Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАПУА́СЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 368-269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов; А. С. Алпатова (устное творчество)
Фото Richard Wasserman В деревне папуасов дани.

ПАПУА́СЫ (от малайского Papu-wah – «кур­ча­вые во­ло­сы»), груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на па­пу­ас­ских язы­ках. Со­став­ля­ют осн. на­се­ле­ние Па­пуа-Но­вой Гви­неи (4,8 млн. чел. – 2013, оцен­ка), жи­вут так­же в Вост. Ин­до­не­зии [про­вин­ции Зап. Па­пуа (быв. Зап. Ири­ан-Джая), Па­пуа, Вост. Ну­са-Тен­га­ра, Сев. Ма­лу­ку – 2,1 млн. чел.], Вост. Ти­мо­ре (300 тыс. чел.), на за­па­де Со­ло­мо­но­вых Ост­ро­вов (20,5 тыс. чел.) и се­ве­ре Ав­ст­ра­лии (о-ва Тор­ре­со­ва прол.). На­ро­ды, го­во­ря­щие на транс­но­вог­ви­ней­ских язы­ках, за­ни­ма­ют б. ч. о. Но­вая Гви­нея (зап. по­бе­ре­жье п-ова Чен­д­ра­ва­сих, На­го­рья и низ­мен­но­сти к югу от них; круп­ней­шие – чим­бу, ка­пау­ку, эн­га, мел­па, да­ни, ка­ма­но, бе­на­бе­на, ан­гал, нга­лик, или йа­ли, мо­ни; см. так­же Ду­гум-да­ни) и о. Ум­бой на за­па­де ар­хи­пе­ла­га Бис­мар­ка, жи­вут так­же на вос­то­ке о. Ти­мор, ост­ро­вах Алор и Пан­тар (ти­мо­ро-алор­ские на­ро­ды). На о. Халь­махе­ра и при­ле­гаю­щих ост­ро­вах жи­вут се­ве­ро­халь­махер­ские на­ро­ды; на се­ве­ро-за­па­де Но­вой Гви­неи – на­ро­ды, го­во­ря­щие на чен­д­ра­ва­сих­ских язы­ках (в т. ч. майб­рат, или ая­ма­ру, – ок. 30 тыс. чел.), язы­ках ма­но­вар­ской (п-ов Чен­д­ра­ва­сих) и май­ра­сий­ской се­мей (ме­ж­ду зал. Чен­д­ра­ва­сих и п-овом Бом­бе­рай), го­во­ря­щие на изо­ли­ро­ван­ном яз. ява (о. Япен в зал. Чен­д­ра­ва­сих); на се­ве­ре Новой Гви­неи – на­ро­ды, го­во­ря­щие на язы­ках ва­ро­пен­ской (от юж. по­бе­ре­жья зал. Чен­д­ра­ва­сих до ни­зо­вий р. Мам­бе­ра­мо) и ниж­не­мам­бе­рам­ской (ни­зо­вья р. Мам­бе­ра­мо) се­мей, изо­ли­ров. яз. бур­ме­со (верх­нее те­че­ние Мам­бе­ра­мо), озёр­но-рав­нин­ных (от вост. по­бе­ре­жья зал. Чен­дра­ва­сих до ниж­не­го те­че­ния р. Та­ри­та­ту) и тор-кверб­ских (ме­ж­ду р. Мам­бе­ра­мо на за­па­де, ниж­ней Та­ри­та­ту на юге и оке­ан­ским по­бе­режь­ем на се­ве­ре) язы­ках, ним­бо­ран­ской, сен­та­ний­ской (круп­ней­шие – сен­та­ни, са­мо­на­зва­ние – буя­ка, око­ло оз. Сен­та­ни, – 40 тыс. чел.; мей­ях – 22 тыс. чел.), ско и мо­нум­бо­ской се­мей (сев. по­бе­ре­жье Но­вой Гви­неи), по­гра­нич­но-па­пу­ас­ской, се­на­гий­ской, на­мла-то­фан­ма и пау­ва­сий­ской се­мей (во­до­раз­дел Та­ри­та­ту и Се­пи­ка и вер­хо­вья Се­пи­ка), язы­ках тор­ри­чел­ли (го­ры Тор­ри­чел­ли), се­пик­ских, арай­ской, квом­тар­ской, фас­ской, ам­то-му­сан­ской (бас­сейн сред­не­го Се­пи­ка), ва­лио­ской (р. Ва­лио), ра­му-ниж­не­се­пик­ской (до­ли­на Ра­му и ниж­не­го Се­пи­ка), мон­гол-лан­гам­ской, юат-ма­рамб­ской, ара­фун­дий­ской (ниж­нее те­че­ние р. До­рир) и пиа­вий­ской (сред­нее те­че­ние Ма­ра­му­ни) се­мей; на юго-за­па­де Но­вой Гви­неи – на бай­о­но-ав­бон­ских язы­ках (вер­хо­вья р. Пу­лау); на юге – на транс­флай­ских (от прол. Му­ли на за­па­де до дель­ты р. Флай на вос­то­ке, а так­же на о-вах Мар­ри в Тор­ре­со­вом прол.), ди­до­тур­ских (ме­ж­ду­ре­чье Ара­миа и Ва­вои) и ки­вай­ских (от дель­ты р. Флай до ни­зовь­ев р. Ки­ко­ри) язы­ках. На ост­ро­вах к вос­то­ку от Но­вой Гви­неи (о. Рос­сел в ар­хи­пе­ла­ге Луи­зиа­да, ост­ро­ва Но­вая Ир­лан­дия, Но­вая Бри­та­ния и Бу­ген­виль, ост­ро­ва Ве­лья-Ла­ве­лья, Рен­до­ва, Рас­сел и Са­во в ар­хи­пе­ла­ге Со­ло­мо­но­вы о-ва) жи­вут на­ро­ды, го­во­ря­щие на вос­точ­но­па­пу­ас­ских язы­ках. В осн. хри­стиа­не (про­тес­тан­ты и ка­то­ли­ки), часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния, есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты (тер­на­те и ти­до­ре на Мо­лукк­ских о-вах, зап. по­бе­ре­жье о. Но­вая Гви­нея); с кон. 20 в. ис­лам рас­про­стра­ня­ет­ся так­же на тер­ри­то­рии Па­пуа-Но­вой Гви­неи.

