Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛАУ́НГ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 104

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров

ПАЛАУ́НГ (па­ла­ун; са­мо­на­зва­ние – та­анг, кит. дэ­ан), на­ро­ды груп­пы кхме­ры горные в Мьян­ме и Юго-Зап. Ки­тае. Жи­вут в ме­ж­ду­ре­чье верх­не­го те­че­ния рек Са­лу­ин (Нуц­зян) и Ме­конг (Лань­цанц­зян) на се­ве­ро-вос­то­ке Мьян­мы (зо­на Па­ла­унг на юге и се­ве­ре шта­та Шан; 600 тыс. чел. – 2012, оцен­ка) и в Юго-Зап. Ки­тае [Дэ­хун-Дай-Ка­чин­ский (Дэ­хун-Дай-Цзин­по­ский) ав­то­ном­ный окр. и гор. окр. Фын­сян (Линь­цан) на за­па­де и юго-за­па­де пров. Юнь­нань; 17,9 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись]; про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ре Таи­лан­да (пров. Камп­хэн­гп­хет; 6 тыс. чел. – 2012, оцен­ка). Вклю­ча­ют под­груп­пы шуэ (шве), или зо­ло­тых П., нгве, или се­реб­ря­ных П., па­ле, ри­анг и ру­маи. Го­во­рят на зап.-па­ла­унг­ских язы­ках сев. под­груп­пы мон-кхмер­ских язы­ков. Пись­мен­ность в Мьян­ме на ос­но­ве бир­ман­ско­го пись­ма. Рас­про­стра­не­ны так­же бир­ман­ский, кит., не­паль­ский, ка­чин­ский, тай­ский и шан­ский язы­ки. В осн. буд­ди­сты (тхе­ра­ва­да), св. 1% – хри­стиа­не.

В сер. 1-го тыс. н. э. бы­ли рас­се­ле­ны вплоть до р. Ира­ва­ди на за­па­де, име­ли кня­же­ст­ва, из них круп­ней­шее Тон­г­пенг (Та­ун­пен) в го­рах Тон­гпенг (Лой­пье) к югу от р. Шу­эли. С 7 в. бы­ли от­тес­не­ны в го­ры пред­ка­ми ша­нов, с 13 в. – ти­бе­то-бир­ман­ски­ми и тай­ски­ми пе­ре­се­лен­ца­ми из Нань­чжао, в 18 в. ис­пы­ты­ва­ли с се­ве­ра дав­ле­ние ка­чи­нов.

Фото Huilin Dai Женщина палаунг в традиционном костюме.

