ПАПУА́СЫ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАПУА́СЫ (от малайского Papu-wah – «курчавые волосы»), группа народов, говорящих на папуасских языках. Составляют осн. население Папуа-Новой Гвинеи (4,8 млн. чел. – 2013, оценка), живут также в Вост. Индонезии [провинции Зап. Папуа (быв. Зап. Ириан-Джая), Папуа, Вост. Нуса-Тенгара, Сев. Малуку – 2,1 млн. чел.], Вост. Тиморе (300 тыс. чел.), на западе Соломоновых Островов (20,5 тыс. чел.) и севере Австралии (о-ва Торресова прол.). Народы, говорящие на трансновогвинейских языках, занимают б. ч. о. Новая Гвинея (зап. побережье п-ова Чендравасих, Нагорья и низменности к югу от них; крупнейшие – чимбу, капауку, энга, мелпа, дани, камано, бенабена, ангал, нгалик, или йали, мони; см. также Дугум-дани) и о. Умбой на западе архипелага Бисмарка, живут также на востоке о. Тимор, островах Алор и Пантар (тиморо-алорские народы). На о. Хальмахера и прилегающих островах живут северохальмахерские народы; на северо-западе Новой Гвинеи – народы, говорящие на чендравасихских языках (в т. ч. майбрат, или аямару, – ок. 30 тыс. чел.), языках мановарской (п-ов Чендравасих) и майрасийской семей (между зал. Чендравасих и п-овом Бомберай), говорящие на изолированном яз. ява (о. Япен в зал. Чендравасих); на севере Новой Гвинеи – народы, говорящие на языках варопенской (от юж. побережья зал. Чендравасих до низовий р. Мамберамо) и нижнемамберамской (низовья р. Мамберамо) семей, изолиров. яз. бурмесо (верхнее течение Мамберамо), озёрно-равнинных (от вост. побережья зал. Чендравасих до нижнего течения р. Таритату) и тор-квербских (между р. Мамберамо на западе, нижней Таритату на юге и океанским побережьем на севере) языках, нимборанской, сентанийской (крупнейшие – сентани, самоназвание – буяка, около оз. Сентани, – 40 тыс. чел.; мейях – 22 тыс. чел.), ско и монумбоской семей (сев. побережье Новой Гвинеи), погранично-папуасской, сенагийской, намла-тофанма и паувасийской семей (водораздел Таритату и Сепика и верховья Сепика), языках торричелли (горы Торричелли), сепикских, арайской, квомтарской, фасской, амто-мусанской (бассейн среднего Сепика), валиоской (р. Валио), раму-нижнесепикской (долина Раму и нижнего Сепика), монгол-лангамской, юат-марамбской, арафундийской (нижнее течение р. Дорир) и пиавийской (среднее течение Марамуни) семей; на юго-западе Новой Гвинеи – на байоно-авбонских языках (верховья р. Пулау); на юге – на трансфлайских (от прол. Мули на западе до дельты р. Флай на востоке, а также на о-вах Марри в Торресовом прол.), дидотурских (междуречье Арамиа и Вавои) и кивайских (от дельты р. Флай до низовьев р. Кикори) языках. На островах к востоку от Новой Гвинеи (о. Россел в архипелаге Луизиада, острова Новая Ирландия, Новая Британия и Бугенвиль, острова Велья-Лавелья, Рендова, Рассел и Саво в архипелаге Соломоновы о-ва) живут народы, говорящие на восточнопапуасских языках. В осн. христиане (протестанты и католики), часть сохраняет традиц. верования, есть мусульмане-сунниты (тернате и тидоре на Молуккских о-вах, зап. побережье о. Новая Гвинея); с кон. 20 в. ислам распространяется также на территории Папуа-Новой Гвинеи.