Деревянная резьба папуасов долины Сепика: 1 – фигурка предка; 2 – маска. Линден-музеум (Штутгарт).

Наи­бо­лее ран­ние пред­ки П. на­се­ля­ли, по-ви­ди­мо­му, Но­вую Гви­нею, где со­хра­ня­ют­ся древ­ней­шие па­пу­ас­ские язы­ки (се­мья тор­ри­чел­ли и ряд изо­ля­тов). Для П. ха­рак­тер­но зна­чит. ге­не­тич. и фе­но­ти­пич. раз­но­об­ра­зие (в це­лом от­но­сят­ся к ме­ла­не­зий­ской ра­се). Осн. тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ба­тат, ямс, та­ро, ба­на­ны, ко­ко­со­вая паль­ма), раз­ве­де­ние сви­ней, со­бак, кур, в при­бреж­ных рай­онах Но­вой Гви­неи – ры­бо­лов­ст­во и мор. охо­та (дю­го­ни). Зем­ле­де­лие (та­ро, ямс, ба­на­ны) бы­ло из­вест­но в На­горь­ях Но­вой Гви­неи с 7-го тыс. до н. э.; в 4-м тыс. до н. э. рас­про­стра­ни­лось сви­но­вод­ст­во, во 2-м тыс. до н. э. – ба­тат (т. н. ба­та­то­вая ре­во­лю­ция, при­вед­шая к де­мо­гра­фич. взры­ву в На­горь­ях Но­вой Гви­неи и ос­вое­нию бо­лее вы­сот­ных об­ла­стей). Важ­ную роль со­хра­ня­ют охо­та (ди­кие сви­ньи, пти­цы, вклю­чая ка­зуа­ра, сум­ча­тые, кро­ко­ди­лы) и со­би­ра­тель­ст­во (осо­бен­но в низ­мен­ных рай­онах Но­вой Гви­неи), рас­про­стра­не­на до­бы­ча крах­ма­ла из са­го­вой паль­мы. Мес­та­ми бы­ло из­вест­но гон­чар­ное про­из-во. В не­ко­то­рых об­лас­тях Но­вой Гви­неи раз­ви­то мо­ре­пла­ва­ние. При­бреж­ные на­ро­ды юга Но­вой Гви­неи жи­вут в длин­ных до­мах (св. 150 м в дли­ну). Тра­диц. оде­ж­да – фал­лок­рип­ты, пе­ред­ни­ки, на­бед­рен­ные по­вяз­ки, юб­ки. Рас­про­стра­не­но же­ва­ние бе­те­ля (за ис­клю­че­ни­ем На­го­рий Но­вой Гви­неи), мес­та­ми – упо­треб­ле­ние ка­вы. Ору­жие – лук со стре­ла­ми, ко­пья, па­ли­цы, кос­тя­ные кин­жа­лы, бам­бу­ко­вые но­жи, ка­мен­ные то­по­ры, из за­щит­но­го воо­ру­же­ния – щит, на зап. и центр. На­горь­ях Но­вой Гви­неи – спле­тён­ные из ро­тан­га ки­ра­сы. Счёт род­ст­ва пат­ри- и мат­ри­ли­ней­ный. Си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва в осн. би­фур­ка­тив­но­го ти­па (ча­ще «иро­кез­ско­го», осо­бен­но у во­сточ­но­но­во­гви­ней­ских на­ро­дов), но встре­ча­ют­ся так­же «дра­ви­дий­ские», «ку­ма» и «яфар» ва­ри­ан­ты – пос­лед­ние два на­з­ва­ны по име­ни па­пу­ас­ских на­ро­дов. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту и не­ред­ко – по от­но­си­тель­но­му по­лу. Ха­рак­тер­ны тра­диц. сис­те­мы об­ме­на и воз­рас­тные ини­циа­ции. В сис­те­ме ли­дер­ст­ва гос­под­ству­ют биг­ме­ны, в ря­де при­бреж­ных рай­онов юга Но­вой Гви­неи из­вест­ны на­следств. во­ж­ди. Был ши­ро­ко рас­про­стра­нён кан­ни­ба­лизм, у ря­да на­ро­дов (ас­мат, ма­ринд-аним, ят­мул, ки­ваи и др.) – охо­та за го­ло­ва­ми. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву и из­го­тов­ле­ние ма­сок, рас­крас­ка те­ла. Тра­диц. куль­ты – ани­мизм, культ пред­ков, ма­гия. В 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись кар­го-куль­ты. Сре­ди П. ин­до­нез. про­вин­ций Па­пуа и Зап. Па­пуа на­блю­да­ет­ся кон­со­ли­да­ция во­круг круп­ных на­ро­дов, идёт борь­ба за пре­дос­тав­ле­ние не­за­ви­си­мо­сти.

Фото Taro Taylor Ритуальный танец огня у папуасов баининг (северо-восток о. Новая Британия).