Ос­нов­ное тра­диц. за­ня­тие – зем­ле­де­лие (осн. куль­ту­ра – чай; у па­ле рас­про­стра­нён рис, вы­ра­щи­ва­ют так­же бо­бо­вые, гре­чи­ху, ку­ку­ру­зу, ямс, ко­но­п­лю, мес­та­ми – хло­пок). Раз­ви­ты тка­че­ст­во, пле­те­ние, об­ра­бот­ка ме­тал­ла, из­го­тов­ле­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия; боль­шое зна­че­ние име­ет тор­гов­ля, гл. обр. ча­ем. До­ма в осн. свай­ные на бам­бу­ко­вом кар­ка­се, рас­по­ла­га­ют­ся на гор­ных скло­нах; под по­лом по­ме­ща­ет­ся скот; вход с ве­ран­ды с тор­цо­вой сто­ро­ны. Со­хра­ня­ют­ся длин­ные до­ма для боль­ших пат­ри­ар­халь­ных се­мей. Муж­чи­ны в Мьян­ме но­си­ли ши­ро­кие шта­ны и курт­ку, в Ки­тае – чёр­ный ха­лат с глу­бо­ким за­па­хом на­пра­во; на го­ло­ве – бе­лый или чёр­ный тюр­бан. Маль­чи­ки во вре­мя ини­циа­ции по­лу­ча­ют та­туи­ров­ку (изо­бра­же­ния цве­тов, птиц, ти­гра, оле­ня и т. п.). Жен­ская оде­ж­да – не­сши­тая юб­ка с го­ри­зон­таль­ны­ми крас­но-чёр­но-си­ни­ми по­ло­са­ми (их ком­би­на­ция ука­зы­ва­ла на при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­ри­аль­ной груп­пе), си­няя рас­паш­ная коф­та, час­то с круп­ны­ми се­реб­ря­ны­ми пу­го­ви­ца­ми и на­шив­ны­ми бля­ха­ми, се­реб­ря­ные серь­ги, грив­ны, брас­ле­ты; на го­ло­ве – тюр­бан, ук­ра­шен­ный ба­хро­мой из цвет­ных ни­ток, или раз­но­цвет­ный ка­пю­шон с се­реб­ря­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми (его про­ис­хо­ж­де­ние свя­зы­ва­лось с ми­фич. пра­ро­ди­тель­ни­цей П. – зме­ёй На­га). Пьют мно­го креп­ко­го чая, в т. ч. с со­лью. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии го­во­ря­ще­го, би­фур­ка­тив­но­го ти­па для млад­ших од­но­по­лых сиб­лин­гов ро­ди­те­лей и би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па для стар­ших од­но­по­лых сиб­лин­гов ро­ди­те­лей. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту. Брач­ное по­се­ле­ние пат­ри­ло­каль­ное. Пред­по­чи­та­ют­ся крос­ску­зен­ные бра­ки. Мо­ло­дёжь поль­зо­ва­лась зна­чит. до­б­рач­ной сво­бо­дой. Прак­ти­ко­ва­лись брач­ный вы­куп и раз­вод. Неск. де­ре­вень объ­е­ди­ня­лись под вла­стью во­ж­дей, в цин­ском Ки­тае под­чи­няв­ших­ся тай­ским пра­ви­те­лям (ту­сы). Буд­дизм вос­при­ня­ли от ша­нов. Рас­про­стра­не­ны ве­ра в ду­хов (нэт), ко­то­рым при­но­сят в жерт­ву сви­ней и кур, ша­ман­ст­во. Куль­ту пред­ков по­свя­ще­ны до­маш­ние ал­та­ри. Раз­вит культ пред­ков во­ж­дей, в Тон­гпе­не культ пред­ков пра­ви­те­ля (са­уб­ва) был офи­ци­аль­ным. По­кой­ни­ков хо­ро­нят в долб­лё­ных ко­ло­дах, в рот кла­дут се­реб­ря­ную мо­не­ту; умер­ших на­сильств. смер­тью кре­ми­ру­ют и прах за­хо­ра­ни­ва­ют в ке­ра­мич. ур­нах. Празд­ни­ки – об­ли­ва­ния во­дой (Но­вый год по ка­лен­да­рю тай), за­кры­ва­ния и от­кры­ва­ния две­рей, сбо­ра цве­тов, воз­жи­га­ния хво­ро­ста и др. – со­про­во­ж­да­ют­ся пе­ту­ши­ны­ми боя­ми. Рас­про­стра­не­ны муж­ские тан­цы. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ба­ра­бан, гонг, губ­ной ор­ган, по­пе­реч­ная флей­та.

Лит.: Milne M. L. H. The home of an Eastern clan: a study of the Palaungs of the Shan states. Oxf., 1924; LeBar F. M., Hickey G. C., Mus­grave J. K. Ethnic groups of mainland Sou­theast Asia. New Haven, 1964; Чес­нов Я. В. Па­ла­ун // На­ро­ды Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1966; Сан Яохуа. Дэ­ан цзу. Пе­кин, 1986; Дэ­ан цзу вэньхуа да­гу­ань / Ред. Сан Яохуа. Кунь­мин, 1999.

Вернуться к началу