Наиболее ранние предки П. населяли, по-видимому, Новую Гвинею, где сохраняются древнейшие папуасские языки (семья торричелли и ряд изолятов). Для П. характерно значит. генетич. и фенотипич. разнообразие (в целом относятся к меланезийской расе). Осн. традиц. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (батат, ямс, таро, бананы, кокосовая пальма), разведение свиней, собак, кур, в прибрежных районах Новой Гвинеи – рыболовство и мор. охота (дюгони). Земледелие (таро, ямс, бананы) было известно в Нагорьях Новой Гвинеи с 7-го тыс. до н. э.; в 4-м тыс. до н. э. распространилось свиноводство, во 2-м тыс. до н. э. – батат (т. н. бататовая революция, приведшая к демографич. взрыву в Нагорьях Новой Гвинеи и освоению более высотных областей). Важную роль сохраняют охота (дикие свиньи, птицы, включая казуара, сумчатые, крокодилы) и собирательство (особенно в низменных районах Новой Гвинеи), распространена добыча крахмала из саговой пальмы. Местами было известно гончарное произ-во. В некоторых областях Новой Гвинеи развито мореплавание. Прибрежные народы юга Новой Гвинеи живут в длинных домах (св. 150 м в длину). Традиц. одежда – фаллокрипты, передники, набедренные повязки, юбки. Распространено жевание бетеля (за исключением Нагорий Новой Гвинеи), местами – употребление кавы. Оружие – лук со стрелами, копья, палицы, костяные кинжалы, бамбуковые ножи, каменные топоры, из защитного вооружения – щит, на зап. и центр. Нагорьях Новой Гвинеи – сплетённые из ротанга кирасы. Счёт родства патри- и матрилинейный. Системы терминов родства в осн. бифуркативного типа (чаще «ирокезского», особенно у восточноновогвинейских народов), но встречаются также «дравидийские», «кума» и «яфар» варианты – последние два названы по имени папуасских народов. Сиблинги делятся по относительному возрасту и нередко – по относительному полу. Характерны традиц. системы обмена и возрастные инициации. В системе лидерства господствуют бигмены, в ряде прибрежных районов юга Новой Гвинеи известны наследств. вожди. Был широко распространён каннибализм, у ряда народов (асмат, маринд-аним, ятмул, киваи и др.) – охота за головами. Развиты резьба по дереву и изготовление масок, раскраска тела. Традиц. культы – анимизм, культ предков, магия. В 20 в. широко распространились карго-культы. Среди П. индонез. провинций Папуа и Зап. Папуа наблюдается консолидация вокруг крупных народов, идёт борьба за предоставление независимости.
Устное творчество. Сохраняются предания, легенды, мифы и мифологич. эпос: о демиургах (характерны образы Великих матерей и Первых женщин), культурных героях, о борьбе героев с чудовищами, о странствии в мир мёртвых и др. Различаются церемонии и действа с танцами и музыкой для посвящённых (в закрытых помещениях) и непосвящённых (под открытым небом, доступны всем членам общины); танцевальный и муз. репертуар делится также по гендерному и возрастному признакам. Специфичны танцы, исполняющиеся в домах для девочек, в длинных обществ. домах, в мужских домах (напр., в ритуале ида с участниками в масках). Музыка, согласно традиц. представлениям, является средством связи с потусторонним миром и духами, входит составной частью в многочисл. обряды, сопровождает общинный труд. Развиты формы сигнальной музыки (ритмич. и мелодич. формулы, муз. свист), мужчины имеют личные сигнальные трубы. В целом преобладает вокальная музыка. Песни чаще исполняются в унисон, на юж. побережье о. Новая Гвинея – квинтами, также встречается полиритмич. многоголосие и др. Распространены песни о странствиях духов предков и мифич. героев, мужские личные песни, песни-предложения женщине выйти замуж и др., в пров. Зап. Нагоряя (Папуа-Новая Гвинея) – антифонные переклички инструменталистов и певцов (с танцами). Игра на муз. инструментах сопровождает песни, танцы, поэтич. декламации; практикуется ансамблевая игра на барабанах, на флейтах (ансамбли из однородных и неоднородных флейт), на флейтах и трубах и др. Из муз. инструментов наиболее распространены односторонние барабаны с цилиндрич., конич., кубкообразным корпусом из древесины, бамбука, глины, с мембраной из кожи змеи, ящерицы или сумчатого животного; характерен барабан кунду с корпусом в форме песочных часов длиной от 23 см до 2,8 м. Идиофоны – дерев. щелевой барабан гарамут с корпусом длиной св. 4 м, погремушки из мор. раковин, ореховой скорлупы, керамики, бамбука и др.; аэрофоны – флейты (в т. ч. многоствольные и парные из бамбука, окарины из скорлупы кокосового ореха, глины), трубы (из бамбука, древесины, мор. раковины); традиц. хордофон – музыкальный лук двух видов: большой охотничий (сопровождает танцы) и маленький 2-струнный (особым мастерством отличаются музыканты хули). Бамбуковые трубы, звучание которых связано с голосами духов, применяются в обрядах инициации. Звуки труб, варгана, музыкального лука используются для вызова духов, с этой же целью применяются орудия, изменяющие тембр человеческого голоса (резонаторы из высушенной тыквы, длинной бамбуковой трубки и др.).