Уст­ное твор­че­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся пре­да­ния, ле­ген­ды, ми­фы и ми­фо­ло­гич. эпос: о де­ми­ур­гах (ха­рак­тер­ны об­ра­зы Ве­ли­ких ма­те­рей и Пер­вых жен­щин), куль­тур­ных ге­ро­ях, о борь­бе ге­ро­ев с чу­до­ви­ща­ми, о стран­ст­вии в мир мёрт­вых и др. Раз­ли­ча­ют­ся це­ре­мо­нии и дей­ст­ва с тан­ца­ми и му­зы­кой для по­свя­щён­ных (в за­кры­тых по­ме­ще­ни­ях) и не­по­свя­щён­ных (под от­кры­тым не­бом, дос­туп­ны всем чле­нам об­щи­ны); тан­це­валь­ный и муз. ре­пер­ту­ар де­лит­ся так­же по ген­дер­но­му и воз­рас­тно­му при­зна­кам. Спе­ци­фич­ны тан­цы, ис­пол­няю­щие­ся в до­мах для де­во­чек, в длин­ных об­ществ. до­мах, в муж­ских до­мах (напр., в ри­туа­ле ида с уча­ст­ни­ка­ми в мас­ках). Му­зы­ка, со­глас­но тра­диц. пред­став­ле­ни­ям, яв­ля­ет­ся сред­ст­вом свя­зи с по­тус­то­рон­ним ми­ром и ду­ха­ми, вхо­дит со­став­ной ча­стью в мно­го­числ. об­ря­ды, со­про­во­ж­да­ет об­щин­ный труд. Раз­ви­ты фор­мы сиг­наль­ной му­зы­ки (рит­мич. и ме­ло­дич. фор­му­лы, муз. свист), муж­чи­ны име­ют лич­ные сиг­наль­ные тру­бы. В це­лом пре­об­ла­да­ет во­каль­ная му­зы­ка. Пес­ни ча­ще ис­пол­ня­ют­ся в уни­сон, на юж. по­бе­ре­жье о. Но­вая Гви­нея – квин­та­ми, так­же встре­ча­ет­ся по­ли­рит­мич. мно­го­го­ло­сие и др. Рас­про­стра­не­ны пес­ни о стран­ст­ви­ях ду­хов пред­ков и ми­фич. ге­ро­ев, муж­ские лич­ные пес­ни, пес­ни-пред­ло­же­ния жен­щи­не вый­ти за­муж и др., в пров. Зап. На­го­ряя (Па­пуа-Но­вая Гви­нея) – ан­ти­фон­ные пе­ре­клич­ки ин­ст­ру­мен­та­ли­стов и пев­цов (с тан­ца­ми). Иг­ра на муз. ин­ст­ру­мен­тах со­про­во­ж­да­ет пес­ни, тан­цы, по­этич. дек­ла­ма­ции; прак­ти­ку­ет­ся ан­самб­ле­вая иг­ра на ба­ра­ба­нах, на флей­тах (ан­самб­ли из од­но­род­ных и не­од­но­род­ных флейт), на флей­тах и тру­бах и др. Из муз. ин­ст­ру­мен­тов наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны од­но­сто­рон­ние ба­ра­ба­ны с ци­лин­д­рич., ко­нич., куб­ко­об­раз­ным кор­пу­сом из дре­ве­си­ны, бам­бу­ка, гли­ны, с мем­бра­ной из ко­жи змеи, яще­ри­цы или сум­ча­то­го жи­вот­но­го; ха­рак­те­рен ба­ра­бан кун­ду с кор­пу­сом в фор­ме пе­соч­ных ча­сов дли­ной от 23 см до 2,8 м. Идио­фо­ны – де­рев. ще­ле­вой ба­ра­бан га­ра­мут с кор­пу­сом дли­ной св. 4 м, по­гре­муш­ки из мор. ра­ко­вин, оре­хо­вой скор­лу­пы, ке­ра­ми­ки, бам­бу­ка и др.; аэ­ро­фо­ны – флей­ты (в т. ч. мно­го­стволь­ные и пар­ные из бам­бу­ка, ока­ри­ны из скор­лу­пы ко­ко­со­во­го оре­ха, гли­ны), тру­бы (из бам­бу­ка, дре­ве­си­ны, мор. ра­ко­ви­ны); тра­диц. хор­до­фон – му­зы­каль­ный лук двух ви­дов: боль­шой охот­ни­чий (со­про­во­ж­да­ет тан­цы) и ма­лень­кий 2-струн­ный (осо­бым мас­тер­ст­вом от­ли­ча­ют­ся му­зы­кан­ты ху­ли). Бам­бу­ко­вые тру­бы, зву­ча­ние ко­то­рых свя­за­но с го­ло­са­ми ду­хов, при­ме­ня­ют­ся в об­ря­дах ини­циа­ции. Зву­ки труб, вар­га­на, му­зы­каль­но­го лу­ка ис­поль­зу­ют­ся для вы­зо­ва ду­хов, с этой же це­лью при­ме­ня­ют­ся ору­дия, из­ме­няю­щие тембр че­ло­ве­че­ско­го го­ло­са (ре­зо­на­то­ры из вы­су­шен­ной ты­к­вы, длин­ной бам­бу­ко­вой труб­ки и др.).

Лит.: Kunst J. Music in New Guinea. s’-Gra­venhage, 1967; Politics in New Guinea. Ne­d­lands, 1973; Brown P. Highland peoples of New Guinea. Camb., 1978; Feil D. The evolu­tion of Highland Papua New Guinea societies. Camb., 1987; Feld S. Sound and sentiment: birds, weeping, poetics, and song in Kaluli ex­pression. Phil., 1990; Knauft B. South coast New Guinea cultures. Camb., 1993; Shadows of New Guinea. P.; Gen., 2006.

Вернуться к началу