Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́НО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 226-227

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин, А. А. Матусовский

ПА́НО, груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на за­па­де Юж. Аме­ри­ки. Жи­вут на за­па­де Бра­зи­лии (за­пад и юг шта­та Ама­зо­нас и за­пад шта­та Ак­ри), вос­то­ке Пе­ру (вос­ток ре­гио­на Ло­ре­то, регион Укая­ли, се­вер ре­гиона Мад­ре-де-Дьос) и се­ве­ре Бо­ли­вии (се­вер деп-та Бе­ни). Де­лят­ся на сев., сев.-центр., юж.-центр., юго-вост., зап. и юж. груп­пы. Сев. П. про­жи­ва­ют в бас­сей­не ср. те­че­ния р. Жа­ва­ри и р. Ку­руса [май­о­ру­на (майо-пи­са­бо, са­мо­на­зва­ние – ма­цес) – 1,5 тыс. чел. в Пе­ру и 0,9 тыс. чел. в Бра­зи­лии; ко­ру­бо – 0,5 тыс. чел.; ма­тис (му­ша­бо, де­шан, ми­кит­бо) – 0,4 тыс. в Бра­зи­лии] и в ме­ж­ду­ре­чье Рио-Блан­ко и Та­пи­че [пи­са­бо (пи­са­уа, пи­са­гуа) – 0,6 тыс. чел. в Пе­ру]. Сев.-центр., юж.-центр. и юго-вост. П. оби­та­ют на плос­ко­го­рье Ла-Мон­та­нья и его вост. от­ро­гах. К сев.-центр. П. от­но­сят­ся ча­ма [ши­пи­бо (си­пи­по, ше­тебо, чи­пео, чи­пио, ка­ли­се­ка) и ко­ни­бо (ку­ни­ба, ко­ни­во, ку­ни­во, ку­ри­бео); 30 тыс. чел.] и ис­чез­нув­ший на­род сен­си – в сред­нем те­че­нии р. Укая­ли; ка­па­на­уа (0,4 тыс. чел.), иш­ко­на­уа (ис­ко­на­уа, ис­ко­ба­ке­бу; 0,1 тыс. чел.) и ис­чез­нув­ший на­род ре­мо – в бас­сей­не р. Та­пи­че в Пе­ру; ма­ру­бо (1,6 тыс. чел.) – в вер­ховь­ях рек Жа­ва­ри, Ку­ру­са и Ипи­шу­на в Бра­зи­лии. К юж.-центр. П. при­над­ле­жат ява­на­уа (0,6 тыс. чел.), ну­куи­ни (0,4 тыс. чел.), ис­чез­нув­шие на­ро­ды ту­ши­на­уа и ши­пи­на­уа – в вер­ховь­ях р. Жу­руа; поя­на­уа (0,5 тыс. чел.) – в вер­ховь­ях р. Моа в Бра­зи­лии; ями­на­уа (жа­ми­на­уа, яма­на­уа, юми­на­уа; 3 тыс. чел. в Бра­зи­лии, 1 тыс. чел. в Пе­ру и 0,2 тыс. чел. в Бо­ли­вии), амау­а­ка (ама­гуа­ко, аме­у­а­ке, ипи­ти­не­ри, сая­ко; 0,4 тыс. чел. в Пе­ру и 0,2 тыс. чел. в Бра­зи­лии), ша­ра­на­уа (ша­ва­на­уа, ша­ва­да­ва, ма­ри­на­уа, ша­ра­на­уа; 1,7 тыс. чел. в Пе­ру) и йо­ра (юра, йо­ра­на­уа, па­но нац. пар­ка Ма­ну, пар­ке­на­уа; 0,4 тыс. чел. в Пе­ру) – в вер­ховь­ях рек Укая­ли, Жу­руа, Пу­рус и Пьед­рас, на ре­ках Ма­пуа и Ми­ша­гуа. В груп­пу юго-вост. П. вхо­дят ка­ши­на­уа (кашйя­на­уа, са­мо­на­зва­ние ху­ни ку­ин – «на­стоя­щие лю­ди»; 2,5 тыс. чел. в Пе­ру и 7,5 тыс. чел. в Бра­зи­лии) – на ре­ках Пу­рус и Ку­ран­ха; ка­ту­ки­на (ка­ма­на­уа, ва­нин­на­уа; 0,6 тыс. чел. в Бра­зи­лии); в вер­ховь­ях Жу­руа жи­вут так­же ну­ки­ни (0,6 тыс. чел.), пуй­я­на­уа (по­иа­на­уа; 0,5 тыс. чел.). Зап. П. жи­вут на р. Агу­ай­тия в вост. от­ро­гах Вост. Кор­диль­е­ры в Пе­ру: ка­ши­бо (ка­ки­бо, ка­си­бо, ка­чи­бо, каи­во, са­мо­на­зва­ние уни – «лю­ди»; св. 5 тыс. чел.) и ка­таи­бо (ка­ка­таи­бо, ка­ка­та­иу, но­ка). Вост. П. (ка­ша­ра­ри – 0,3 тыс. чел.) про­жи­ва­ют на р. Абу­нан на юге шта­та Ама­зо­нас в Бра­зи­лии. Юж. П. (ча­ко­бо – 0,9 тыс. чел., па­кау­ра – 18 чел. и ис­чез­нув­шие ши­на­бо) жи­вут на пра­во­бе­ре­жье ниж­не­го те­че­ния р. Бе­ни в Бо­ли­вии. Об­щая чис­лен­ность ок. 50 тыс. чел. (2010, оцен­ка). Го­во­рят на язы­ках па­но­ан­ской семьи па­но-та­кан­ских язы­ков. Ряд язы­ков в Пе­ру и Бо­ли­вии яв­ля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми, пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же исп. и пор­туг. язы­ки. Ка­то­ли­ки.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов к вос­то­ку от Анд. Ча­ма ис­пы­та­ли куль­тур­ное влия­ние жи­те­лей анд­ско­го ре­гио­на, ве­ли по­сто­ян­ные вой­ны с ту­пи-ко­ка­ма. К при­хо­ду ис­пан­цев за­ни­ма­лись под­сеч­но-ог­не­вым и ин­тен­сив­ным (в за­то­п­ляе­мой пой­ме Укая­ли) зем­ле­де­ли­ем, де­ла­ли по­ли­хром­ную рас­пис­ную ке­ра­ми­ку с гео­мет­рич. ор­на­мен­том, близ­ким к ор­на­мен­ту по­ли­хром­ной тра­ди­ции Ама­зо­нии (кон. 1-го – нач. 2-го тыс. н. э.); гл. по­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ли по 1000 и бо­лее жи­те­лей. В 17–19 вв. их чис­лен­ность силь­но упа­ла из-за эпи­де­мий, с сер. 20 в. вы­тес­ня­ют­ся ис­па­но- и ке­чуа­я­зыч­ным на­се­ле­ни­ем; со­хра­ня­ет­ся по­ли­хром­ная ке­ра­мич. тра­ди­ция. Ос­таль­ные на­ро­ды П., жив­шие в вер­ховь­ях рек и на во­до­раз­де­лах, за­ни­мались под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, охо­той с лу­ком и стре­ло­ме­тат. труб­кой, ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом, при­ми­тив­ным тка­че­ст­вом из ди­ко­го хлоп­ка, из­го­тав­ли­ва­ли гру­бую не­ор­на­мен­ти­ров. ке­ра­ми­ку. Не­ко­то­рые груп­пы (па­кау­а­ра, ка­ри­пу­на и др.) из­го­тав­ли­ва­ли лод­ки из ко­ры или долб­лён­ки, прак­ти­ко­ва­ли гео­фа­гию (ка­ри­пу­на). Для всех П. ха­рак­тер­ны раз­ве­де­ние толь­ко слад­ко­го ма­нио­ка, эн­до­кан­ни­ба­лизм (по­еда­ние с ку­ку­руз­ной ка­шей пе­ре­жжён­ных кос­тей, до 17 в. – так­же мя­са умер­ших со­ро­ди­чей), та­туи­ров­ка и рас­крас­ка ли­ца и те­ла, из­го­тов­ле­ние ри­ту­аль­ных кос­тю­мов из перь­ев, от­сут­ст­вие ха­рак­тер­ных для мн. ин­дей­цев Ама­зо­нии муж­ских ри­туа­лов; у не­ко­то­рых на­ро­дов су­ще­ст­во­ва­ло по­гре­бе­ние в до­мах в боль­ших со­су­дах; ча­ко­бо хо­ро­ни­ли умер­ших в хи­жи­нах, ко­то­рые за­тем по­ки­да­лись и сжи­га­лись. До 20 в. у ча­ма прак­ти­ко­ва­лись чер­не­ние зу­бов, де­фор­ма­ция че­ре­па, ини­циа­ции де­во­чек (вклю­чая об­ре­за­ние), со­про­во­ж­дав­шие­ся ри­ту­аль­ной борь­бой муж­чин. У ка­ши­бо су­ще­ст­во­вал кан­ни­ба­лизм. Ша­ма­ны ис­поль­зо­ва­ли в ри­туа­лах та­бак, гал­лю­ци­но­ген­ные на­пит­ки из Banisteriopsis caapi (аяу­а­ска) и бруг­ман­сии. Был рас­про­стра­нён обы­чай ку­ва­ды. Для ми­фо­ло­гии ха­рак­тер­ны сю­же­ты о Боль­шом реч­ном змее как хо­зяи­не зем­ных и реч­ных жи­вот­ных, об ог­ром­ном змее – ра­ду­ге, нау­чив­шем жен­щин на­но­сить ор­на­мент на ке­ра­ми­ку, о не­бес­ном ягуа­ре, о кра­же жи­вот­ны­ми ог­ня и куль­тур­ных рас­те­ний у жад­но­го Ин­ки. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – флей­ты Па­на, ба­ра­ба­ны.

