Regional Indígena del Cauca – Ре­гио­наль­ный ту­зем­ный со­вет Кау­ка).

Лит.: Nachtigall H. Shamanismo entre los in­dios Paeces // Revista Colombiana de Folk­lo­re. 1953. № 2; Bernal Villa S. As­pectos de la cul­tura. Páez. Mitologí a y cuentos de la parciali­dad de Calderas, Tierradentro // Revista Colombi­ana de Antropología. 1953. № 1; idem. Medi­cina y magia entre los Paeces // Ibid. 1954. № 2; idem. Eco­nomía de los Páez // Ibid. 1954. № 3; idem. Bases para el estudio de la organización social Páez // Ibid. 1955. № 4; Bo­nil­la V. D. Historia política de los Paeces. Cali, 1980; Rappaport J., Pachon X. Etnogra­fía Páez. Bogotá, 1986; Arcila Vélez G. Los in­digenas Páez de tierradentro Cauca, Colom­bia. Medellín, 1989; Алек­сан­д­рен­ков Э. Г. Або­ри­ге­ны Ко­лум­бии и го­су­дар­ст­во. М., 2007.

Вернуться к началу