Об­ществ. ор­га­ни­за­ции П.: Со­юз ин­дей­ских об­щин до­ли­ны Жа­ва­ри (май­о­ру­на, ко­ру­бо), Фе­де­ра­ция ту­зем­ных об­щин Пу­ру­са (амау­а­ка, ка­ши­на­уа, ша­рана­уа, ями­на­уа), Фе­де­ра­ция ту­зем­ных об­щин Укая­ли, Фе­де­ра­ция ту­зем­ных об­щин ниж­ней Укая­ли (ча­ма) и др.

Лит.: Tessmann G. Die Indianer Nordost-Pe­rus. Hamb., 1930; Métraux A. The native tribes of Eastern Bolivia and Western Matto Grosso. Wash., 1942; Girard R. Indios selváticos de la Amazonía peruana. Méx., 1958; Siskind J. To hunt in the Morning. L., 1975; Gebhart-Sa­yer A. Die Spitze des Bewusstseins: Unter­suchun­gen zu Weltbild und Kunst der Shipi­bo-Conibo. Hohenschäftlarn, 1987; Kästner K.-P. Historisch-ethnographische Klassifikation der Stämme des Ucayali-Beckens (Ost-Peru): eine Kulturanalyse und -synthese. Fr./M., 1992.

Вернуться к началу